- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ УЧЕБНОГО ТЕКСТА В РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Баранова А.В.
PDF файл статьиУДК 8 Баранова Анастасия Валерьевна студент магистратуры, Историко-филологический факультет Челябинский государственный университет, Россия, г. Челябинск e-mail: ms.ballet@yandex.ru РОЛЬ УЧЕБНОГО ТЕКСТА В РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИИ ПЕРСОНИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ Аннотация: Статья посвящена рассмотрению авторского учебного текста учащегося как первичного при реализации функции персонификации. В статье вводится понятие «учебный текст с функцией персонификации». Ключевые слова: учебный текст, персонификация, учебный текст с функцией персонификации, авторский текст, первичный текст, учебный диалог. Baranova Anastasia Valeryevna master student, Historical-philological faculty Chelyabinsk State University, Russia, Chelyabinsk THE ROLE OF THE EDUCATIONAL TEXT IN THE IMPLEMENTATION OF THE FUNCTION OF PERSONIFICATION OF THE STUDENT'S PERSONALITY Abstract: The article is devoted to the consideration of the original educational text of the student as the primary one in the implementation of the personification function. The article introduces the concept of "educational text with the function of personification". Keyword: educational text, personification, educational text with the personification function, original text, primary text, training dialog. Всякий учебный процесс является текстовой деятельностью. Коммуникация учителя и обучающего реализуется во время урока в текстах различных форм, вербальных и невербальных. Тексты учителя и учащихся по отношению друг к другу могут выступать как первичный и вторичный. Первичные тексты созданы как самостоятельные произведения. «Тексты вторичного жанра являют собой результат аналитико-синтетической переработки первичного текста, созданного другим автором» [1, с. 28]. Так, читая учебники, слушая лекции, учащиеся в итоге воспроизводят прочитанное и 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 изученное на контрольных работах и экзаменах. Н.Д. Голев считает, что «создание вторичного текста на основе исходного – это образование нового текста, так как происходит перекодировка полученной информации. Следовательно, вторичный текст можно считать еще и продолжением исходного» [2, с. 21]. Речевые действия субъектов учебной коммуникации порождают ответные тексты-реакции. Из этого следует, что реципиентом является тот, кому адресовано сообщение. На основании этого учащийся воспринимается одновременно как объект и действует как субъект учебной коммуникации. Под авторским (первичным) текстом учащегося мы подразумеваем не только вновь создаваемый текст, но и тот, который является результатом комментирования (осмысления) либо трансформации (переосмысления). На стадии осмысления учащиеся сопоставляют новую информацию с имеющейся, акцентируют внимание на интересных им аспектах и ставят новые вопросы, обращая внимание на неясности. Цель осмысления – развитие мышления, в том числе творческого, и приемов эвристической деятельности. Эмоциональное отношение способствует творческой умственной деятельности. К текстам, имеющим своей целью осмысление, можно отнести отзывы на художественные произведения либо отзывы на персонифицированные сочинения других учащихся. Трансформация текста предполагает расширение знаний через наполнение новыми смыслами (авторскими и «своими»), когда происходит полное или частичное изменение имеющейся информации в системе личностных смыслов. Например, трансформировать исходный текст возможно через ролевые монологи различного характера (исторические, политические, художественные и др.). Творческие учебные тексты, создающиеся под впечатлением, при осмыслении и переосмыслении, призваны актуализировать и развить креативные потенциалы личности. Большинство авторов понимают учебный текст как созданный с учебно- дидактическими целями носитель информации, определяющий характер познавательной деятельности учащихся. В коммуникативное взаимодействие 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru вступают ученик и учебный текст. За ним, как за посредником, стоят авторы, которые отбирают, формируют и представляют дидактический материал, составляют задания и упражнения и формы работы с ними. Цель запрограммирована агентом дискурса: ученик должен получить новые знания, представления о мире, усвоить правила и нормы поведения в обществе. Мы считаем, что использование термина «учебный текст» является недостаточным при обращении к феномену персонификации. Персонификация личности есть процесс ее «отождествления с подлинным Я, в результате которого происходит осознание личностью своей уникальности, самобытности, как основы для полноценного проявления самоопределения и стремления к самосовершенствованию» [3, с. 10]. Справедливо уточнить имеющиеся дефиниции. Учебный текст с функцией персонификации – представленная в различных формах содержательная единица учебной коммуникации, необходимая для достижения развивающих и учебно-воспитательных целей и являющаяся материализованным носителем сознания личности. Содержательным источником такого учебного текста является учащийся – индивидуальность, созидающая себя и окружающий мир. Задача персонифицирующего текста – не навязывая определенного способа изображения, позволить учащемуся достичь того, что может только он, опираясь на уникальную комбинацию своих сильных и слабых сторон. Материализация данной концепции предполагает формирование такого содержания, которое может выступать в качестве индикатора личностных концептов и креативных потенциалов. Важно отметить, что творческий процесс невозможно формализовать. Ошибочно полагать, что авторский текст учащегося не обладает дидактической сутью. Текстопорождающая деятельность учащегося направлена на создание собственного дидактического (учебного) текста. Создание обучающимся письменного первичного текста является личностно- ориентированной деятельностью. Такой подход дает учащимся возможность 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 отрефлексировать образование с учетом личных и общественных ценностей и таким образом обогатить эмоционально-чувственный опыт. Текст, призванный реализовать функцию персонификации, должен быть ориентирован диалогически и способствовать актуализации личностных смыслов за счет ярко выраженной субъективной направленности. Например, в персонифицирующих сочинениях тематическое наполнение отражает повседневную жизнь учащегося, постижение им мира на основе как своих интенций, так и интенций окружающих. Тексты учащихся являются материализованными носителями целого ряда ценностей личности. Описание ценностного аспекта отвечает дидактическим задачам учебного текста. «Ценность – это свойство объекта, ценимое субъектом за его способность отвечать его потребностям, интересам, поставленной цели» [4, с. 56]. Учащиеся с большим желанием пишут сочинения на тему: «Кем я хочу стать?» или «На кого я хочу быть похожим?». Это означает, что в их сознании формируются идеалы, профессиональные, поведенческие и личностные. Формирование социальных установок является сопутствующим процессом, определяющим интеллектуально-нравственное развитие личности. С.Ю. Курганов обозначает учебный диалог как «форму обучения, при которой учебные задачи ставятся в виде неразрешенных проблем, парадоксов. Эти проблемы обсуждаются на уроке в споре с субъектом иной культуры, в результате чего ребенок вступает в общение с чужими культурологическими смыслами в своем сознании» [5, с. 95-96]. Благодаря такого рода когнитивным ориентирам в сознании ребенка наступает ситуация столкновения прежней и новой информации, так называемый когнитивный диссонанс. Эта возможность позволяет оценить воздействие среды на учащегося и его способность критически мыслить. Благодаря пониманию, новая информация включается в уже имеющуюся у личности систему представлений о мире. Текст реализует потребность реагировать на «чужое» слово и фиксировать «свое» слово. В этом заключается диалогическая природа текста. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 По мнению О.Г. Хохловской, «каждый участник диалога должен воспринимать партнера как личность, обладающую определенным менталитетом, национально-культурной базой, и (как следствие этого) учитывать возможности разнообразной интерпретации текста, создаваемого участниками диалога, а также их взглядов, их общего интеллектуального и эмоционального склада, во-вторых, уметь наделять своего партнера презумпци- ей равенства» [6, с. 20]. В конечном счете, диалог переводится во внутренний план — в индивидуальные сознания участников коммуникации. Дети делают самое сложное – остаются собой. Следовательно, созданные ими тексты вне зависимости от канала связи являются носителями личностных и профессиональных (ученических) знаний, учебной и культурной информации. Кроме того, текст «расскажет» о самом педагогическом процессе, его соответствии возможностям и интенциям учащихся. Учебные тексты, по Б.И. Федорову, «являются основанием для развития сначала такой интеллектуальной способности учащихся как узнавание или знание, которая предполагает овладение коммуникативной прагматической функцией языка. На стадии узнавания происходит накопление запаса значений и смыслов. Учебные тексты являются также информационно-теоретической базой для обнаружения причин ранее известных (узнанных) явлений с помощью навыка рассуждения. Рассуждения становятся основанием для формирования и развития такой интеллектуальной способности как понимание. Развитие понимания предполагает использование языка как средства для целей доказательства, опровержения, отстаивания собственной теоретической позиции и т.п.» [7, с. 83]. Именно этап понимания и интерпретации текста создает условия для разворачивания операций сравнения, сопоставления через актуализацию жизненного, учебного и культурного опыта. Так формируется мировоззрение, присваиваются культурные, личностные смыслы. Автор как важнейшая категория текстов с функцией персонификации способна формализоваться в зависимости от степени присутствия. На основании этого можно говорить о персонифицированном авторе и обобщенном. В первом 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru случае автор не скрывает свое «я», открыто формулирует мнение. Обобщенный автор отождествляет себя с каким-либо коллективом и выступает от его имени. Каждый авторский текст характеризуется часто неосознанно избираемым способом организации речи, так как этот способ присущ личности; именно он и выявляет личность. В текстах с функцией персонификации ученики стремятся к самовыражению с использованием различных языковых средств. В таком случае мы можем говорить об интенциональности, то есть сознательном намерении достичь определенных целей с помощью данного текста. Ценностная, интеллектуальная и коммуникативная сферы представлены здесь во взаимосвязи. Свободное, осознанное и творческое отношение к тексту как антропоцентру есть стремление выразить и понять себя. Однако учащимся должна быть учтена ситуация, в которой текст создается. Мы считаем, что в условиях дидактического дискурса можно говорить об информативных и оценочных речевых жанрах (классификация Т.В. Шмелевой). Языковая организация этих типов высказывания определяется предметом описания (сочинения, отзывы, ролевые монологи и т.д.). Здесь большую роль играет эмоциональная информация, для передачи которой могут использоваться просторечные слова, диалектизмы, сленгизмы. Содержание текста также зависит от того, какие языковые концепты существуют в сознании учащегося. Под концептом понимается «глобальная мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания» [8, с. 4]. Концепт включает не только значения, но и личностные смыслы (эмоционально-оценочный компонент). «Выращивание» субъективного смысла культурно значимых концептов как личностно опосредованного отношения стимулируется, если они признаются ценными и их принятие поощряется значимыми Другими (и/или обществе в целом), а также если они дают опыт положительных следствий их принятия (эмоциональных, познавательных, прагматических и др.)» [9]. «Опыт отношений человека вместе со знаниями и умениями выступает неотъемлемым условием формирования системы 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 ценностных ориентаций, идеалов и в конечном счете мировоззрения личности» [10, с. 70]. Процесс становления личности – частный процесс, поэтому образование может лишь создавать условия и обстановку для самоопределения личности, актуализации ее потенциала. Таким образом, реализовать личностно- ориентированный процесс обучения можно на уровне субъект-субъект, где учащийся выступает как самообучающийся. Реализуя потребность в самоопределении, учащийся познает свою уникальность в процессе обучения. Акцент на персонификации позволяет рассматривать ее как значимую мотивацию в самосовершенствовании. Список литературы: 1. Касимова С.В. Содержание и границы понятия «вторичный текст» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». 2010. № 2. C. 28-31. 2. Голев Н.Д., Сайкова Н.В. К основаниям деривационной интерпретации вторичных текстов // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Сб. ст. / под общей ред. В.А. Пищальниковой. - Барнаул, 2001. Вып. 3. С. 20-27. 3. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 5-19. 4. Казаков И.С. О проблеме исследования феномена персонификации обучения в отечественной науке // Вестник Сочинского государственного университета. 2011. № 3. С. 127-129. 5. Курганов С.Ю. Учебный диалог и психологическое исследование мышления // Методологические проблемы оснований науки. Киев. 1986. С. 95- 96. 6. Хохловская О.Г. Лингвокультурологический и онтогенетический феномен диалога. Челябинск: Энциклопедия, 2010. 267 с. 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 7. Федоров Б.И. Учебная информация как средство обучения и развития интеллекта // Философские науки: научный образовательный просветительский журнал. 2009. № 10. С. 81-96. 8. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. Воронеж: Истоки, 2001. 192 с. 9. Обласова Т.В. Личностная направленность в процессе развития учебно- информационных умений школьников // Современные исследования социальных проблем, 2012. № 4 (12). [Электронный ресурс]. Режим доступа http://cyberleninka.ru (дата обращения: 31.05.2020 г.). 10. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2002. 576 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 8 https://tribune-scientists.ru