- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Рысева А. Р.
PDF файл статьиУДК 372.881.111.1 Рысева Анна Романовна студентка 2 курса магистратуры, направление: лингвистика профиль: разработка мультикультурных компьютерных игр Балтийский Федеральный Университет им. И. Канта, Россия, г. Калининград e-mail: anntkachuk@yahoo.com Научный руководитель: Болотина М.А., кандидат филологических наук, доцент. Балтийский Федеральный Университет им. И. Канта, Россия, г. Калининград РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ Аннотация: В статье рассматривается использование мобильных приложений в процессе обучения иностранному языку обучающихся основного уровня общего образования. В статье представлены обучающие упражнения с задействованием таких мобильных приложений, как Zara, Next Sentence и Alias для развития иноязычных коммуникативных умений аудирования и говорения по лексической теме «одежда». Разработанный комплекс упражнений был апробирован на обучающихся 7 класса. В работе доказана относительная эффективность развития иноязычных коммуникативных умений с помощью мобильных приложений. Ключевые слова: иноязычные коммуникативные умения, мобильные приложения, мобильное обучение, умения аудирования, умения говорения. Ryseva Anna Romanovna 2nd year master student, faculty of linguistics Baltic Federal University named after Immanuel Kant, Russia, Kaliningrad Scientific adviser: Bolotina M.A., candidate of philological sciences, associate professor Baltic Federal University named after Immanuel Kant, Russia, Kaliningrad DEVELOPMENT OF FOREIGN COMMUNICATIVE SKILLS WITH MOBILE APPS Abstract: The article deals with implementing mobile apps in the process of teaching English. The article shows the examples of exercises based on using such apps as Zara, Next Sentence and Alias aimed to develop foreign communicative skills of 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 secondary students. Suggested set of exercises was tested on students of the 7th Grade. The article provides the results of the test and approves the efficiency of development of communicative skills with mobile apps. Key words: foreign communicative skills, mobile apps, mobile learning, listening skills, speaking skills. Основной целью обучения иностранному языку является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, которая включает в себя определённый набор знаний, иноязычных коммуникативных умений и навыков. Умения - промежуточный этап между полученным знанием и автоматизированным его использованием (навыком). Иноязычные коммуникативные умения можно разделить на три группы [1]: 1 группа - иноязычные информационно-коммуникативные умения - умения воспроизведения информации 2 группа - иноязычные аффективно-коммуникативные умения - умения восприятия информации 3 группа - иноязычные регуляционно-коммуникативные умения - умения взаимодействия Все мобильные приложения, которые могут быть внедрены в процесс обучения, можно разделить на три условных категории: дидактические приложения (основная цель: обучающая), игры (основная цель: развлекательная) и приложения общего пользования (основная цель: информативная). Границы данных групп размыты и не могут быть точно определены, так как одно мобильное приложение может относиться не к одной, а к нескольким категориями. Каждая категория мобильных приложений может быть задействована для развития одной или нескольких групп иноязычных коммуникативных умений. Рассмотрим использование таких мобильных приложений, как Zara (приложений общего пользования), Next Sentence (дидактическое приложение) и Alias (игра) для развития иноязычных коммуникативных умений говорения и аудирования по лексической теме «Одежда» у обучающихся 7 класса. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Упражнение 1. Изучение лексики на тему «clothes» с помощью промо- приложения Zara Для предоставления слов, связанных с темой «одежда», преподаватель использует приложение бренда Zara. Преимуществом такого варианта изучения новой лексики является наличие визуального материала к изучаемым словам и употребление новых слов в контексте. Для развития информационно-коммуникативных умений говорения обучающимся может быть предложено самостоятельное описание элементов одежды и последующее сравнение с описанием, представленным на сервисе. Упражнение 2. Групповое написание истории «Lost shoelace» в приложении Next Sentence. Преподаватель предлагает обучающимся создание истории с заголовком «Lost shoelace» и вступлением «Once upon a time Greg bought new shoes». Обучающимся необходимо дополнить историю 12 предложениями поочередно так, чтобы последующее предложение совпадало с предыдущим логически и по смыслу. Ученики не ограничены по времени, однако их предложение может состоять не больше, чем из 24 слов. Задания с помощью приложения Next Sentence способствую развитию не только информационно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений, но и регуляционно-коммуникативных. Упражнение 3. Закрепление лексики по теме «одежда» с помощью мобильной игры Alias. В данной игре участникам предлагается разделиться на небольшие группы или работать всем классом. Задачей ведущего является объяснение всплывающего на экране слова с помощью простых или сложных предложений на иностранном языке. Задачей других участников является угадать слово, которое объясняет ведущий. Данное упражнение нацелено на развитие информационно- коммуникативных умений говорения, а также аффективно-коммуникативных умений аудирования. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Представленные выше упражнения были использованы в образовательный процесс обучающихся 7 класса МАОУ Лицея №5 г. Советска. Для оценки эффективности предложенного комплекса упражнений было проведено первичное и вторичное тестирование до и после проведения опытной проверки. Результаты тестирований показали повышение среднего уровня развития иноязычных коммуникативных умений говорения и аудирования с 5 до 5,6 баллов (по 7-ми балльной шкале). Подробные результаты представлены в таблице 1. Таблица 1 Количество правильных ответов обучающихся 7 класса в первичном и вторичном тестировании № ИМЯ, КЛАСС До (макс. 7) После (макс.7) 1. Андрей, 7 5/7 4/7 6/7 2. Антон, 7 6/7 5/7 5. Катя, 7 6/7 Данные, полученные в ходе опытной проверки разработанного комплекса упражнений развития иноязычных коммуникативных умений обучающихся с помощью мобильных приложений, показывают улучшение результатов обучающихся, принявших участие в эксперименте. В процессе обучения у большинства обучающихся произошло повышение показателей уровня сформированности коммуникативной компетентности. Нами была доказана относительная эффективность разработанной модели обучения. Cписок литературы: 1. Солдатенко К.Ю., Карпова С.И. Формирование у старших дошкольников иноязычных коммуникативных умений в условиях взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей // Гаудеамус. 2019. №1 (39). [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-starshih-doshkolnikov-inoyazychnyh- kommunikativnyh-umeniy-v-usloviyah-vzaimodeystviya-doshkolnoy-obrazovatelnoy (дата обращения: 04.06.2020 г.). 2. Медведева Н.П. Мобильное обучение как новая технология в образовании, 2015 6 с. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://wiki.ippk.ru/images/5/54/Медведева_НП_Мобильное_обучение_как_новая _технология_в_образовании.pdf (дата обращения: 04.06.2020 г.). 3. Аташикова Н.А. Advantages of learning English by mobile devices // Молодой ученый. №20. 2017 г. С. 421-422 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/154/43553/ (дата обращения: 04.06.2020 г.). 4. Брыксина О.Ф., Пономарева Е.А., Сонина М.Н. Информационно- коммуникационные технологии в образовании. Учебник. М.: Инфра-М, 2018. 550 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 5 https://tribune-scientists.ru