- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СТИЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У РАБОТНИКОВ БАНКА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДОЛЖНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2019"
Автор(ы) статьи: Ахмадуллина Д.Н.
PDF файл статьиУДК 159.9.072 Ахмадуллина Диана Наилевна студентка 2 курса магистратуры, психологический факультет, Казанский инновационный университет, Россия, г. Казань e-mail: dianan.86@mail.ru Научный руководитель: Юсупова Г.В., кандидат психологических наук, доцент, Казанский инновационный университет, Россия, г. Казань СПЕЦИФИКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И СТИЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ У РАБОТНИКОВ БАНКА С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ ДОЛЖНОСТИ Аннотация: В статье рассматриваются особенности влияния уровня эмоционального интеллекта на стиль принятия решений работниками руководящих и неруководящих должностей банка. Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что на сегодняшний день банковским работникам крайне важно обладать таким навыком, как принятие решений в разных ситуациях, в том числе и в ситуациях неизвестности. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, самомотивация, эмпатия, стиль принятия решений, бдительность, избегание, прокрастинация, сверхбдительность. Akhmadullina Diana Nailevna 2st year master student, Faculty of psychology, Kazan Innovative University, Russia, Kazan Scientific adviser: Yusupova G.V., Candidate of Psychology sciences, Associate professor, Kazan Innovative University, Russia, Kazan SPECIFICITY OF INTERRELATION OF EMOTIONAL INTELLIGENCE AND STYLE OF DECISION-MAKING AT BANK WORKERS WITH DIFFERENT LEVEL OF POSITION Abstract: The article discusses the peculiarities of the influence of the level of emotional intelligence on the decision-making style of employees of managerial and non-managerial positions of the bank. The urgency of the problem is explained by the fact that today bank employees are extremely important to have such a skill as decision making in different situations, including situations of obscurity. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru Key words: emotional intelligence, self-motivation, empathy, decision-making style, vigilance, avoidance, procrastination, vigilance. Целью исследования является выявление взаимосвязи эмоционального интеллекта и стиля принятия решений у руководителей и работников неруководящих должностей. В исследовании приняли участие 63 работника банка: 27 из них являются руководителями (имеют работников в подчинении), 36 - специалисты (не имеют в подчинении работников). Учёные, изучающие проблему эмоционального интеллекта в контексте вопроса о его связи с успешностью человека, исследовали: значение эмоционального интеллекта для профессиональной деятельности, Андреева И.Н. [1], роль и значение эмоционального интеллекта в процессе межличностного взаимодействия, Люсин Д.В. [2], функциональные характеристики эмоционального интеллекта, Носенко Э.Л., Коврига Н.В., влияние эмоционального интеллекта на формирование и проявление лидерских качеств, Гоулман Д. [3]. Эмоциональный интеллект подразумевает как возможность погрузиться в свои эмоции, чтобы осознать и почувствовать их, так и необходимость рационального анализа эмоций и принятия решения на основе этого анализа. Рассмотрим особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта и принятия решений у руководителей и неруководителей банка. В исследовании использовались следующие методики: 1. Тест «эмоционального интеллекта» (Н. Холл); 2. Мельбурнский опросник принятия решений (МОПР) (Т. Корнилова). В результате обследования испытуемых по методике «Тест эмоционального интеллекта» Холла были получены данные по руководителям и специалистам об их уровне эмоционального интеллекта по 5 шкалам (табл. 1). Для определения достоверности различий в проявлении эмоционального интеллекта использовали t-критерий Стъюдента. (табл.1). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 2 Таблица 1 Сравнительный анализ полученных данных по методике Холла в группах руководителей и специалистов (средние значения в баллах) № Шкалы методики Холла Руководители Специалисты t-критерий 13,03 2,721** 1 Эмоциональная осведомленность 15,63 10,03 2,718** 2 Управление своими эмоциями 13,15 3 Самомотивация 11,61 3,871** 14,70 4 Эмпатия 11,19 1,657 12,78 5 Распознавание эмоций других 13,26 10,69 2,469* *tКр = 1,9983, p≤0,05, **tКр = 2,6561, p≤0,01 Прим.: 14 баллов и более по шкалам – высокий уровень; 8 – 13 – средний; 7 и менее – низкий. По шкале «самомотивация» выявлено значимое различие между показателями руководителей и специалистов (t=3,871 при p≤0,01). Руководителю, при возникновении трудностей, в большей степени свойственен самоконтроль, умение себе отказать в чем-то ради большой цели, и этим, в том числе, показать пример своим подчиненным. Установлено, что у руководителей значимо больше выражена эмоциональная осведомленность, чем у специалистов (t=2,721 при p≤0,01). То есть руководители больше осознают и понимают свои эмоции. Руководители в большей степени управляют своими эмоциями (t=2,718 при p≤0,01). Они более отходчивы, эмоционально гибки. Это может быть связано с тем, что им приходится взаимодействовать с разным уровнем должности работниками, решать разные задачи и перестраиваться в зависимости от ситуации и требований, которые предъявляются к их работе и с необходимостью принимать управленческие решения в разных ситуациях, в том числе и в ситуациях неизвестности. Распознавание эмоций других и управление ими у руководителей ярче выражена чем у специалистов (t=2,469 при p≤0,05). В своей деятельности им чаще приходится воздействовать на других людей (побудить к деятельности 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru подчиненного, убедить коллег в переговорах). Также руководители часто выступают наставниками для своих подчиненных и создают своим настроем эмоциональный климат в коллективе. Умение распознавать и воздействовать на эмоциональное состояние других позволяет эффективнее взаимодействовать с окружающими, вырабатывать решения. В показателях по шкале «эмпатия» не выявлено различий между руководителями и специалистами, в обеих группах средний уровень способности к эмпатии – к постижению эмоциональных состояний другого человека, пониманию его переживаний, то есть сочувствовать. Оценивая в целом уровень эмоционального интеллекта у руководителей и специалистов, можно сформулировать следующие выводы. Респонденты обеих групп имеют уровень эмоциональной осведомленности выше среднего, то есть они способны наблюдать изменение своих чувств, анализировать как положительные, так и отрицательные эмоции, понимать источник их возникновения и проблемы, которые их спровоцировали. В то же время руководители в большей мере осведомлены о своем внутреннем состоянии, лучше управляют своими эмоциями и, соответственно, лучше управляют и собственным поведением, способны себя замотивировать на нужные действия при необходимости. В результате психодиагностического обследования испытуемых по методике Мельбурнского опросника принятия решений были получены данные по руководителям и специалистам об их уровне бдительности, избегания, прокрастинации и сверхбдительности. Сравним полученные результаты руководителей и специалистов с помощью t-критерий Стъюдента. (табл.2). Таблица 2 Сравнительный анализ полученных данных по методике МОПР в группах руководителей и специалистов (средние значения в баллах) № Шкалы методики МОПР Руководители Специалисты t-критерий 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 1 Бдительность 17,30 17,08 0,762 2 Избегание 8,04 9,14 -2,878** 3 Прокрастинация 5,85 6,19 -1,020 4 Сверхбдительность 6,18 6,83 -1,733 *tКр = 1,9983, p≤0,05, **tКр = 2,6561, p≤0,01 Прим.: Максимальное кол-во баллов по шкалам «бдительность» и «избегание» - 18 Максимальное кол-во баллов по шкалам «сверхбдительность» и «прокрастинация» - 15. Установлено, что паттерн «избегание», связанный с принятием решений у специалистов выше чем у руководителей. Возможно, в своей деятельности специалисты реже принимают решения и несут меньшую ответственность за принимаемые решения и в связи с этим у них выше данный показатель. Непродуктивные копинги (прокрастинация и сверхбдительность) также значимо не различаются у руководителей и специалистов. Это говорит о том, что и руководители (5,85), и специалисты (6,19) подвержены оттягиванию решения задач т.е. прокрастинации примерно одинаково. Сверхбдительность находится приблизительно на одинаковом уровне, как у руководителей (6,18), так и у специалистов (6,83). В целом, анализируя результаты, полученные по методике Мельбурнского опросника принятия решений, можно сказать, что такое свойство, трактуемое как продуктивный (бдительность) значимо не различаются у руководителей (17,3) и специалистов (17,08) и выражены достаточно ярко. Это говорит о том, что работникам разных уровней (и руководителям и специалистам) при принятии решения, свойственны уточнение целей и задач решения, рассмотрение альтернатив, связанное с поиском информации, ассимиляцией ее без предрассудков и оценки перед выбором. Далее был проведен корреляционный анализ Пирсона, целью которого было выявить особенности взаимосвязи между компонентами эмоционального интеллекта и стилем принятия решений руководителей и специалистов. Разберем каждую из групп более подробно. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru - прямая связь (p≤0,01) Рисунок 1. Корреляционная плеяда измеренных показателей эмоционального интеллекта и стиля принятия решений у руководителей. Примечание: - компоненты эмоционального интеллекта rкр = 0,48 1. Между показателями «эмоциональная осведомленность» и «эмпатия» существует прямо пропорциональная взаимосвязь (r=0,74 при p≤0,01). То есть можно сказать, что чем больше человек эмоционально осведомлен, тем лучше он понимает эмоции других и, тем самым, способен сильнее переживать эмпатию (сочувствие) к другим. 2. Между показателями «распознавание эмоций других и управление ими» и «эмпатия» существует прямо пропорциональная взаимосвязь (r=0,73 при p≤0,01). Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что чем сильнее человек способен переживать эмпатию по отношению к другим, тем лучше он распознает и способен воздействовать на эмоции других людей. И наоборот, чем лучше человек распознает эмоции других, тем больше он способен к эмпатии. 3. Между показателями «управление своими эмоциями» и «самомотивация» существует прямо пропорциональная взаимосвязь (r=0,54 при p≤0,01). Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что чем лучше руководитель управляет своими эмоциями, тем ему проще себя замотивировать на какое-либо действие. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 6 4. Между показателями «эмоциональная осведомленность» и «распознавание эмоций других и управление ими» существует прямо пропорциональная взаимосвязь (r=0,45 при p≤0,05). Эта взаимосвязь может говорить о том, что чем больше руководитель эмоционально осведомлен, тем лучше он распознает и способен воздействовать на эмоции других людей. Таким образом, у руководителей не выявлена взаимосвязь характеристик эмоционального интеллекта и принятия решений. Далее, рассмотрим взаимосвязь компонентов эмоционального интеллекта и стиля принятия решений у специалистов. Это необходимо для того чтобы посмотреть существует ли специфика изучаемых взаимосвязей среди руководителей и специалистов. Управление своими Эмпатия эмоциями Избегание Распознавание Самомотивация эмоций Сверхбдительность Прокрастинация - прямая связь (p≤0,01) - обратная связь (p≤0,01) - прямая связь (p≤0,05) - обратная связь (p≤0,05) Рисунок 2. Корреляционная плеяда измеренных показателей эмоционального интеллекта и стиля принятия решений у специалистов. Прим.: - компоненты эмоционального интеллекта - компоненты принятия решений 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru rкр = 0,42, p≤0,05, rкр = 0,33, p≤0,01 1. Между показателями «управление своими эмоциями» и «самомотивация» существует прямо пропорциональная взаимосвязь (r=0,78 при p≤0,01). Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что чем лучше работник управляет своими эмоциями, тем ему проще себя замотивировать на какое-либо действие. 2. Между показателями «распознавание эмоций других и управление ими» и «эмпатия» существует прямо пропорциональная взаимосвязь (r=0,74 при p≤0,01). Данная взаимосвязь свидетельствует о том, что чем сильнее человек способен переживать эмпатию по отношению к другим, тем лучше он распознает и способен воздействовать на эмоции других людей. И наоборот, чем лучше человек распознает эмоции других, тем больше он способен к эмпатии. 3. Между показателями «прократинация» и «сверхбдительность» существует прямая взаимосвязь (r=0,58 при p≤0,01). То есть можно отметить, что работник, более склонный к оттягиванию принятия решения, более склонен к панике в выборе между альтернативами. 4. Между показателями «самомотивация» и «сверхбдительность» существует обратная взаимосвязь (r=-0,57 при p≤0,01). То есть работник, умеющий замотивировать себя с использованием собственных эмоций, менее склонен к импульсивному принятию решений, к панике в выборе между альтернативами. 5. Между показателями «управление своими эмоциями» и «сверхбдительность» существует обратная взаимосвязь (r=-0,49 при p≤0,01). Данная взаимосвязь свидетельствует о том, работник, хорошо управляющий своими эмоциями, менее склонен к импульсивному принятию решений, к панике в выборе между альтернативами. 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 6. Между показателями «избегание» и «сверхбдительность» существует прямая взаимосвязь (r=0,47 при p≤0,01). Выявленная взаимосвязь может говорить о том, что работник, более склонный к избеганию принятия решения, более склонен к импульсивному принятию решений, к панике в выборе между альтернативами. 7. Между показателями «самомотивация» и «избегание» существует обратная взаимосвязь (r=-0,37 при p≤0,05). То есть работник, умеющий замотивировать себя с использованием собственных эмоций, менее склонен к избеганию принятия решения и перекладыванию ответственности. 8. Между показателями «управление своими эмоциями» и «избегание» существует обратная взаимосвязь (r=-0,37 при p≤0,05). Данная взаимосвязь свидетельствует о том, работник, хорошо управляющий своими эмоциями, менее склонен к импульсивному принятию решений, к панике в выборе между альтернативами. У специалистов выявлена значимая взаимосвязь характеристик эмоционального интеллекта и стиля принятия решений и зафиксированы два системообразующих фактора: избегание и самомотивация. Таким образом, проведенное исследование показало, что в группе руководителей нет взаимосвязи характеристик эмоционального интеллекта и стиля принятия решений, однако в группе специалистов выявлена значимая взаимосвязь этих же компонентов. Эти различия позволяют сделать выводы о том, что существует специфика взаимосвязи эмоционального интеллекта со стилем принятия решений у работников различного уровня должности в Банке. Выявленное значимое различие по шкале «избегание» может говорить о том, что избегание, характеризующийся как негативный паттерн совладания со стрессом при принятии решений, является тормозящим фактором в развитии работников и на пути их к эффективной и успешной деятельности. Список литературы: 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 1. Андреева И.Н. Эмоциональные особенности творческой личности // Психология. – 2003. – № 1. – С. 51-60. 2. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – С. 29–36. 3. Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Гоулман Дэниел, Бояцис Ричард, Макки Энни. Пер с англ. – 3-е изд. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 301 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 5/2019 http://tribune-scientists.ru 10