- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
БУЛЛИНГ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Гиталова К.В.
PDF файл статьиУДК 159.9 Гиталова Ксения Валерьевна, студентка 2 курса магистратуры, факультет начальных классов, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, г. Челябинск e-mail: gitalova1@mail.ru БУЛЛИНГ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: Школьный буллинг - социально-педагогическая проблема современного мира. В статье рассматриваются структура и основные черты буллинга в начальной школе. Дано определение, раскрыта социальная структура, психологическая характеристика участников, описаны существенные признаки буллинга. Ключевые слова: Буллинг, травля, агрессор, буллер, жертва. Gitalova Ksenia Valeryevna, 2nd year master student, faculty of primary classe, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk BULLING IN ELEMENTARY SCHOOL Abstract: School bullying is a social and pedagogical problem of the modern world. The article deals with the structure and main features of bullying among adolescents. This definition describes the social structure, psychological characteristics of the participants described the essential features of bullying. Key words: Bullying, bullying, aggressor, Buller, victim. Начальная школа — первая ступень, чтобы получить образование. Это новый виток в социализации ребенка, новая социальная роль — ученик. Родители, когда выбирают школу, часто ориентируются не на образовательную организацию, а на учителя. И если раньше доминирующими выступали профессиональные навыки педагога, то сейчас в первую очередь родителей интересует, как учитель коммуницирует с детьми, как устраняет детские конфликты, не провоцирует ли их, не ведет ли себя агрессивно и нетактично. Одна из причин такого интереса — участившиеся случаи буллинга в начальной школе. Буллинг – этим термином педагоги и психологи обозначают травлю, а именно моральное и физическое насилие, запугивание, вымогательство, доминирование и принуждение. Речь идет о школьном коллективе, когда себя проявляет какой-то «вожак», в окружении группы последователей. В последнюю, как правило, входят дети, которые ничего не могут противопоставить в ответ на «приказы лидера», и сами опасаются оказаться в роли жертвы. Основные виды травли: • вербальная (словесная) – насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.; • социальная изоляция – бойкот, отторжение, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т.д.); • физическое насилие – избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнимание вещей и др. • кибербуллинг - вид травли, реализуемый при помощи интернет- технологий. Формы его проявления разнообразны – оскорбления, шантаж, угрозы, клевета, домогательства. Такой способ является не безопасным для жертвы, поскольку это может произойти, даже когда ребенок находится в безопасности своего собственного дома. Как определить, что ребенок подвергается травле в школе? - Необъяснимые синяки, царапины или телесные повреждения; - Становится капризным или замкнутым; - Потеря или повреждение одежды, книг, канцелярских и других вещей; - Тревожность или стресс, особенно в школе; - Частая заболеваемость (например, боли в животе); - Ночное недержание мочи, ночные кошмары или бессонница; - Снижение успеваемости; - Отказ идти в школу; - Потеря уверенности или снижение самооценки; - Становится агрессивным или демонстрирует агрессивное поведение в ролевой игре (например, куклы, боевики); - Рисование картин, которые показывают боль или гнев, использование темных оттенков краски; - Потеря аппетита; Что делать если вы обнаружите, что над вашим ребенком издеваются? Дайте ребёнку понять, что Вы на его стороне. Поддержите и успокойте: «Хорошо, что ты мне всё рассказал! Я тебе верю. Ты не виноват в том, что случилось. Я тебе помогу». Доверительно поговорите с ним о сложившейся ситуации. Разъясните ему дальнейшие действия и линию поведения. Помогите ребёнку обрести уверенность в себе и умение противостоять нападкам сверстников. Поговорите с классным руководителем, педагогами, родителями обидчика Вашего ребёнка. Если ситуация серьёзная и разрешить её мирным путём не получается, рассмотрите вариант с переводом в другую школу или класс. Опять же это крайний случай, поскольку то же самое может повториться и на новом месте. В ситуации кибербулинга: если буллер известен – заблокируйте сообщения с его адреса или пожалуйтесь администрации сайта. Если агрессор сохраняет анонимность – распечатайте переписку, сделайте скриншоты страниц с видео и фотографиями и прямиком в правоохранительные органы. Что делать, если ребенок хулиган? Не игнорируйте ситуацию. Вы должны разобраться с этим и помочь своему ребенку понять, что такое поведение неприемлемо, и помочь ему измениться. Не паникуйте и не расстраивайтесь. Это может заставить ребенка закрыться от вас. Ваша роль состоит в том, чтобы поддержать ребенка в разговоре, поговорить о произошедшем, и помочь решить проблему. Научите вашего ребенка сопереживать. При разговоре о поведении попросите его представить, что могла чувствовать жертва. Проанализируйте события, которые происходят в вашей семье. Там происходит издевательства? Может ваш ребенок копирует поведение, которое он видит в своей жизни? Попытайтесь выяснить, есть ли другие дети, вовлеченные в запугивание. Если ваш ребенок входит в «группу», в которой он, как ожидается, будет издеваться, то это необходимо решить в школе. Задача родителей – не просто защитить и поддержать ребёнка, столкнувшегося с ситуацией травли, но и научить его правильному, здоровому общению с окружающими людьми. В повседневной жизни очень трудно избежать столкновения со злом, жестокостью и агрессией. Ребёнок должен научиться говорить «нет», не поддаваться на провокации и манипуляции товарищей, знать, что в свои проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться самостоятельно, и быть уверенным, что родные не отмахнутся от него, а помогут и поддержат в трудную минуту. Список литературы: 1. Князюк О.В. Основные принципы построения коррекционной работы с агрессивными подростками // Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической и психологической службы: Респ. науч.-практ. конф., Гомель, 18 сент. 2008г. / ГГУ им. Ф. Скорины; редкол. Ф.В. Кадол (науч. ред.) [и др.]. Гомель, 2008. С. 169–172. 2. Кравцова М.М. Отверженные: честная книга о детской жестокости. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. 238 с. 3. Руллан Э. Как остановить травлю в школе. Проблема моббинга. М.: Генезис, 2012. 264 с.