- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Алыкова А.О.
PDF файл статьиУДК 345.5 Алыкова Анна Олеговна студентка 2 курса магистратуры, юридический факультет Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Россия, г. Вологда e-mail: anya-anna-kuzneczova-2013@mail.ru Научный руководитель: Анисимова Е.А., кандидат юридических наук, Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Россия, г. Вологда РЕФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: Статья посвящена истории развития института государственной гражданской службы в Российской Федерации, а также изменениям, которые произошли за последние десятилетия. Какие важные нормативно-правовые акты были приняты в разные этапы проведенных реформ. Кроме этого рассматриваются результаты проведенных изменений и те проблемы, которые остаются актуальными по настоящее время. Ключевые слова: государственная гражданская служба, реформы, изменения, цели, проблемы. Alykova Anna Olegovna 2nd year master student, faculty of law North-West Institute (branch) of the University named after O.E. Kutafina (MGYUA), Russia, Vologda Scientific adviser: Anisimova E.A., candidate of legal sciences, North-West Institute (branch) of the University named after O.E. Kutafina (MGYUA), Russia, Vologda REFORM OF THE STATE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article is devoted to the history of the development of the institution of public civil service in the Russian Federation, as well as to the changes that have occurred over the past decades. What important legal acts were adopted at 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 different stages of the reforms. In addition, the results of the changes and those problems that remain relevant to the present are considered. Key words: state civil service, reform, changes, target, problems. В настоящее время во многих научных работах можно встретить уже известную фразу Р. Драго: «Администрация находится в состоянии постоянной реформы, что является одним из признаков ее здоровья». Можно согласиться с таким мнением профессора, так как начатая в 2003 году административная реформа, которая предполагалась на два года, закрепленная в Указе Президента РФ от 27.03.2003 г. № 824 «О мерах по проведения административной реформы в 2003-2004 г.» до сих пор продолжается. Значение государственной службы трудно переоценить, так как она является ключевым элементом системы государственного управления [1]. Еще с давних времен она подвергалась различным изменениям и реформам. Проблема реформирования стала актуальной, когда в стране стали набирать обороты процессы демократизации и модернизации, которые во многом были связаны еще с перестройкой и распадом СССР. Политическое руководство России во второй половине 1990-х годов пришло к пониманию, что необходимо внести серьезные изменения в систему государственного управления. И уже в 1997 году в Послании Президента РФ Федеральному собранию был вынесен вопрос о реформировании государственной гражданской службы. Первый проект Концепции реформы был рассмотрен Правительством РФ уже в 1998 году. В связи с этим можно отметить, что проблема, связанная с реформированием государственной гражданской службы, существует и является актуальной уже на протяжении нескольких десятилетий. В начале XX-XI веков нужны были серьезные организационные меры для формирования системы государственного управления. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Также необходимо отметить, что реформирование государственной гражданской службы преследует целый ряд определенных целей. В качестве первой можно выделить борьбу с коррупцией. В настоящее время в данном направлении проводится очень много изменений, что приводит к увеличению списка запретов для государственных служащих, введению новый мероприятий, одним из которых стало предоставление сведений о доходах, расходах и имуществе не только членов семьи государственного служащего (супруга, детей), но и родных сестер и братьев супруга. Другой целью реформы является решение проблемы бюрократизации, которая связана с увеличением численности служащих и уровней иерархии системы государственного управления, а также с узкой специализацией. Ну и в качестве последней, третьей цели отмечается повышение эффективности профессиональной деятельности служащих. Эта цель затрагивает как повышение заработных плат, так и дополнительное обучение гражданских служащих. Идет разработка оценки качества реализации дополнительных профессиональных программ для гражданских служащих в целях проведения мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам. По-моему мнению, необходимо, чтобы представитель (нанимателя) знал и видел эти дополнительные программы «изнутри». Так как на данный момент дополнительное образование, так же как и программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки, не соответствуют тем критериям качества, которые заложены именно законодателем. Поступая на такие программы, гражданскому служащему чаще всего даются те же знания, что были получены им ранее. Тем самым не приходится говорить об эффективности данного обучения. Все осуществление реформ можно разделить на несколько этапов. Первым этапом является период с 1997 года по 1999 год. Многими исследователями данный этап называется, как подготовительный. Именно тогда была создана Комиссия по разработке проекта Программы 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 государственного строительства. Возглавлял эту комиссию Юмашев Б.В. – руководитель Администрации Президента РФ. Под его руководством было подготовлено двенадцать вариантов концепций данной реформы. Второй этап охватывает временной период с 2000 по 2003 года. Он в первую очередь был связан с подготовкой и утверждением основных документов, связанных с данной реформой. Было очень много проведено аналитических исследований и разработаны определенные нормативно- правовые акты. Одним из них был Указ Президента РФ от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». Именно в данном акте нашла отражение основная цель реформы государственной гражданской службы, которая состояла в повышении эффективности деятельности системы федеральных органов исполнительной власти и создание благоприятных условий для осуществления субъектами предпринимательства своих прав и интересов [2]. Третий этап реформы приходится на 2004 по 2006 года, именно тогда начались институциональные изменения. Ее основой стал Указ Президента РФ от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Именно благодаря этому указу появилась трехзвенная структура органов исполнительной власти: 1. Федеральные министерства; 2. Федеральные службы; 3. Федеральные агентства [3]. Четвертый этап реформы был направлен на сервисное администрирование и проходил с 2006 по 2008 года. Это отразилось в распоряжении Правительства РФ «О Концепции административной реформы в РФ в 2006-2008 годах». В данном акте были закреплены принципы реформы, которые применялись для осуществления взаимодействия и организации деятельности федеральных органов исполнительной власти [4]. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Появилось регламентирование исполнения государством услуг гражданам. В каждом органе был свой регламент предоставления услуг, которые можно увидеть на их официальных сайтах. Если рассматривать цели реформирования государственной гражданской службы в 2006-2010 годах, то согласно Концепции, выделялись следующие: - повышение качества и доступности услуг, которые оказываются населению государством; - ограничение вмешательства государства в сферу экономической деятельности субъектов предпринимательства, в том числе путем прекращения избыточного государственного регулирования; - повышение эффективности деятельности органов государственной власти. Для того, чтобы достичь поставленные цели был предусмотрен целый ряд задач: Внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления исходя из результатов; Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, которые предоставляются органами исполнительной власти, а также регламенты в этих органах; Реализация единой вертикально интегрированной автоматизированной системы мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в целях достижения наиболее важных показателей социально экономического развития РФ и исполнения ими своих полномочий; Создание многофункциональных центров; Организация предоставления государственных услуг в электронной форме; оптимизация функционирования органов исполнительной власти. Пятый этап реформы проходил с 2009 по 2014 года. В этот период была принята Федеральная программа «Реформирование и развитие системы 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 государственной службы в РФ (2009-2013 гг.)» [5]. В ней было выделено ряд направлений: - формирование системы государственной службы РФ как целостного государственного правового института, создание системы управления государственной службой; - внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы; - повышение эффективности государственной службы РФ и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Последний, шестой этап реформирования проходил с 2015 - 2018 года. Но перед этим, в 2014 году был разработан проект Федеральной программы «Развития государственной службы РФ на 2015-2018 годы». Основным элементом данной программы были изменения, которые касались кадровой политики. Государственные гражданские служащие – это фундамент государственного аппарата. Было внесено предложение разделить все должности государственной службы по профессионально квалификационным группам, разработать модели должностей и как следствие выбирать в последующем кадры для государственной службы на открытом рынке труда, учитывая профессиональные качества и личные качества кандидатов [6]. Было предложено ввести общественную оценку деятельности служащих, а что касаемо размера оплаты труда, то его предполагалось поставить в зависимость от выполненных показателей, для мотивации государственных служащих, что в настоящее время используется. Подводя итог, нужно отметить, что осуществление реформы государственной гражданской службы в настоящее время остается очень актуальной проблемой, которая стоит перед государством. В настоящее время осуществлено шесть этапов реформы, на которых были решены различные проблемы. Но тем не менее необходимо отметить, что реформа еще далека от своего завершения и продолжается по настоящее время. Так, до сих пор не 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 решены проблемы коррупции и бюрократизации. Среди ее положительной стороны можно выделить предоставление государственных услуг в раках единого окна, а также их предоставление в электронной форме. Список литературы: 1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Справочно- правовая система «Консультант-Плюс». 2. Указ Президента РФ от 23.07.2003 № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 12.04.2019) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах»// Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5. Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 6. Указ Президента РФ от 11.08.2016 № 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016-2018 годы // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 7 https://tribune-scientists.ru