- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Обухова С.М.
PDF файл статьиУДК 37.1174 Обухова Светлана Михайловна студентка 5 курса Казанский (Приволжский) Федеральный педагогический университет, Россия, г. Елабуга e-mail: obuhovasvetlana32@gmail.com Научный руководитель: Газизова Фарида Самигуловна, доцент, кандидат педагогических наук, Казанский (Приволжский) Федеральный педагогический университет, Россия, г. Елабуга ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ Аннотация: В статье проведен анализ понятия «адаптация», представлены фазы процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО. Ключевые слова: адаптация, дети младшего дошкольного возраста, дошкольная образовательная организация, федеральный государственный образовательный стандарт, дезадаптация, фаза адаптации. Obukhova Svetlana Mikhailovna 5th year student Kazan (Volga) Federal Pedagogical University, Russia, Elabuga Scientific adviser: Gazizova Farida Samigulovna, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Kazan (Volga) Federal Pedagogical University, Russia, Elabuga THE PROBLEM OF INTERACTION BETWEEN TEACHERS AND FAMILIES AT THE PRESENT STAGE IN THE PERIOD OF ADAPTATION Abstract: The article analyzes the concept of "adaptation", presents the phases of the process of adaptation of children of younger preschool age to the conditions of pre-school education. Keywords: adaptation, preschool children, preschool educational organization, Federal state educational standard, maladaptation, adaptation phase. Проблема адаптации детей к условиям ДОО рассматривается как междисциплинарная проблема, которая объединяет данные социологии, педагогики и психологии. В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы [15, c. 79]. Термин «адаптация» (от лат. adapto – приспособляю) в научный оборот было введено Г. Аубертом, который определил изменения чувствительности кожных анализаторов на воздействия внешних раздражителей. В биологии под адаптацией понимается приспособление строения и функций организма к условиям среды. Реакция организма на раздражающие факторы и дестабилизирующие, можно выразить формулой «стимул – реакция». Таким образом, адаптация – это приспособление к меняющимся условиям окружающей среды обитания. Ч. Дарвин в произведении «Происхождение видов путем естественного отбора» обращает внимание на непрерывность процесса адаптации. Адаптация непрерывна, поскольку и окружающий мир находится в постоянном изменении [8, с. 89]. В философии адаптация рассматривается в качестве особой формы отражения, которая характеризуется внутренней активностью систем и опережающей реакцией на внешнее воздействие. По мнению Б.Ф. Ломова, адаптация – это процесс приспособления к условиям внешней и внутренней среды и к изменяющимся социальным условиям. В психологии адаптация означает процесс приспособления чувствительности анализаторов на действия раздражителей, а также активное приспособление индивида к условиям социальной среды и (или) результат этого процесса. Основное внимание уделяется на состоянии гармонии, равновесия между индивидом, социальной и природной средой. В исследованиях Д.Б. Богоявленской, Ю.Н. Кулюткина, Н.А. Милославовой адаптация понимается как процесс взаимодействия человека со средой, которая способствует преобразованию человека и среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности [2]. В социологии под адаптацией понимают процесс активного творческого приспособления человека к условиям производства, быта, досуга, это способствует ему успешно сосуществовать в определенном социуме. По мнению Т. Парсонса адаптация – это процесс взаимодействия индивида и общества как взаимный компромисс, общественный порядок, благоприятный для индивида иобщества. Адаптация представляет собой баланс между взаимными ожиданиями индивида и социальной среды [1, с. 123]. В социальной педагогике адаптация воспринимается как активное приспособление к условиям социальной среды путем принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, устоявшихся в обществе. По мнению А.В. Мудрика, приспособление означает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками и социальным поведением [12]. По мнению Е.Н. Приступы, социальная адаптация – это системообразующий элемент в социально-педагогической деятельности по созданию благоприятных условий для социального воспитания, образования, формирования социально здоровой личности, ее социализации [1]. В различных науках разграничиваются понятия «адаптация» и «социальная адаптация», то есть биологический и социальный вид адаптации. По мнению А.В. Мудрика, социальная адаптация – это процесс взаимодействия человека со средой, который разворачивается в виде поисковой активности, способствующей преобразованию человека и среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности и характеризуется эмоциональной удовлетворенностью личности по достижению сознательно определенного ожидаемого результата, формированием персональной ценностно-нормативной системы по определенной, социально заданной норме, на основе социальных и культурных ориентаций личности [12, с. 90]. Процесс социальной адаптации сопровождает человека на протяжении всей жизни – это и приспособление к условиям детского сада, к обучению в начальной школе, адаптация в трудовом коллективе. Но первый опыт вхождения в социальную среду, отличную от семьи, ребенок приобретает в дошкольном образовательном учреждении, когда приспосабливается к новым для себя условиям. Социальная адаптация детей осуществляется стихийно или в процессе целенаправленного педагогического воздействия. Во втором случае говорят о социально-педагогической адаптации. По мнению Г.Ф. Кумариной, социально-педагогическую адаптацию ребенка следует рассматривать как эмоционально-чувственное приспособление его психики при включении его в новые педагогические условия в образовательных учреждениях и рассматривается как критерий его социального и психического здоровья [9]. Таким образом, под социальной адаптацией следует понимать процесс приспособления ребенка к заданным педагогическим условиям в ДОО и изменяя себя в соответствии с этими условиями и общепринятыми нормами. Необходимо отметить, что Н.Д. Ватутина выделяет три фазы адаптационного процесса детей к условиям ДОО [8, с. 128]: 1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц); 2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев); 3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями[6]. Необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению является продуманная система педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение. Сложный и многовариантный процесс адаптации детей к условиям ДОУ подвержен влиянию разных факторов, которые определяют ее течение, темпы и результаты. У детей дошкольного возраста дезадаптация может проявляться в негативных эмоциональных реакциях, нарушениях коммуникативного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, проявлении таких черт характера, как замкнутость, агрессивность, непослушание. При отсутствии работы по их устранению эти поведенческие реакции могут перерасти в устойчивые личностные черты и стратегии поведения, что в дальнейшем затруднит процесс социального развития ребенка [5, с. 91]. Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации будет более эффективной, если создать следующие условия: - использование игровых технологий для создания более комфортной и легкой адаптации у детей раннего возраста; - использование форм и методов работы с родителями по проблеме адаптации детей. Таким образом, проанализировав теоретические аспекты проблемы взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей к условиям ДОО, необходимо выделить критерии гипотезы, которые необходимо апробировать на практике. Список литературы: 1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. М: Просвещение, 2005. 176 с. 2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1991. 228 с. 3. Белкина В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль: Академия, 2001. 295 с. 4. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте. М.: Педобщество, 2003. 240 с. 5. Глебов В. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации // Дошкольное воспитание. 2013. № 11. С. 116- 120. 6. Доронова Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 60-68. 7. Евстратова Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи. СПб.: Союз, 2003. 276с. 8. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи. М.: Просвещение, 2007. 79 с. 9. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. М.: ТЦ Сфера, 2005. 80 с. 10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Владос, 2004. 416 с. 11. Мингалева Л.А. Обеспечение взаимодействия ДОУ и семьи в период адаптации ребенка к условиям детского сада // Дошкольная педагогика. 2013. № 10. С. 56-60. 12. Мокрогузова Т.В. Адаптация ребенка к ДОО / Т.В. Мокрогузова // Логопед. – 2013.– № 10.– С. 78-84. 13. Новейший психолого-педагогический словарь / под ред. А.П. Астахова. Минск: Современная школа, 2010. 928 с. 14. Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского. М.: Академия, 2008. 352 с. 15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 26.05.2020 г.). 16. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 17. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».