- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Аверина С.А.
PDF файл статьиУДК 35.08 Аверина Светлана Андреевна студентка 3 курса, Институт экономики и управления Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь e-mail: avericha@mail.ru Научный руководитель: Грузинова И.С. старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление», Северо-Кавказский федеральный университет, Россия, г. Ставрополь РОЛЬ САМОМЕНЕДЖМЕНТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ Аннотация: В статье рассмотрена роль персонального развития государственного служащего и его непосредственное влияние на профессиональное развитие служащего. Рассмотрены технологии самоменеджмента, сделаны выводы по данному вопросу. Ключевые слова: самоменеджмент, профессиональное развитие, государственное управление, государственный служащий, государственная служба. Averina Svetlana Andreevna 3d year student, Institute of Economics and management North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol Scientific adviser: Gruzinova I.S., senior lecturer of the Department of State and municipal management» North Caucasus Federal University, Russia, Stavropol THE ROLE OF SELF-MANAGEMENT IN THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF CIVIL SERVANTS Abstract: The article considers the role of personal development of a civil servant and its direct impact on the professional development of an employee. Self- management technologies are considered and conclusions on this issue are made. Keywords: self-management, professional development, public administration, civil servant, civil service. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 Важным элементом служебной деятельности государственных служащих является их профессиональное развитие. От качества и эффективности работы служащих во многом зависит общая эффективность государственной службы. Современные тенденции государственной службы определяют необходимость постоянного повышения квалификации и профессионализма служащих. Применения основных инструментов и технологий самоменеджмента призвано обеспечить их дальнейшее профессиональное развитие. Все это обуславливает актуальность данной статьи. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундамента организации и функционирования государственной службы, а также возложена обязанность на государственных служащих поддерживать требуемый уровень квалификации, достаточный для исполнения своих служебных полномочий [1]. Саморазвитие является важным звеном в системе профессионального развития муниципального служащего. Саморазвития можно достичь только при комплексном подходе к развитию личности. Для этого необходимо выполнение следующих обязательных шагов: 4) самопознание (определение сильных и слабых сторон личности, ее одаренности и профессиональных навыков); 5) определение жизненных ценностей, расстановка приоритетов; 6) саморазвитие (на данном этапе происходит реализация поставленных ранее ориентиров развития). Самоменеджмент является эффективным инструментом самоорганизации, который позволяет развить навыки управления собой и собственным временем. Для государственного служащего саморазвитие связано с выбором приоритетных для службы и социальной значимости качеств. Такие качества формируют систему профессиональных требований к личности. К ним относятся [2]: - законопослушность; 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 - гуманизм; - профессионализм; - коммуникабельность; - здоровье или приверженность здорового образа жизни. Использование самоменеджмента в государственной службе позволяет служащим быть успешными при достижении своих конечных результатов, поскольку его центральным элементом является постоянное профессиональное развитие и развитие собственных деловых качеств. К таким качествам относятся: гражданская зрелость, отношение к труду, уровень знаний, организаторские способности, способность к руководству системой управления, инициативность и новаторство, а также морально-этическая составляющая. На сегодняшний день, выделяют следующие инструменты саморазвития, которые решают задачи профессионального развития муниципального служащего: - тренинги и обучающие программы; - литература и видеофильмы; - обратная связь от коллег и общественности; - обучение на опыте других; - развивающие задачи. Перечень выделенных инструментов являются важными элементами самоменеджмента, призванными регулировать мотивационные процессы саморазвития личности. Поэтому для их эффективного включения в процесс профессионального и личностного саморазвития важно сочетать данные инструменты со специальными приемами самоменеджмента [3]: 1) самоконтроль компетентности – за счет профессиональных тестов, решения задач и анализа конкретных ситуаций (данная оценка позволяет выявлять основные причины как положительных, так и отрицательных сдвигов в уровне развития компетенций и принимать решения по корректировке планов и программ саморазвития); 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 2) регулярная инвентаризация перемен в работе и в себе (данная оценка позволяет определить, насколько заданные изменения в деятельности служащего соответствуют его уровню профессионального и личностного саморазвития); 3) дневник достижений и неудач, в котором фиксируются все результаты развития (ведение дневника позволяет избегать ситуаций «наступления на одни и те же грабли», улучшает осознание и оценку собственного опыта сотрудником, позволяет делать правильные и практичные выводы); 4) моделирование своего профессионального портрета (позволяет визуализировать профессиональные качества и компетенции личности с целью их более четкого осознания, более эффективного применения и контроля); Рассмотренные инструменты саморазвития и требования к личности позволяют определить особое место самоменеджмента в работе муниципального служащего. Для каждого человека важно, чтобы его жизненные цели соответствовали его профессиональным успехам, а для этого необходимо, чтобы процесс саморазвития проходил непрерывно. Соблюдение установленных целевых ориентиров позволит качественным образом организовать рабочий процесс муниципального служащего и «направит» внутреннюю мотивацию в требуемом направлении профессионального развития. Самоменеджмент способен изменить не только саму философию государственного управления в части развития доверительности, профессионализма, учета динамичности социально-экономических систем, но и характер отношений между служащими, их нацеленность на успех и достижения [3]. На концептуальном уровне самоменеджмент фактически становится основой участия служащего в развитии собственного подразделения. Достижение заданных ориентиров происходит через личностно-профессиональный рост. Если муниципальный служащий стремится к саморазвитию и профессиональному росту, нацелен на углубление знаний и умений, расширение кругозора, то его профессиональный и личностный рост будут последовательно 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 проходить все стадии развития необходимые для достижения максимальной эффективности деятельности (рис. 1) [4]. Профессиональное развитие муниципального служащего невозможно представить себе без грамотно построенного самообразовательного процесса, который, в свою очередь, основан на принципах самоорганизации и эффективного планирования рабочего времени. Результативность процесса Творческая личность Профессиональный рост Развивающаяся личность Мотивация развития личности Личность служащего после ВУЗа Рисунок 1. – Стадии профессионального роста муниципального служащего Если рассматривать самоменеджмент с точки зрения технологического процесса, необходимо, в первую очередь, определиться с содержанием понятия «технологии». С токи зрения процесса саморазвития технология представляет собой совокупность наиболее рациональных способов научной организации труда, обеспечивающих достижение поставленной цели за минимальное время с наименьшей затратой сил и средств. Таким образом, с точки зрения профессионального развития муниципальных служащих технологии самоменеджмента включают следующие составляющие [3]: - управление ресурсами времени; - управление ресурсами активности; - управление денежными потоками; - управление ресурсами образованности. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 Эффективное применение технологий самоменеджмента позволяет сформировать из служащего самоуправляемую личность, которая будет самостоятельно определять личные цели развития, планировать свою деятельность, принимать решение по предстоящим делам, составлять распорядок дня и личного трудового процесса, а также производить обмен информацией на всех стадиях самоменеджмента. С учетом этого, упрощенная модель служащего будет включать четыре основные составляющие: физическую, нравственно-психологическую, рациональную и творческую. Таким образом, на современной государственной службе большое внимание уделяется вопросам профессиональной компетентности служащих и их личностным характеристикам, которые способны оказать наибольшее влияние на повышение эффективности служебной деятельности. Развитие профессиональных навыков начинается с самоорганизации, которая является составной частью самоменеджмента. Использование комплексного подхода в применении инструментом и технологий самоменеджмента способно оказать наибольшее воздействие на профессиональное развитие муниципальных служащих. Список литературы: 1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 16.12.2019 г.) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Писарева Д.А., Смышляев В.А. Личностное саморазвитие государственных служащих в современной России: специфика и приоритеты // Профессиональные компетенции государственных служащих: формирование и развитие. Материалы межвузовской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ». Воронеж, 2016. С. 270-276 . 3. Самоменеджмент: учеб. пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, В.И Перова. М.: Изд-во Московского университета, 2012. 368 с. 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 4. Сергеева Н.И. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста педагога // Современные проблемы науки и образования, 2015. № 2 (1). С.77-82. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 7 https://tribune-scientists.ru