- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Фархутдинов И.Р.
PDF файл статьиУДК 371 Фархутдинов И.Р. студент Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет Россия, г. Елабуга e-mail: farhutdinovilsat3@gmail.com Научный руководитель: Латипова Л.Н. кандидат педагогических наук Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет Россия, г. Елабуга МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Аннотация: В статье рассматривается методика организации и проведения виртуальных экскурсий в процессе обучения. Автор анализирует особенности виртуальной экскурсии, а также этапы их создания. Ключевые слова: обучение, учитель, образовательный процесс, виртуальная экскурсия. Farkhutdinov I.R. student Elabuga Institute Kazan (Volga) Federal University Russia, Elabuga Scientific adviser: Latipova L.N. candidate of pedagogical sciences Elabuga Institute Kazan (Volga) Federal University Russia, Elabuga METHODOLOGY OF ORGANIZING AND CARRYING OUT VIRTUAL EXCURSIONS IN THE LEARNING PROCESS Abstract: The article discusses the methodology of organizing and conducting virtual tours in the learning process. The author analyzes the features of a virtual tour, as well as the stages of their creation. Key words: training, teacher, educational process, virtual tour. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 В современном преподавании школьных учебных дисциплин важную роль играет такая форма проведения занятий как экскурсия, которая в условиях цифровизации образования приобретает новые оболочки и модификации. Инновационной формой обучения и новой в методическом плане является экскурсия виртуальная, которая современными исследователями и педагогами рассматривается как специфическое учебно-воспитательное занятие, которое переносится в соответствии с определенной образовательной целью на предприятие, в музей, на выставку и т.п. Ее можно рассматривать как организационную форму обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д. Виртуальная экскурсия от традиционной отличается тем, что в ней местом проведения является не предприятия или учреждения, а кабинет или лекционный зал. Если традиционной экскурсии не все объекты доступны, то во время виртуальной экскурсии можно путешествовать куда угодно и когда угодно [1]. Правда, отсутствует формирование навыков общения с людьми, природой, низкая степень активности, подвижности обучающихся. Зато не нужно прокидать место обучения, ее можно провести по одной и той же теме многократно, не зависит от погодных условий. Виртуальная экскурсия может быть проведена в форме видео-экскурсии, экскурсии-панорамы, экскурсии-презентации [2]. Последняя - наиболее простой и доступный способ создания виртуальной экскурсии, не требующий от создателя особенных умений и навыков в полном отсутствии интернета. Необходим лишь опыт работы с программой Microsoft Office Power Point. Преимущества такой экскурсии в том, что педагог сам выбирает необходимый учебно-экскурсионный материал, составляет маршрут, меняет содержание в соответствии с поставленной целью, а также доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое. Такие виртуальные экскурсии можно отнести к информационным проектам, которые требуют сбора информации, ознакомления с ней заинтересованных лиц. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 Методика подготовки виртуальной экскурсии мало чем отличается от подготовки традиционной экскурсии. Для ее организации так же, как и для реальной, необходимо определить набор основных пунктов и сформировать для каждого из них необходимый объем информации. Особенности виртуальной экскурсии: а) объект изучается дистанционно; б) отсутствие необходимости перемещения позволяет изучать объекты в желаемой последовательности и возвращаться к ним еще раз; в) для ее создания используются компьютерные технологии; г) виртуальные экскурсии могут быть использованы в классно-урочной и домашней форме обучения; д) при дистанционной форме организации экскурсии количество участников экскурсии не ограничено; е) присутствие учителя или экскурсовода не обязательно [3]. При создании виртуальной экскурсии последовательность действий учителя следующая: а) определение темы экскурсии; б) постановка ее цели и задач, в) составление маршрута экскурсии; г) изучение и отбор объектов экскурсии; д) изучение учебных материалов и других информационных источников по теме экскурсии, ее объектов; е) консультации специалистов; ё) написание конспекта урока-экскурсии; ж) комплектование «портфелей организатора и участника экскурсии; выбор методических приемов проведения виртуальной экскурсии; з) демонстрация экскурсии. Перед началом виртуальной учебной экскурсии проводится вступительная беседа с обучающимися, уточняются цель и задачи путешествия, подготавливаются маршрутные листы, где отмечены изучаемые объекты. Заканчивается обязательно виртуальная экскурсия итоговой беседой, во время которой обучающиеся обобщают увиденное и услышанное, выделяют важные моменты. Необходимо найти оптимальное сочетание традиционных и виртуальных экскурсий, исходя из задач обучения и интересов обучающихся, привлекать их самих к их разработке в виде создания проектов. Для этого важно научить их делать презентации с помощью программы Micrcsoft Office Power Point, 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 пользоваться видео- и аудио материалами, использовать интернет-ресурсы, с помощью которых научиться проводить виртуальные экскурсии. Обычно такая форма проведения занятий способствует развитию познавательной активности, коммуникативных и адаптивных качеств обучающихся, их способности к самоконтролю, навыков владения ИКТ и применения правил личной безопасности. Список литературы: 1. Баженова. Н.А. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации образовательного процесса на основе ЭОР // Открытый урок. 2015. № 10. С. 22-24. 2. Киреев Б.Н., Крюков А.Н. Использование цифровых образовательных ресурсов при изучении предмета технология в основной школе // Электронное приложение №2/2012 к журналу «Школа и производство». 3. Платунова Е.В. Виртуальные экскурсии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий, обучающихся // Молодой ученый. 2017. №14. С. 645-647. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 4 https://tribune-scientists.ru