- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ОТЦУ И ОТЧИМУ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Лямзина В.А.
PDF файл статьиУДК 740 Лямзина Валерия Алексеевна студентка 2 курса магистратуры, факультета философии и психологии, Воронежский государственный университет, Россия, г. Воронеж e-mail: valeriialyamzina@gmail.com ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ К ОТЦУ И ОТЧИМУ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ Аннотация: В статье исследуется проблема отношения к отцу и отчиму в разный возрастной период ребенка, представлены специфические особенности отношения к отцу и отчиму. Ключевые слова: отношение, отношение к отцу, отношение к отчиму, формирование отношения к отцу, формирование отношения к отчиму, детско- родительские отношения. Liamzina Valeriia Alekseevna 2nd year master student, faculty of philosophy and psychology, Voronezh State University, Russia, Voronezh PECULIARITIES OF ATTITUDE TO THE FATHER AND STEPFATHER OF TEENAGERS AND YOUNGS Abstract: The article explores the problem of the relationship to the father and stepfather at different ages of the child, presents specific features of the relationship to the father and stepfather. Key words: attitude, attitude to father, attitude to stepfather, formation of attitude to father, formation of attitude to stepfather, psychological characteristics of adolescence and youth, child-parent relationship. Понятие отношение является одним из центральных в аппарате психологической науки. В отличие от других наук, использующих понятие «отношение», психология обязательно отражает в его содержании субъективно- личностный смысл любых связей человека с миром, другими людьми, обществом, самим собой [1, с. 129]. Отношение здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности. С одной стороны, субъективное отношение личности детерминировано потребностями, мотивами, направленностью 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 личности, с другой стороны характер этого отношения в значительной мере детерминирует степень деятельностной активности, проявляемой личностью. Что касается отношения к родителям, в частности к отцу, то, по мнению Фрейда, на него влияет доминантность отца (именно доминирование отца может привести к развитию пассивности ребенка), забота отца (желание быть таким же мужественным, как отец значительно усиливает позитивное восприятие, усвоение мужского поведения и формирование адекватной полоролевой идентичности) [2, с. 110]. Для сформирования положительного отношения к отцу очень важен живой пример родителя. Сыновья-подростки во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и прочее. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Если их отец внимателен к матери подростка, то, женившись, он считает единственно возможным относится так и к своей избраннице. Если отец отстраняется от работы, то эту же привычку перенимают и дети. Где бы ни проживал родной отец ребенка, он постоянно присутствует в душе подростка. Когда между подростком и отцом существует много невыясненного, подобная ситуация порождает у подростка комплекс неполноценности, всевозможные вопросы и другие психологические проблемы. Отношение к отцу у подростков зависит от эмоциональной включенности отца в эти отношения. Чаще всего, полностью позитивное или крайне негативное отношение характерно для той ситуации, в которой отец реально или психологически отсутствует, тем самым у подростка появляется необходимость «додумывать» образ отца. Хочется обратить внимание на тот факт, многие подростки, несмотря на то, что редко видятся с отцами, положительно отзываются, переживают за их положение и хотят чаще с ними видеться [3]. Подростки, отцы которых психологически открыты для своих детей, воспринимaют отцa, кaк личность, склонны осознaвaть его носителем позитивных, социaльно желaтельных хaрaктеристик, в определенном смысле 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 удовлетворены им или же относятся к нему негативно, но это отношение связано с поведением отца, его проявлением отцовских чувств. Предполагается, что позитивное отношение к отцу у подростков будет связано с гармоничным развитием полоролевой идентичности и эмоциональным благополучием подростков [4]. Если говорить о возрастной динамике в целом, то у младших подростков в наибольшей степени выражено положительное отношение к отцу, для них характерна наиболее высокая степень эмоциональной близости, наибольшая степень сотрудничества с отцом, отец обладает для них наибольшим авторитетом. Но вместе с тем отец представляется подросткам младшего возраста наиболее требовательным, строгим, контролирующим. По их мнению, для отца важно, насколько его ребенок соответствует эталону “идеального ребенка”, насколько четко подростками выполняются нормы и правила, принятые в обществе. С переходом к среднему подростковому возрасту отец становится в представлениях подростка менее требовательным, менее строгим, менее критичным по отношению к своим детям, менее контролирующим, понижается степень сотрудничества и степень эмоциональной близости с отцом, а также снижается авторитетность отца. Но вместе с тем повышается, по мнению подростков, степень принятия подростка отцом, а также повышается последовательность воспитательной позиции отца, его реакции на то или иное поведение подростка становятся более предсказуемыми. Старшие подростки представляют своих отцов еще менее требовательными и контролирующими, снижается, в их представлениях, степень эмоциональной близости и степень сотрудничества с отцом. Степень строгости, последовательности воспитательной позиции отца и авторитетность отца в глазах старших подростков остаются такими же, как и у подростков среднего возраста, а степень принятия подростка отцом – повышается. Можно предположить, что для подростков младшего возраста отец в большей степени является идеалом, примером для подражания, обладателем тех 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 качеств, которые они хотели бы видеть у себя, для них характерна некоторая переоценка, идеализация отца, сверхположительное отношение к отцу. Становясь старше, подростки начинают относиться к своим отцам более критично, наряду с его достоинствами замечают и недостатки, т.е. происходит определенное обесценивание фигуры отца. Этот перелом происходит при переходе от младшего подросткового возраста к среднему. В конце подросткового возраста у мальчиков вновь повышается степень идентификации с отцом, они в большей степени видят себя в будущем похожими на своих отцов. По-видимому, это связано, с одной стороны, с преодолением личностного подросткового эгоцентризма, способностью старших подростков встать на позицию отца, с другой, с возможностью «примириться с отцом», обрести автономию от отцовской фигуры. Для юношей общение с отцом также является одним из ключевых факторов гармоничного развития личности. В условиях общения с эмоционально отстранённым отцом вырастают юноши с низкой социальной активностью и уровнем рефлексии. Т.е. таким юношам трудно добиваться поставленных целей, отстаивать свои интересы, и они плохо осознают свои чувства, эмоции и мотивы своих поступков и часто не способны их контролировать. В таблице 1 и 2 представлен сопоставительный анализ отношения к отцу и отчиму у подростков и юношей. Таблица 1 Отношение к отцу и отчиму у подростков Отчим Отец Важные качества Мягкость, Надежность, сила, крепость духа, отзывчивость, гибкость отца/отчима в конфликтных предприимчивость ситуациях 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 Отец/отчим как образец для подражания Подростки во многом копируют отца: походка, манера разговаривать, жесты Отчим гораздо реже отца выступает в качестве образца для подражания. Такое возможно только спустя длительное время при условии успешной адаптации подростка и отчима к условиям проживания в одной семье Отец/отчим как образец Если отец живет в семье Подростки чаще для отношения к и подросток постоянно испытывают ревность женщине наблюдает родителя в по отношению к матери, роли отца и мужа, то отчим не является неосознанно подросток «транслятором» перенимает эти положительного паттерны поведения отношения к женщине Отношение к Нейтральное, подросток Проявление особой выполнению воспринимает отца в чувствительности к отцом/отчимом роли воспитателя как попыткам отчима воспитательных нечто естественное выполнять функций воспитательную функцию. Реакция - протест Формирование Отношение зависит Как правило, в начале отношения к негативное отношение, прежде всего от отцу/отчиму эмоциональной в дальнейшем отношение зависит от 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 поведения отчима по вовлеченности отца в отношению к матери отношения с ребенком подростка и к нему самому Таблица 2 Отношение к отцу и отчиму у юношей Отчим Отец Важные качества Надежность, сила, Надежность, сила, крепость духа, гибкость, отца/отчима гибкость, внимательность, внимательность к ребенку отзывчивость Отец/отчим как образец Отчим как старший При положительном для подражания отношении к отцу товарищ, который юноши видят в нем может помочь стать полноправны членом наставника, пример для подражания и друга мужского общества Отец/отчим как образец Отчим выступает в роли Отец для юноши для отношения к выступает в роли советчика, старшего женщине товарища советчика Отношение к Юноша ожидает от Авторитарная позиция отчима отношения отца негативно выполнению отцом/отчимом сказывается на равных партнеров, воспитательных друзей. Авторитарность отношения с юношей, функций демократический стиль со стороны отца воспринимается крайне воспитания приветствуется негативно, отрицается 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 Формирование отношения к отцу/отчиму Сильно зависит от стиля воспитания, которого придерживается родитель Юноша спокойнее впускает отчима в семью, чаще занимая нейтральную позицию по отношению к нему. Дальнейшее отношение к отчиму зависит от отношения отчима к юноши и его матери Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод, что роли отца и отчима очень многоплановы и отражаются на формировании личности подростка и юноши. Большинство психологов отмечают, что для подростка характерно наиболее полярное отношение к отцу: абсолютно позитивное или крайне негативное. Чаще всего это связано с эмоциональной близостью между отцом и подростком. Для юноши характерна большая автономия, отец важен в качестве образца для подражания и друга, а не контролирующего лица. Отношение юноши к отцу зависит от личностных характеристик отца, того, насколько грамотно и гармонично от исполняет роль родителя и мужа для матери. Отношение подростка к отчиму в начале их взаимодействия, как правило, имеет негативную окраску. Причиной тому является ревность со стороны подростка, его неприятие выполнения отчимом функций отца. Для прохождения периода адаптации к новому члену семьи подростку необходимо более длительное время, нежели юноше. Юноша спокойнее впускает отчима в свою жизнь, связь между юношей и матерью уже не столь крепка, таким образом, отчим не мешает сложившимся между ними отношениям. Однако для юноши отчим чаще всего остается старшим товарищем, примером, а не отцом. Cписок литературы: 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 1. Крысько В.Г. Психология. Курс лекций: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М. 2013. 251 с. 2. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого. М.: АСТ, 2018. 219 с. 3. Кон И. С. Мальчик – отец мужчины. М.: АСТ, 2017. 480 с. 4. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. М.: АСТ, 2002. 295 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 8 https://tribune-scientists.ru