- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АКТУАЛЬНОСТЬ АБСТРАКТНОГО И НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЭСКИЗИРОВАНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Хабибулина А.Р.
PDF файл статьиУДК 159.95 Хабибулина Альфия Ринадовна студентка Инженерно-технологический факультет Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет Россия, г. Елабуга e-mail: alfia20131991@gmail.com АКТУАЛЬНОСТЬ АБСТРАКТНОГО И НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЭСКИЗИРОВАНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ Аннотация: В статье рассматриваются виды мышления в условиях формирования и развития навыков эскизирования в технологическом образовании школьников. Автор исследует особенности абстрактного и наглядно-образного мышления. Ключевые слова: образование, школьник, мышление, абстрактное мышление, наглядно-образное мышление, экскизирование. Khabibulina Alfiya Rinadovna student Faculty of Engineering and Technology Elabuga Institute Kazan (Volga) Federal University Russia, Elabuga RELEVANCE OF ABSTRACT AND VISUAL THINKING UNDER CONDITIONS OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF SKETCHING SKILLS IN TECHNOLOGICAL EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN Abstract: The article discusses the types of thinking in the conditions of formation and development of sketching skills in technological education of schoolchildren. The author explores the features of abstract and visual-figurative thinking. Keywords: education, schoolchild, thinking, abstract thinking, visual- figurative thinking, excision. На сегодняшний день одной из актуальных задач технологического образования является формирование у молодого поколения нестандартного 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 мышления, развитие творческих способностей и творческого воображения, в частности, в условиях формирования навыков эскизирования. Современный мир требует от любого человека конкурентоспособности, эффективности, самостоятельности, ответственности, коммуникабельности, способности решать возникающие проблемы и умения находить творческий подход в различных ситуациях. Значение творческих способностей и развитого мышления также выходит на первый план при осуществлении художественно- графической деятельности в рамках технологического образования в средней и профессиональной образовательной системе. Следовательно, каждому педагогу, ставящему задачи формирования навыков эскизирования у школьников, важно рассмотреть возможности совершенствования не только указанных навыков, но и разнообразные методы развития опыта творческой деятельности и активизации нестандартного мышления. Исходя из данных задач, необходимо уделить особое внимание абстрактному и наглядно-образному мышлению, в рамках которых особо важно и художественно-образное видение, и творческое воображение как психическая функция, связанная с мышлением. Согласно определению Марины Руман, «процесс эскизирования – это система просчетов возможных вариантов самостоятельного решения поставленной педагогом перед учащимся конкретной задачи в области изобразительных (пластических) искусств. Процесс эскизирования – это процесс постановки художественного мышления, процесс планомерного постижения учащимися закономерностей построения художественного пространства» [1]. Таким образом, художественное мышление является важнейшим компонентом, способствующим формированию навыков эскизирования у школьников. Школьники могут начинать работать над эскизом, начиная с абстрактной зарисовки, которая отражает основную идею будущей предметной композиции. Затем находки абстрактного этапа вводятся в предметный мир. Учащиеся 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 занимаются последовательным созданием линейных, тональных, цветовых эскизов. В данном процессе каждый учащийся неизбежно сталкивается с необходимостью абстрактного видения. Абстрактное мышление является неким отвлечением от конкретных обстоятельств или событий. Оно изучает общее, что имеется во множестве событий и явлений. В процессе формирования и развития навыков эскизирования абстрактное мышление помогает увидеть с новой стороны создаваемый объект, отказаться от ненужных деталей, найти оригинальное решение и совершить своего рода «открытие». Следовательно, преподавателю важно изыскать различные методы развития абстрактного мышления у учеников в процессе формирования и совершенствования их навыков эскизирования. Следующим важнейшим компонентом мышления, на котором необходимо акцентировать внимание преподавателю, является художественно- образное мышление. По мнению Заримы Хубиевой, «художественно-образное мышление дизайнеров можно определить как способность представлять в своем воображении объемную форму, конструкцию, фактуру и другие визуально воспринимаемые характеристики проектируемых объектов, а также манипулировать в своем сознании указанными характеристиками проектируемых объектов» [2]. Важно развить мышление школьника таким образом, чтобы он научился в процессе эскизирования переносить образы, возникающие в сознании, на графические изображения, переосмысляя их эстетически. Художественная визуальная эрудиция школьника играет здесь важную роль, способствуя освоению различных графических техник. Следует обеспечить школьнику возможность получения широкого спектра знаний из области истории искусств, скульптуры и моделирования, рисунка и живописи. Данные знания неизменно помогают школьнику формировать собственные представления о результатах эскизирования, о 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 применении того или иного графического материала, той или иной графической техники. Визуальная информация, содержащая огромное количество художественных образов, накапливаясь в долговременной памяти, способствует развитию художественно-образного мышления, а сами образы становятся отправной точкой для трансформации в свежие дизайнерские решения. Наконец, важно постоянно работать над развитием творческого воображения у школьников, занимающихся эскизированием, поскольку воображение необходимо и на этапе зарождения идеи, и в процессе конкретизации возникшей идеи, уточнения формы создаваемого объекта и деталей будущего эскиза. Творческое воображение является не только психической функцией, оно также служит одной из автономных форм наглядно-образного мышления, в основе которого находится создание совершенно новых образов, исходя из имеющихся представлений. В процессе формирования навыков эскизирования преподавателю следует также применять методы, направленные на использование основных приемов воображения, таких как агглютинация, акцептирование, типизация, схематизация. Таким образом, одной из основных задач учителя технологии в условиях формирования и развития навыков эскизирования у школьников, является работа над становлением абстрактного и наглядно-образного мышления ученика с акцентом на его художественно-образном видении и творческом воображении. 1. Руман М. Процесс эскизирования в детских художественных школах и на художественных отделениях детских школ искусств // Методическая шкатулка. Томск, 2008/ Режим доступа: URL: https://sites.google.com/site/artrumanstudio/home/palitra/teksty-ob-iskusstve--- metodiceskie-i-hudozestvennye/eskizirovanie (дата обращения: 01.06.2020 г.). 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 Список литературы: 2. Хубиева З.Ю. Специфические особенности художественно-образного мышления дизайнеров и пути его формирования // Вестник ГУУ. 2015. № 8. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsificheskie-osobennosti- hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-dizaynerov-i-puti-ego-formirovaniya (дата обращения: 01.06.2020 г.) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 5 https://tribune-scientists.ru