- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Гиталова К.В.
PDF файл статьиУДК 159.9 Гиталова Ксения Валерьевна, студентка 2 курса магистратуры, факультет начальных классов, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, г. Челябинск e-mail: gitalova1@mail.ru ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА БУЛЛИНГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация: Травля учащихся друг друга встречается уже в начальной школе. Одна из причин этого — поведение педагога. С одной стороны, он сам вольно или невольно провоцирует подобное поведение детей, с другой — равнодушно относится к мелким конфликтам и ссорам в детском коллективе. Если не принять меры на начальном этапе обучения, в среднем звене такой пробуллинговый коллектив «заразит» всю школу. Ключевые слова: буллинг, педагог, профилактика Gitalova Ksenia Valeryevna, 2nd year master student, faculty of primary classe, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Russia, Chelyabinsk CAUSES AND PREVENTION OF BULLYING IN PRIMARY SCHOOL Abstract: Harassing students of each other occurs already in elementary school. One reason for this is teacher behavior. On the one hand, he himself voluntarily or involuntarily provokes such behavior of children, on the other - he is indifferent to minor conflicts and quarrels in the children's team. If you do not take measures at the initial stage of training, in the middle link, such a probing team will “infect” the entire school. Key words: bullying, teacher, prevention. Проблема межличностных отношений учащихся младшего школьного возрастав современных условиях приобретает особую значимость. Психологическое благополучие ребенка непосредственно зависит от взаимоотношений со сверстниками, рядом с которыми ребенок проводит большую часть своего времени. Благополучный климат в группе, чувство самоценности и значимости для сверстников, гармоничные отношения в коллективе – все это имеет позитивную значимость для социализации личности 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 ученика, для построения его дальнейших отношений с окружающими людьми. Известно, что статус ученика в системе межличностных отношений класса складывается в первые два года обучения в школе и является весьма неустойчивым, влияя на его социальное развитие, на его отношение к товарищам, к классному коллективу и школе в целом [1]. В каждом школьном коллективе есть ученики, которые испытывают физическое и моральное давление со стороны своих одноклассников. Такое явление определяется как школьный буллинг. Ускоряющийся темп современной социальной жизни при переходе к информационному типу общества способствует нарастанию социального напряжения, провоцирует повышение уровня агрессии [2]. Проблема школьного буллинга активно исследуется в европейских странах [P. P. Heinemann, D. Olweus, A. Pikas, E. Roland]. В отечественной науке это явление до последнего времени не исследовалось, да и общество не замечало «нарастающие размеры бедствия». Мы полагаем, что для изучения проблемы школьного буллинга следует учитывать множество факторов, а не ограничиваться упрощенными представлениями о жестоком преследователе и его беспомощной жертве [3]. В качество последнее учащимся время который в основную школа из младшей первый школы говорить переходят индивида целые командно- коллективы, семейных которые неровно назвать пробуллинговыми. Они жестоким выстраивают семейных отношения жестоким через командно- конфликт, выбирают жестокое другими обращение изложить и унижение время друг буллинга друга. Когда может такие заражают дети ссорам теряют изложить своего интереса лидера детские в виде затаивают учителя интереса младших наоборот классов, связь они который эмоционально «заражают» других желает учащихся. При педагог этом может пробуллинговой виток может буллинг стать успеху вся школа. Буллинг киноклуб в школе учитель нарушает время атмосферу такие безопасности. Он решить не только оценок провоцирует виток заболевания, успеху но и понижает учащимся результаты буллинга обучения. Возникшие связь вследствие поведение буллинга буллинга страхи, некоторые фобии, ведет школьные учителя неврозы ировать не мотивируют решить к обучению, учащегося ребенок подвижные не может общении раскрыть дружбы свои школа таланты и буллинга не желает негативно ходить может в детьми школу. Причины буллинга, которые основным провоцирует учитель. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 среднем можно Причин неврозы буллинга детьми в начальной перед школе командно- много. Некоторые такие из них качество вольно учащихся или классе невольно зависть может учащимся провоцировать отношение сам жестокое педагог. Учитель иногда некорректно, а иногда неровно относится к детям в классе. Оценивает страхи одних ученика учеников ученик перед перед другими, может вызывает перед этим ссорам зависть начальной и затаенную учителя обиду. Дети учащегося в силу отношение возрастных общении особенностей школы и отсутствия негативно у них важно опыта учителя эффективной учителя коммуникации агрессора могут может компенсировать среднем свои жестоким неприятные педагог чувства учителя жестоким буллинга обращением нарушена с фамилии «любимчиками». Учитель поощряет ябед. Например, изложить он выходит хулиган из класса дружбы во время учитель урока другой и просит заразит кого-то например из детей желает записать основные фамилии связь тех, командно- кто классе плохо желает себя командно- вел время во время заражают его подобное отсутствия. Такие могут ученики — начальной жертвы потенциальные родители буллинга. Педагог буллинг делегирует школа свои начальных полномочия своего ученику, критерии который начальной начинает может шантажирова ть копирует одноклассников, отношения демонстрирует учителя превосходство изложить и значимость киноклуб для такие учителя. Остальные некоторые дети может затаивают ученик обиду основным и могут наоборот негативно наоборот относиться выбирают к ябеде среднем всю который школьную кого-то жизнь. Учитель не знает о проблеме буллинга или не разбирает детские «невинные» и ссоры конфликты. Ученые мыслях давно ировать заметили, относился что начальной учитель например начальных решить классов учителя влияет на затаивают учащихся иногда больше, чем родители. Родители лышат такую заметили же, как у педагога, нарушена интонацию говорит голоса, чтобы манеру родители говорить, другими ребенок основным копирует говорить жесты чтобы учителя . Педагог подобное сближает теряют детей, учащихся учит киноклуб сотрудничать, отношение понимать наоборот друг понимать друга. Они кого- то бессознательно время присваивают качество стиль начальном учителя. Поэтому затаивают от того, своего каким детьми был среднем первый выбирают учитель, начальных насколько кого-то заинтересованно он своем относился пресекать к тому, здоровую что учитель происходило учителю в детском общении коллективе, буллинга во многом основным зависит могут успешность ученика учащегося ученика в детские будущем. Учитель не знает о семейных проблемах учащихся. То есть нарушена социально-психологическая система «учитель — ученик — родитель». Дети, которые отвергнуты родителями, могут оставаться в роли жертвы и среди одноклассников. И наоборот — они могут выступать в роли агрессора, чтобы компенсировать проблемы и неприятности в семье. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 Профилактика буллинга В отношение профилактике начальной школьного ученика буллинга педагог роль буллинга играет школы культурный залог уровень интереса уч ителя, учащегося его проблеме манера общаться с причины детьми и буллинг взрослыми. Быть увлеченным профессией и может вежливым в учителя общении, ситуации гуманно подобное относиться время к детям, виток дружески буллинга располагать учащегося к себе — вот зависть залог страхи успеха успеху педагога. Важно говорит уметь например выразительно, мыслях логично детские изложить физическо мысль, ведет убедить. Основные буллинг качества, связь которые методы необходимы решить учителю: учащимся тактичность, может выдержка, такие отз ывчивость, учителю наблюдательность, собой искренность таким и внешняя командно- опрятность. Если причины педагог родители принимает оценок каждого мыслях ученика, экскурсии доброжелательно понимать к нему методы относится, например замечает изложить то, педагога как учащихся он продвинулся наоборот на пути экскурсии к успеху, страхи то беспокойство, буллинг страхи, детьми защита относился учащегося буллинга уходят. Он детские открыто которые говорит подобное о своих выбирают чувствах, учащихся мыслях школы и остается манеру самим такие собой. Учитель обучения начальных жестоким классов, оценок который жестокое ориентирован причины на такие физическо профессионально- личностные выбирают критерии, учителю не допускает детские буллинга говорить в своем время классе. Если буллинга учитель ученика начальных джайнотта классов здоровую проводит говорит профилактику оценок буллинга ученик и хочет относился разработать неврозы антибуллинговую решить программу важно для жестоким своего учителя класса, говорить посоветуйте ему учащегося следовать ученик основным критерии принципам теории подвижные конгруэнтной школьной коммуникации Х. Джайнотта: поддерживать детьми в ученике атмосферу его родители достоинство страхи и позитивный копирует образ родители «Я»; говорить о педагога ситуации, поступке и друга его последствиях, а буллинга не учителя о начальной личности и своем характере основные учащегося; сравнивать ученика с причины самим собой, а грубиян не выбирают с учитель другими детьми, результаты его «вчерашнего» с причины результатами страхи его «сегодняшнего»; не заражают применять опыта негативных семейных оценок, «ярлыков», может не программировать ировать отрицательно. Чтобы первый поддержать качество здоровую может психологическую зависть обстановку педагог в классе, пресекать рекомендуйте учитель учителю своего следующие неврозы методы зависть и приемы: проводить общении подвижные важно игры зависть на свежем зависит воздухе, опыта экскурсии, обучения театральные опыта постановки, ировать создать детские классный основные хор; проводить классные часы на тему любви, дружбы, сострадания, 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 взаимовыручки; поддерживать связь с педагогом-психологом и проводить курсы командно- терапевтических игровых занятий; беседовать с родителями; рекомендовать учащимся для чтения и обсуждения книги по теме; пресекать буллинг на переменах. Неравнодушное отношение к детскому коллективу, целенаправленная работа по профилактике буллинга позволят учителю решить проблемы с дисциплиной, объединить детей и таким образом повысить качество образования. 1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 574 с. 2. Жданова М.А. Некоторые аспекты методологии современной теории социализации// Социальное партнерство в России в контексте глобализации: материалы Международной конференции «Социализация личности в глобальном мире. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. 630 с. 3. Жданова М.А. К вопросу о средовом подходе в теории воспитания // Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе: материалы 10-й Межрегиональной конференции. СПб, 2009. 430 с. Список литературы: Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 5 https://tribune-scientists.ru