- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Плешакова Д.А.
PDF файл статьиУДК 345.5 Плешакова Дарья Александровна студентка 2 курса специалитета, факультет психологии Башкирский государственный педагогический университет, Россия, г. Уфа e-mail: pleshakova.06.09.99@mail.ru Научный руководитель: Нуриманова Ф.К., кандидат психологических наук, доцент, кафедра прикладной психологии и девиантологии Башкирский государственный педагогический университет, Россия, г. Уфа ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению факторов формирования агрессивности у подростков. Используется анализ, синтез и обобщение представленного литературного обзора для того, чтобы: рассмотреть агрессивность, как психологическую характеристику, понять специфику агрессивного поведения в подростковом возрасте, изучить факторы формирования агрессии у подростков. Агрессивное поведение воздействует на общественное благосостояние и в целом на формирование общества. До сих пор нет целостной картины в описании механизмов усвоения и закрепления агрессии, ее детерминантов, индивидуальных и половозрастных особенностей агрессивного поведения. Проблема агрессивности в настоящий период считается одной из актуальных исследовательских проблем в психологии, поскольку может способствовать разработке приемов снижения уровня агрессии в современном обществе. Ключевые слова: факторы формирования агрессии, агрессивность, агрессивное поведение, причины агрессии, генезис агрессивного поведения, подростки, агрессивные подростки, специфика подростковой агрессии. Pleshakova Darya Aleksandrovna 2nd year student of the specialty, faculty of psychology Bashkir state pedagogical University, Russia, Ufa Scientific adviser: Nurimanova F.K., candidate of psychological sciences, associate professor, Department of applied psychology and deviantology Bashkir state pedagogical University, Russia, Ufa 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 FACTORS OF FORMATION OF AGGRESSION AT TEENAGERS Abstract: This article is devoted to the consideration of factors of aggression formation in adolescents. The analysis, synthesis and generalization of the presented literature review is used in order to: consider aggression as a psychological characteristic, understand the specifics of aggressive behavior in adolescence, and study the factors of aggression formation in adolescents. Aggressive behavior affects public welfare and the overall formation of society. Until now, there is no complete picture in the description of the mechanisms of assimilation and consolidation of aggression, its determinants, individual and gender-and age-specific features of aggressive behavior. The problem of aggression is currently considered one of the most pressing research problems in psychology, since it can contribute to the development of techniques for reducing the level of aggression in modern society. Keywords: factors of aggression formation, aggressiveness, aggressive behavior, causes of aggression, Genesis of aggressive behavior, teenagers, aggressive teenagers, specifics of adolescent aggression. На сегодняшний день агрессия рассматривается как целенаправленное мотивированное деструктивное поведение, противоречащее общепринятым нормам сосуществования в социуме, причиняющее физический и моральный вред объектам нападения или вызывающее у них негативные переживания, состояние напряженности, ужаса, удрученности и т.д. [1, с. 16]. Если под агрессией мы рассматриваем некие отдельные акты, поступки с последующим ущербом для жертвы, то понятие агрессивность носит характер стабильного свойства психики, которое проявляется в нападении, а также в склонности воспринимать других с опаской и враждебностью. Платонова Н.М. изучавшая агрессивность детей и подростков разграничивала агрессию и агрессивность таким образом: первое определяла как процесс с характерным функционалом и организацией, второе охарактеризовала как некую структуру, входящую в более крупную и сложную организацию свойств психики индивида. Агрессивность как неизменная личностная черта имеет под собой заложенный фундамент еще в детском возрасте, ее проявление можно наблюдать уже в дошкольном возрасте [2, с. 156]. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 https://tribune-scientists.ru Проведя анализ научной литературы по вопросу этимологии феномена агрессивного поведения, мы не нашли однозначного ответа. Ряд ученых склонны к позиции, что агрессивное поведение — врожденное качество индивида, другие полагают, что средовой фактор играет роль спускового механизма в приобретении данного качества. Данные полученные в результате исследования детей, которые были оставлены их генетическими родителями, имеющими антисоциальные и криминальные направленности, но воспитывающиеся в адекватных условиях приемными родителями, показали, что их биологический код влияет на их уровень агрессии [3, с. 21]. Другое исследование показало, что агрессивное поведение — это влияние среды. С помощью подражания, ребенком приобретаются подобные образцы поведения, а далее они могут являться подспорьем для проявления агрессии. Но на текущий момент времени отклонить генетическую причину склонности к агрессивности и проявления агрессивного поведения научное сообщество не может [2, с. 38]. В случае, когда реакция на какое-либо событие носит единичный случай, то речь идет о таком ответном акте, как агрессивное действие. Действия подобного характера - проявление ситуативной реакцией. Их воспроизведение с определенной частотой, уже будет определяться как агрессивное поведение, а оно, в свою очередь, может свидетельствовать об агрессивности. Подобные действия для индивида могут быть: ресурсом для достижения значимой цели, методом удовлетворения каких-либо нужд и способ самоутвердиться в коллективе[2, с. 44]. Агрессивное поведение формируется из следующих сфер: эмоциональная, познавательная, волевая. Первая сфера — это высвобождение эмоций с негативным окрасом (отвращение, гнев, пренебрежение, озлобленность). Вторая – познавательная включает осознание обстановки, выделение объекта, на которого будет направлена реакция негативного посыла и аргументация мотива для акта агрессии. И последняя — целенаправленность и решительность для осуществления акта агрессии. Данная триада 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 https://tribune-scientists.ru взаимосвязана с личностными характеристиками человека, темперамент, акцентуации характера, расстройства личности, поэтому соотношение выраженности этих сфер будет различной [4, с. 87]. Существуют разные особенности, которые могут сопутствовать агрессивному поведению: низкий уровень интеллектуальных способностей, небольшой уровень самоконтроля, низкая или неадекватно завышенная самооценка, замкнутость, антисоциальная направленность, несформированная морально-нравственная сфера [7, с. 76]. Единой позиции в определении феномена агрессивного поведения не существует. Психоаналитики, точнее выражаясь, представители классической его формы говорили о том, что корни агрессивности заложены в инстинктах. Представители поведенческой концепции придерживаются теории социального научения. В данной теории агрессия является интегрированным поведением, которое произошло во время усвоения социальных норм/ценностей/правил, по средствам наблюдения подобных деяний, осуществляемых и подкрепляемых значимым лицом. Другая теория возникновения агрессии базируется на принципе фрустрация-агрессия. Суть данной теории в том, что человек, переживает фрустрацию, а далее у него зарождается побуждение к агрессии. Фрустрация рассматривается как причина, которая обязательно приведет к такому следствию, как агрессия, а она в свою очередь обязательно возникнет благодаря фрустрации. Другие авторы рассматривают агрессию, как адаптационную функцию. Все эти теории имеют право на существование, так как объясняют ту или иную грань агрессивного поведения [8, с. 121]. Подростковый возраст — является рубежом между детством и зрелостью, которая связанна с возрастом непременного участия человека в социальной жизнедеятельности. С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность строения личности, свертывание прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 https://tribune-scientists.ru подростковый возраст отличается массой положительных факторов — возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям и т.д. [2, с. 118]. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как разновидность некого протеста против недопонимания со стороны взрослых, из-за того, что свой статус в социуме их не удовлетворяет, это наблюдается в демонстрирующем поведении. Учитывая более глубокие основы данного поведения, можно разглядеть нарушение сферы эмоций и личностный кризис у таких подростков. Данный кризис проявляется в том, что их собственное «Я» воспринимается нездорово, они чувствуют себя одинокими, недопонятыми [5, с. 156]. Модели агрессивного поведения формируются из трех главенствующих оснований. Семейство может наряду с этим показывать модели агрессивного поведения и снабжать его подкрепление. Возможность агрессивного поведения подростков зависит от того, встречают ли они с проявлениями агрессии в собственном доме. На становление агрессивного поведения, как показали различные исследования, влияют уровень слитности семьи, близости детско- родительских взаимоотношений, стиль воспитания, характер отношений между родственниками. Подростки из конфликтных, отчужденных или авторитарных семей сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Строгие наказания, жесткий контроль, малая свобода действий формируют условия для вырабатывания у подростка агрессивности [8, с. 134]. Вторым основанием является поле взаимодействия «подросток – сверстники», так агрессивность может закрепиться благодаря тому, что такая стратегия в играх или иных деятельностях воспринимается, как выигрышная [8, с. 141]. Третьим источником модели агрессивного поведения является информационное поле, виртуальные примеры данного поведения. К их числу 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 https://tribune-scientists.ru относятся: фильмы с агрессивным контекстом, видеоролики, социальные сети с их специфическими группами и беседами, форумы с агрессивным посылом [6, с. 155]. Итак, основными факторами формирования агрессивного поведение является семья (её стиль воспитания, детско-родительские отношения), взаимоотношения со сверстниками, и возрастание агрессивного посыла в информационном пространстве. Это обусловлено тем, что подросток при помощи данного поведения преодолевает психологический барьер, это его специфический способ выражения несогласия с образовавшимся статусно- ролевым распределением в семье, классе и т.п. Список литературы: 1. Батуева С. В. Проявление форм агрессивного поведения младших подростков, связанных с половой самоидентификацией // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. 2017. Т. 2. № 1 (16). С. 16–18. 2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. СПб.: Речь, 2016. 144 с. 3. Гилинский Я.И. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.: Питер, 2015. 196 с. 4. Дубинко Н.А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии // Социально-педагогическая работа. М.: 2017. № 4. С. 85–92. 5. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2016. №1. С. 60–71. 6. Зубова Л.В. Индивидуально-личностные особенности агрессивности подростков различных типов направленности личности: монография. ФГБОУ ВО «ОГУ», Экспресс-печать, Оренбург, 2016. 136 с. 7. Коннор Д. Агрессия и антисоциальное поведение детей и подростков. СПб.: Прайм. ЕВРОЗНАК, 2015. 288 с. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 https://tribune-scientists.ru 8. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М.: ИНФРА-М 2015. 245 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 7 https://tribune-scientists.ru