- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ГИМНАЗИЙ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Либенсон А.С.
PDF файл статьиУДК 371.3 Либенсон Анастасия Станиславовна студентка 4 курса бакалавриата, Пензенский государственный университет Россия, г. Пенза e-mail: nastyapnz777@rambler.ru Научный руководитель: Дмитриев Дмитрий Вячеславович, кандидат педагогических наук, доцент, Пензенский государственный университет Россия, г. Пенза ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ГИМНАЗИЙ Аннотация: В статье рассматриваются способы использования видеоматериалов при обучении английскому языку учащихся старших классов лингвистических гимназий. Автор указывает виды аудиовизуальных средств и дает им характеристику, приводит соответствующие примеры. Ключевые слова: обучение, школьники, видеоматериалы, английский язык. Libenson Anastasia Stanislavovna 4th year bachelor student, Penza State University Russia, Penza Scientific adviser: Dmitriev Dmitry Vyacheslavovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Penza State University Russia, Penza USE OF VIDEO MATERIALS FOR TEACHING ENGLISH LANGUAGE STUDENTS FOR LINGUISTIC GYMNASES Abstract: The article discusses the ways of using video materials when teaching English to high school students of linguistic gymnasiums. The author indicates the types of audiovisual media and gives them a characteristic, gives relevant examples. Key words: education, schoolchildren, video materials, English. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Современные аудиовизуальные средства обучения играют большую роль в достижении главных целей обучения иностранному языку. Они не только активизируют внимание учащихся, но и способствуют совершенствованию их умений аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла [1]. Рассмотрим некоторые аудиовизуальные средства, а также их характеристики [8]. Аутентичные видеоматериалы включают в себя художественные фильмы, мультфильмы, документальное кино, новости, интервью, ток-шоу, видеоблоги. Данные видеозаписи реалистичны, интересны, являются оригинальными, отображают действительность, также они общедоступны, но ориентированы большей частью на подготовленных учеников [2]. Недостатком аутентичных видеосюжетов является отсутствие дополнительных материалов (учебников и упражнений) для работы на уроке иностранного языка. К аудиовизуальным средствам также относят видео, предназначенные для обучения иностранному языку, то есть специально разработанные и отснятые материалы, а именно различные языковые видеокурсы [3]. Такие курсы адаптированы под языковой уровень учащихся и делают упор на определенную лексику, фонетический или грамматический материал. Преимуществом разработанных видеокурсов являются специально подобранные учебники и упражнения. К недостаткам можно отнести не вполне реалистичный сюжет, утрированную речь, а также быстро устаревающее содержание [4]. Приведем примеры аудиовизуальных средств, с помощью которых можно организовать речевое взаимодействие учащихся на уроке: - На канале YouTube можно найти большое количество видеороликов для детей, изучающих английский язык. Образовательные песни сочетают слова и фразы, музыку, мультипликационных героев по различным темам. Наиболее распространенные видеоролики для обучения учащихся созданы: Maple Leaf Learning, Elf Learning, Dream English Kids. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Примером подходящих материалов для использования в старших классах могут быть следующие видео, которые находятся в свободном доступе на сайте YouTube: - увлекательные лекции "TedTalks" (ted.com), где научные деятели рассказывают об открытиях, проблемах человечества или просто об интересных исследованиях и фактах; - научно-популярные и документальные фильмы студии ВВС, которые можно использовать при изучении отдельных тем; - отрывки из популярных сериалов, например, "Modern Family" и "Friends", «Young Sheldon», которые состоят из курьезных ситуаций и диалогов на повседневные темы семьи и молодежи. Помимо видеоплатформы YouTube можно использовать специальные обучающие сериалы, например, "London Central" и "Extra", к которым есть пособия с разработанными заданиями и упражнениями. Отбор необходимых аутентичных видеоматериалов осуществляется в соответствии со следующими критериями [5, 9]: - тематическая обусловленность (фильм не должен нарушать целостность учебного процесса); - страноведческая насыщенность (видео должно передавать особенности национального менталитета и общения, отражать элементы социокультуры); - содержание новой информации по изучаемой теме (видеосюжет должен открывает новые перспективы видения данной темы, содержать элемент новизны и непредсказуемости); - учет знаний, опыта и уровня обученности учащихся. Организация речевого взаимодействия учащихся на уроке с помощью аутентичных аудиовизуальных средств включает 3 этапа [7]: - преддемонстрационный (направленный на снятие возможных труд- ностей понимания); 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 - демонстрационный (обеспечивающий дальнейшее развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции учащихся); - последемонстрационный (предполагающий осуществление контроля понимания содержания фильма). Рассмотрев особенности аутентичных аудиовизуальных средств и методику их использования, можно заключить, что их применение на уроке иностранного языка позволяет учителю создать коммуникативные ситуации, приближенные к условиям реального общения, способствует развитию устной речи учащихся, а также дает учащимся возможность применить все полученные знания на практике [6, 10, 11]. Приведем фрагменты уроков, направленных на обучение лексике с помощью иностранных фильмов и сериалов. В связи со сложившейся ситуацией, данный урок подготовлен для проведения online. 1. Урок по английскому языку Тема: «Family» Цель: расширить словарный запас учащихся, повысить мотивацию к изучению английского языка. Для проведения дистанционного урока, мы используем сайт Padlet, который является электронной доской. На созданную нами доску мы прикрепляем заранее подготовленные видеоролики, а также задания к ним. Учащимся было рекомендовано включить субтитры на английском языке. Первый видеоролик был взят с канала канадского блогера Lily Singh и имел название “Types of Siblings”. Он был слишком продолжительным, поэтому был отредактирован, с помощью программы видеомонтажа Moldive. Из ролика были вырезаны моменты, не играющие роли для понимания сюжета и не содержащие новую лексику. Благодаря данным действиям учащиеся не будут утомлены или рассеяны под конец видео и сохранят концентрацию на протяжении всего просмотра. Второй видеоролик находится на канале другого канадского блогера JeffreyFever и имеет название “Having a sister”. Данный ролик изначально 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 оптимален по длительности и содержанию, поэтому не нуждается в редактировании. Он был прикреплен к онлайн доске с помощью ссылки на YouTube. Также на доску были прикреплены файлы, содержащие новую лексику и упражнения к видео. До просмотра первого видеоролика учащимся предлагалось изучить следующую лексику: – siblings – родные братья и сестры; – guilty – виновный; – to get blamed – быть обвиненным; – to have smn’s back – поддерживать; – to throw under the bus – предавать; – favourite – любимчик; – at your age – в твоем возрасте; – to fight – ссориться; – to get married – выходить замуж, жениться. Перед началом просмотра учащимся было предложено ответить на вопросы, настраивающие на просмотр видеозаписи: Do you have a sibling? If you do, do you have good relationship with your sibling? If you don’t, would you like to have one? Во время просмотра видео учащимся было предложено заполнить пропуски в следующих фразах: As for my experience, the … is usually the older … When I was younger, my older … wouldn’t … for anything Just always trying to … your parents to say “no” to you When you expect them to … the most, they … Even though you won’t … with your … every single day После просмотра видеоролика учащимся было предложено ответить на следующие вопросы: 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 What type does your sibling (cousin) belong to? Do you fight with your sibling (cousin)? Why? Does Lily have a sibling? What problems does Lily have with her sibling? Аналогичные задания были созданы и для второго видео. Также перед его просмотром учащиеся ознакомились с новой лексикой. После работы с видеоматериалами учащиеся переходили по ссылке, размещенной на онлайн доске, и попадали на сайт quizlet, на котором уже была подготовлена система тестов и игр, способствующая запоминанию новых слов. Сайт конструирует тесты и игры сам, нам было необходимо лишь ввести слова и их перевод. Ответы на задания учащиеся записывали и затем высылали на проверку через общий чат в месседжере Telegram. Проверка осуществлялась тщательно, и внимание ребят было обращено не только на ошибки, связанные с новой лексикой, но и все прочие. Проблемные вопросы были разобраны. Всего по данной схеме было разработано и проведено три занятия. Также были охвачены темы “School” и “Culture and nationality”. Мы решили провести исследование развития навыков В рамках исследования учащиеся Для проведения исследования мы выбрали задания по английскому языку для старших классов, представленные с помощью Google Form. Данные задания позволяют определить уровень владения лексикой на заданные темы. Результаты диагностики представлены в таблице 1. Таблица 1 - Уровень владения английским языком на констатирующем этапе исследования № ФИО Количество правильных ответов, % 67 1 Апанащенко Е. 2 Журавлева А. 33 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 3 Миронова Е. 4 Козаченко А. 5 Исаева С. 6 Глушанкова П. 7 Решетова С. 8 Костикова О. 9 Ярлыкова Ю. 10 Егупова А. 11 Слободнюк А. 12 Толочко С. 13 Большакова В. 14 Архипова В. 15 Гришина З. 16 Жижина П. 17 Ярочкина Д. 18 Мороз В. 19 Александрова Л. 20 Максимчук В. 21 Семендяева Ю. 22 Королева О. 23 Новикова А. 24 Кожина А. 25 Филипкова В. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 83 39 50 28 72 67 28 44 67 50 72 33 72 67 72 89 72 56 39 67 22 50 44 7 https://tribune-scientists.ru Полученные результаты, представленные в таблице 1, говорят о том, что у многих учащихся уровень знания лексики английского языка по данным темам ниже среднего. Почти у половины учащихся (11 человек) количество правильных ответов не превышало 50%. Анализируя качество выполнения задания, мы констатировали, что низкий уровень владения английским языков связан с отсутствием мотивации изучать данный предмет. Проведенное исследование показало, что использование видеоматериалов, интересных молодому поколению, повышает их мотивацию изучать иностранный язык. Ученики активно обсуждают просмотренное и, тем самым, закрепляют изученную лексику. Содержание экспериментальной программы разработано с учетом интересов учащихся и их возможностей в понимании видеоматериала. Образовательная функция уроков заключается в формировании лексического навыка учащихся при помощи различных заданий, направленных на закрепление пройденной лексики, а также погружение в иностранную культуру; прививании навыков слухового восприятия иностранной речи посредством аудирования; а также в стимулировании легкого запоминания лексики английского языка. После проведения уроков с использованием видеоблогов мы провели второе тестирование по пройденным словам. Результаты тестов представлены в таблице 2. Таблица 2 – Уровень владения английским языком после просмотра видеоматериалов № ФИО Количество правильных ответов 1 Апанащенко Е. 100 2 Журавлева А. 94 3 Миронова Е. 94 8 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 4 Козаченко А. 5 Исаева С. 6 Глушанкова П. 7 Решетова С. 8 Костикова О. 9 Ярлыкова Ю. 10 Егупова А. 11 Слободнюк А. 12 Толочко С. 13 Большакова В. 14 Архипова В. 15 Гришина З. 16 Жижина П. 17 Ярочкина Д. 18 Мороз В. 19 Александрова Л. 20 Максимчук В. 21 Семендяева Ю. 22 Королева О. 23 Новикова А. 24 Кожина А. 25 Филипкова В. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 100 100 100 100 100 83 94 100 100 100 89 100 94 100 100 100 100 94 100 100 100 89 9 https://tribune-scientists.ru После внеднения 100% 90% 80% 100 94 100 100 100 100 94 100 100 100 100 100 100 70% 100 100 100 100 89 94 94 89 94 83 100 60% 100 50% 40% 30% 72 67 72 89 72 56 83 72 72 67 67 67 67 20% 50 39 50 50 44 44 39 33 33 28 28 10% 22 0% . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . С З А А А А О . Ю А С . В . Е П С Д В П О В Е . В Ю Л В А а а а о з о а а а а а а о а а а а а а а к н а к а о в в в н в в к к в в н в в в н в к а в в у ю в и о р о е о о н е ч о о о е и о и н и в о о ч о ш а н о т л л п к к о п к е к к е н ж е ж к р м к с е М о о п в щ и и и л я н у ч ч д и а д И о ы и ш и а р р д и о в х г т о а а о ш р а н К Ж р и Е с о с л н о з ш л Т р р е б н Г а у к о ь о К М р Н и е А Р Я о а с у л Ж а К К м Я Ф л п к л М о е С е А Г Б С л А Рисунок 1 – Сравнение результатов тестирования знаний английского языка до и после внедрения видеоматериалов На рисунке 1 видна разница между показателями развития уровня знаний английского языка, когда в образовательный процесс был включен видеоматериал и до включения видеоматериала. Как видно из результатов тестирований, то количество учащихся успешно справившихся с заданиями больше в том случае, когда они просмотрели видео и им наглядно показали, как и в каких ситуациях используются выученные слова, что способствует лучшему запоминанию. Разработанные уроки помогают обучающимся изучить необходимый материал, основные лексические единицы. Для нас было важно не только достичь результатов в изучении новой лексики, но и повысить мотивацию к изучению английского языка, поэтому после проведения уроков, мы спросили учащихся, понравился ли им такой формат обучения. После изучения всех отзывов, мы сделали вывод, что учащимся понравился такой формат обучения, а также их заинтересованность в изучении английского увеличилась. 10 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Список литературы: 1. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы: учебное пособие. М.: Изд-во «5 за знания», 2017. 352 с. 2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учебное пособие. М.: АРКТИ, 2003. 192 с. 3. Ильченко Е.В. Использование видеозаписи на уроках английского языка // Первое сентября, Английский язык. 2003. № 9. С. 7-10. 4. Носонович Е.В. Средства обучения английской речи, а также видеоматериалы для повышения знаний по английскому языку. 146 c. 5. Носонович Е.В. Настольная книга преподавателя иностранного языка: учебное пособие. Минск: Изд-во Выш. шк., 2004. 522 с. 6. Радина И.В. Классификация аутентичных видеоматериалов, используемых для обучения студентов устному иноязычному общению // Бизнес-коммуникация и языки для специальных целей: опыт, стратегии, проблемы: материалы Междунар. науч.-прак. конф. 2015. № 6. С. 178-179. 7. Соловова Е.Н. Использование видео на уроках иностранного языка // ELT NEWS & VIEWS. 2003. N 1. С. 2-3. 8. Gilmore A. Authentic materials and authenticity in foreign language learning // Language Teaching. 2007. Vol. 40(2). Pр. 97-118. 9. Talaván N. Learning vocabulary through authentic video and subtitles / N. Talaván // TESOL-SPAIN Newsletter. 2007. Pр. 5-8. 10. Wang Zh. An Analysis on the Use of Video Materials in College English Teaching in China // International Journal of English Language Teaching. 2015. Vol. 2(1). Pр. 23-28. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 11 https://tribune-scientists.ru