- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИ-ТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Каримуллина М.К.
PDF файл статьиУДК 373.24 Каримуллина Мадина Камиловна студент Елабужский институт Казанский Приволжский федеральный университет Россия, г. Елабуга e-mail: 2315001914@edu.tatar.ru Научный руководитель: Газизова Фарида Самигулловна, кандидат педагогических наук, доцент Елабужский институт Казанский Приволжский федеральный университет Россия, г. Елабуга ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТА- НИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассматриваются вопросы экологического вос- питания дошкольников различных возрастных групп. Автор анализирует ме- тоды экологического образования, которые используются в обучении на про- тяжении различного школьного возраста. Ключевые слова: воспитание, обучение, экологическое воспитание. Karimullina Madina Kamilovna student Elabuga Institute Kazan Volga Federal University Russia, Elabuga Scientific adviser: Gazizova Farida Samigullovna, candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Elabuga Institute Kazan Volga Federal University Russia, Elabuga ECOLOGICAL EDUCATION OF PRESCHOOLERS, EDUCATION OF PRESCHOOLERS OF THE OLDER AGE Abstract: The article deals with the environmental education of preschool children of various age groups. The author analyzes the methods of environmental education, which are used in teaching for various school ages. Key words: education, training, environmental education. Человек - живой организм, часть биосферы. Он находится во взаимоот- ношении с окружающей средой и влияет на ее состояние, причем за последние столетия это влияние стало определяющим. Поэтому человеку свойственно рассматривать экологию как «обслуживающую» его благополучие дисци- плину. Экология должна, с этой точки зрения, дать ответы, как сохранить окружающую среду в максимально ненарушенном, естественном состоянии. Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях пред- ставление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Экологическое воспитание детей, таким образом, есть целенаправлен- ный педагогический процесс. Результатом экологического воспитания явля- ется экологическая культура личности. Составные экологической культуры личности дошкольника - это знания о природе и их экологическая направлен- ность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообраз- ной деятельности (в играх, труде, быту) [5, с. 7]. Реализация задач экологического воспитания возможна только при условии экологической культуры педагога, и его готовности осуществлять эту деятельность. Кроме того, планируются задачи формирования учебных уме- ний (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности). В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе. Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные за- дачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней. Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь пе- дагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации за- дач экологического воспитания большое значение имеет природное окруже- ние в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возмож- ность постоянного непосредственного общения с природой; организация си- стематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобще- ние детей к регулярному труду [1, с. 9]. Учитывая возрастные особенности детей старшего дошкольного воз- раста необходимо отобрать такие методы и формы работы по экологическому воспитанию, чтобы ребенок мог не только получать определенные знания о природе, не только любоваться ее красотой, но и мог прочувствовать, «пропу- стить» через себя, обрести субъективное отношение к миру природы. Методы и формы работы по экологическому воспитанию с детьми стар- шего дошкольного возраста. Методы экологического образования и воспитания бывают: наглядные, практические, словесные. Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основ- ные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д., в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях использу- ются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них [4, с. 79]. Основным методом в экологическом воспитании детей является наблю- дение. С его помощью ребенок не только познает внешние параметры объек- тов природы (окрас, строение, запах и др., но и приобретает различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений). Особое место в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста отводится развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными объектами. На природе следует продолжать воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться. В старшем дошкольном возрасте у детей необхо- димо формировать представления о том, что животные, растения в детском саду, дома, т. е. вне природных условий, не могут жить без помощи человека; формировать ответственное и бережное отношение к окружающему, органи- зуя конкретные действия (подкармливать птиц зимой, поливать, рыхлить землю у растений, убирать мусор на участке т. д, выполнять индивидуальные и коллективные поручения; воспитывать самостоятельность в случае необхо- димости ухаживать за растениями (поливать, животными (кормить, поить). Особое значение приобретает оценка деятельности детей, которые могут ана- лизировать выполнение своих действий и действий товарищей. Огромное значение в работе с детьми играет игра. Освоение детьми представлений экологического характера осуществляется легче, если в про- цессы познания природы включаются игровые обучающие ситуации, эле- менты сюжетно – ролевой игры. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, пред- полагает использование не только разнообразных методов, но и форм работы. В педагогической деятельности используются следующие формы: фронталь- ные, групповые, индивидуальные [2, с. 11]. Занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, расте- ний, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения. Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстра- ционные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Обучение детей на таких занятиях осуществля- ется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами стано- вятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, про- смотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя. В старшем дошкольном возрасте дети с интересом занимаются опытни- ческой деятельностью. Опыт способствуют формированию у детей познава- тельного интереса к природе, развитию наблюдательности, мыслительной де- ятельности. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными, они могут быть связаны с трудом в уголке природы и на огороде, могут включаться в занятия. В каждом опыте раскрывается причина наблюда- емого явления, дети рассуждают, сравнивают, устанавливают причинно-след- ственные связи, делают выводы. Опыты повышают интерес к предметам и яв- лениям, создают эмоциональную обстановку, вызывают чувство радости, вос- торга. Огромный вклад в работу по экологическому воспитанию вносят празд- ники. В работе по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста можно использовать в детском саду кружки. В кружках дети могут ставить опыты, собирать наглядный материал, который может использоваться на занятиях, рисовать, мастерить, делать поделки из природного материала и т. д. Чтобы полноценно осуществлять экологическое воспитание детей, си- стема работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить нашу главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. Ведь именно семья дает первый опыт вза- имодействия с природой, приобщает к активной деятельности, Таким образом, я пришла к выводу: Существование целого ряда экологических проблем в нашей стране, да и во всем мире диктует необходимость проведения работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста. Ведь именно этот воз- раст является одним из важнейших этапов формирования личности, ее цен- ностной ориентации в окружающем мире, в этот период закладывается пози- тивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. Формы и методы организации детей по экологическому воспитанию самые разнообразные, выбор их зависит от воспитательно-образовательных задач, программного материала и возраста детей, а также от местных условий и при- родного окружения. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным яв- лениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в до- школьном детстве. Список литература: 1. Богданец Т. Экологические знания — первое представление о мире //Дошкольное воспитание. 2013. № 12. С. 9-10. 2. Маневцова Л. «Ребенок познает мир природы» // Дошкольное воспи- тание. 2004. № 8. С. 11-12. 3. Николаева С.Н. Типовая модель экологического воспитания // До- школьное воспитание. 2014. № 4. С. 14-15. 4. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог». М.: Мозаика Синтез, 2007. 208 с. 5. От рождения до школы. Основная образовательная программа до- школьного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васи- льевой. М.: Мозаика-Синтез, 2015. 368 с.