- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, КАК ВОЗМОЖНАЯ КИНОДЕСТИНАЦИЯ
Статья опубликована в журнале за "Июнь 2020"
Автор(ы) статьи: Тугеева К.М.
PDF файл статьиУДК 338.482 Тугеева Карина Маратовна студентка 2 курса магистратуры Факультет социально-культурных технологий Санкт-Петербургский государственный институт культуры Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: karina.tugeeva@yandex.ru ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, КАК ВОЗМОЖНАЯ КИНОДЕСТИНАЦИЯ Аннотация: В статье представлены и проанализированы вопросы развития кинотуризма в России и ее субъекта-Ленинградской области. Выявлены основные проблемы кинотуризма в регионе, так же рассмотрена область , как возможная кинодестинация. Ключевые слова: кинотуризм, кинодестинация, поток, фильмы, Ленинградская область. Tugeeva Karina Maratovna 2nd year master student Faculty of social and cultural technologies Saint Petersburg state Institute of culture Russia, Saint Petersburg LENINGRAD REGION AS A POSSIBLE FILM DESTINATION. Abstract: The article presents and analyzes the development of film tourism in Russia and its subject - the Leningrad region. The main problems of film tourism in the region are identified, as well as the area considered as a possible film destination. Keywords: film tourism, film destination, stream, films, Leningrad region. На протяжении последних лет в нашей стране выявляются тенденции в развитии внутреннего туризма. Предпосылками являются, конечно, внешнеполитическое, внешнеэкономическое напряжение (нестабильные обстановки в мире, санкции со стороны развитых стран, уязвимость национальной валюты по отношению к другим валютам и тд), способствующее перераспределению туристов. Турист становится все более разборчив, с каждой поездкой ему хочется новой услуги, уникального турпродукта, да и стареющим дестинациям Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 https://tribune-scientists.ru 1 необходимо правильное управленческое решение для обновления ТД, создания нового вида туристской системы. Концепция кинотуризма стала именно таким типом турсистемы. Стоит заметить, еще 10 лет назад посетитель дестинации мог невзначай взаимодействовать с объектами киноиндустрии, посредством упоминания экскурсоводом места или достопримечательности из фильма, то сейчас кинотуризм- самостоятельное направление туризма. Кинотуризм – новая ветвь развития туристкой системы была впервые введена американским журналистом Г. Келли, она представляет собой посещение местностей, связанной с туристской индустрии. Это может быть и природный объект, и здание, а иногда и целый город. Туризм, возникший под влиянием киноиндустрии, является одним из наиболее интересных видов культурно-познавательных путешествий. Киноиндустрия является значимой фигурой в социокультурной среде, она также положительно влияет на экономику и благосостояние страны. В Российской Федерации кинематограф занимает почетное место, 2016 год официально был объявлен годом российского кино. В течение этого года была реализована гос. программа, направленная на продвижение российского кино, производство отечественных картин , повышение интереса к русской культуре и ценностям, создание и проведение кинофестивалей. В качестве возможной кинодестинации рассмотрим регион Российской Федерации –Ленинградскую область. Ленинградская область- один из самых необычных и привлекательных регионов в Российской Федерации. Она сумела сохранить свою самобытность, но и приобрести легкий европейский шарм, делая себя значимым туристско- рекреационным ресурсом. С каждым годом все больше посетителей стараются посетить данных регион, поскольку область заинтересовывает множеством видов туризма: культурно-познавательный, военно-исторический, спортивный, лечебный, сельский, экологический и т.д. Ежегодно администрация субъекта опубликовывает празднично-событийный календарь, в котором указано более Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 https://tribune-scientists.ru 2 400 ярких мероприятий области, например: кино- музыкальные фестивали, зрелищные соревнования, исторические реконструкции разных эпох, велопробеги, конкурсы, регаты и т.д. Ленинградская область – достойнейшая и богатейшая дестинация для туристов! Она хранит для путешественников и местных жителей множество природных, исторических и культурных памятников, часть которых вошли в список ЮНЕСКО. Ленинградская область является важным участником в серьезных маршрутных проектах «Серебряное ожерелье России»- тур по городам Северо-Запада, «Красный маршрут», «Красный маршрут», «Государева дорога», «Жизнь замечательных людей» «Живые уроки», кроме того она смело может называться одной из кинематографических центров Российской Федерации. Природа Ленинградской области очень разнообразна – здесь есть и скалы, и болота, дюны и дремучие леса, моря и озера, на ее территории расположены дворцовые ансамбли, города с замками и крепостями, средневековые старинные усадьбы и дачные дома эпохи модерн, древние деревянные церкви, создающие большой простор для съемок кинокартин разных жанров. Ленинградская областная универсальная научная библиотека создала уникальный библиографический указатель, в своих трудах «Кинематограф Ленинградской области» отобразила перечень из более 500 картин и эпизодов разных жанров, снятых в регионе, режиссёров, кинотеатров, а также самих мест-географических локаций. Самые известные из списка работы: «28 панфиловцев» (2015), «Александр. Невская битва» (2008), «Анна Каренина» (2009), «Дорогой мой человек» (2011), «Земля Санникова» (1973), «Брат» и многие другие. Только в двух городах Ленинградской области: Выборге и Гатчине отснято более полутра сотен художественных и документальных картин. Кроме этого в регионе проходят ряд национальных престижных кинофестивалей: «Окно в Европу» (Выборг), «Литература и кино» (Гатчина). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 https://tribune-scientists.ru 3 Главная цель этих фестивалей кроется в следующем: 1. Формирование значимости и интереса к культурным, религиозным, историческим и природным объектам субъектов Российской Федерации. 2. Развитие сотрудничества, укрепление культурно-творческих связей между российскими и зарубежными кинематографистами. 3. Поддержка отечественных фильмов в прокате. 4. Создание предпосылок для увеличения заинтересованности к субъектам РФ через кинокартины. Город Выборг официально зовется столицей кинематографа Ленинградской области, он ежегодно получает призы, и это абсолютно заслуженно, поскольку ландшафт Выборга поражает своим разнообразием- скалы, болота, дюны, моря и озера. В Выборге ежегодно проводится фестиваль отечественного кинематографа «Окно в Европу», собирающий десятки тысяч любителей кино, кинодеятелей. В непростое время как в начало 90х годов, небольшая талантливая отечественная группа энтузиастов из режиссёров, кинорежиссёров, композиторов и продюсеров решают таким образом поддержать российское кино и организуют фестиваль. Главным призом была маркетинговая и финансовая поддержка в прокате, идея очень понравилась правительству, появилось сегодняшнее название фестиваля. С 1998 года появилась хорошая традиция оставлять отпечатки ладоней выдающихся деятелей фестиваля, таким образом появилась Выборгская «Аллея звезд». В период фестиваля организовывают круглые столы, берут интервью, приглашая в качестве гостей разных кинодеятелей и др. В различных фильмах Выборг преображался и становился совершенно другим городом таких стран как Франция, Финляндия, Англия , а все благодаря своему средневековому шарму, древним замкам, усадьбам, узеньким мощеным улочкам. Популярнейшими местами для сьемок были улицы Водной Заставы, Прогонная, Подгорнаяю. https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 4 В 40-х годах XX века в Выборге снимались фильмы: «Певец из Лилля» (фильм, был утрачен во время войны), «Машенька» (реж. Ю. Райзман), «Фронтовые подруги» (реж. В. Эйсымонт). В 1960-70-е гг. в Выборге снимались, ставшие впоследствии культовыми, фильмы «Свеаборг» (реж. С. Колосов), «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона: Двадцатый век начинается» (реж. И. Масленников), всеми известный фильм «Земля Санникова» (реж. А. Мкртчян и Л. Попов) (кадры парка Монрепо с В. Дворжецким и на Часовой башне с О. Далем). Самым любимым фильмом жителей города стал «Учитель пения» режиссера Н. Бирмана, который полностью снимался в Выборге. В 1980-е годы в Выборге и окрестностях снимались фильмы «Жизнь Клима Самгина» (реж. В. Титов), «Россия молодая» (реж. И. Гурин), В 1990 – 2000-е гг. в Выборге и его окрестностях снимались такие фильмы, как «Адмирал» (реж. А. Кравчук), «Андерсен. Жизнь без любви» (реж. Э. Рязанов), «Белая гвардия» (реж. С. Снежкин), «Синдром Петрушки» (реж. Е. Хазанова), «Гетеры майора Соколова» (реж. Б. Худойназаров), «Тихий Дон» (реж. С. Урсуляк), «Особенности национальной рыбалки» и «Особенности национальной хоты» (реж. А. Рогожкин) и т.д. Также в Выборге снимались российские сериалы про милиционеров и спецподразделений: «Государственная граница», «Граница. Таежный роман», «Тайны следствия», «Агент национальной безопасности», «Морские дьяволы»; сериалы «Рокировка» (2004), «Эшелон» (2005), «Викинг» (2007). До недавнего времени Ленинградская область позиционировала себя, как туристская дестинация, не воспринимая себя, как кинодестинация. Многое изменилось в сентябре 2019 года, в городе на Неве проходил глобальный форум AFCL Cineposium, который объединил всех влиятельных деятелей, субъектов киноиндустрии со всего мира. Данное событие стало уникальным, поскольку AFCL Cinepisium проходил вместе с UNWTO. Главным итогом их продуктивных встреч стало подтверждение влияния кинотуризма на развитие мировых, так и российских, туристских дестинаций. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 Правда, существует несколько факторов, притормаживающие развитию Ленинградской области, как кинодестинации: 1. Данный вид туризма, как кинотуризм, не особо развит в России и странах постсоветского пространства, поэтому многие жители могут и не знать о нем. 2. Недостаточный уровень знаний о снятых на территории Ленинградской области фильмов и местах сьемок, как у туристов, так и у местного населения. К тому же множество фильмов было снято и выпущено в прокат в советское время и молодое поколение чаще всего незнакомо с такими кинолентами. 3. Жанровые предпочтения и целевая аудитория фильмов. По статистике молодёжь больше предпочитает фильмы в жанре фэнтэзи, экшн, а не мелодрам и отечественные сериалы. Однако, стоит заметить, что все предпосылки для развития Ленинградской области, как кинодестинации есть. Главной силой притяжения и становление туриста из зрителя, является достойный кинопродукт. Для создания качественного продукта необходимо немалые финансовые вложения, высококвалифицированные и инициативные специалисты данной области. Для привлечения квалифицированных специалистов и для развития в киноиндустрии в регионе можно создать в Ленинградской области киношколы, кинофорумы или киноквесты. Так же очень важным элементом в популяризации в регионе кинотуризма становится формирование и создание регулярно обновляемых профильных карт в качестве печатных или электронных брошюр. На кинокартах будут выделены локации- места съемок известных фильмов и названия самих картин. В электронных брошюрах для большей результативности и популяризации можно запустить ряд подкастов, в которых будут упоминаться описание картин и режиссеров. Не стоит забывать и о работе гидов, экскурсоводов. Они должны свободно владеть информацией о местах съемок, о фильмах снятых в 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 https://tribune-scientists.ru Ленинградской области, так и о развитии индустрии кино в целом, необходим также «портфель гида» с фотографиями кинолент или видеороликами сцен из фильмов для визуальной демонстрации материала. Итак, только комплексное поэтапное развитие киноиндустрии поможет стать Ленинградской области достойной кинодестинацией. Список литературы: 1. Большой Глоссарий терминов международного туризма = The Great Glossary of Terms for the International Tourism / Национальная Академия туризма, Комитет по туризму; Балтийский международный институт туризма; под ред.: М.Б. Биржакова, В.И. Никифорова. СПб.; М.: Невский Фонд: Герда, 2006. 936 с. 2. Варго С., Лаш Р. Развитие новой доминирующей логики маркетинга // Российский журнал менеджмента. 2006. Т.4. №2. С. 73-106. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 06/2020 7 https://tribune-scientists.ru