- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Юдина К.С., Абаева С.М.
PDF файл статьиУДК 37.034 Юдина Ксения Сергеевна, студентка 1 курса бакалавриата, Институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел e-mail: tenitilova.xiusha@yandex.ru Абаева Сийлахь Магомедовна, студентка 1 курса бакалавриата, Институт естественных наук и биотехнологии, Орловский государственный университет, Россия, г. Орел ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ Аннотация: В статье представлен конспект беседы с детьми младшего школьного возраста, который поможет заложить основы формирования нравственно воспитанной, духовно богатой личности. Ключевые слова: нравственность, воспитание, культура, младший школьник, воспитательная работа. Yudina Ksenia Sergeevna, 1st year bachelor student, Institute of natural sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel Abaeva Silah Magomedovna., 1st year bachelor student, Institute of natural sciences and biotechnology, Orel state University, Russia, Orel FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF MORAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL Abstract: The article presents a summary of a conversation with children of primary school age, which will help lay the Foundation for the formation of the foundations of a morally educated, spiritually rich person. Keywords: morality, education, culture, Junior school student, educational work. Во все времена нравственность признавалась главным моментом в воспитании полноценной личности. Младший школьный возраст – это тот 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru период, когда идет бурное развитие всех процессов организма, поэтому именно в этот момент важно формировать нравственные качества. Цель: сформировать нравственно воспитанную, духовно богатую личность, способную понимать, чувствовать и творить прекрасное. Задачи: формирование нравственного самосознания личности ребенка; воспитание духовных и эстетических ценностей; создание условий для творческой самореализации. Для достижения поставленной цели целесообразно использовать следующие формы воспитательной работы: нравственные беседы о дружбе и друзьях; цикл занятий под названием «Уроки доброты»; постановки сценок на нравственные темы; классные часы, этические беседы, дискуссии; чтение художественных произведений; театрализация. Планируемые результаты реализации: повышение уровня нравственного воспитания обучающихся; развитие отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им; формирование нравственных ценностей и личностной культуры. Конспект беседы «Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры» Ход работы: 1. Организационный момент. Учитель. Здравствуйте, дорогие дети! Я решила провести это мероприятие для того, чтобы побеседовать с вами о наиболее дорогих и родных любому человеку людях: об опекунах - мамах, папах, бабушках, дедушках. 2. Введение в тему. Учитель. Почему именно сегодня, непосредственно в ваши годы, Вы сами того не понимая, не стремясь к этому, делаетесь неконтролируемыми, жесткими, грубыми и нередко собственными действиями, либо словами огорчаете своих родных? «Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они выказывают неуважение к старшим, 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Сократ. Учитель. Считаете ли вы это утверждение правильным и почему? Ответы детей. Учитель. Думаю, что наш диалог вынудит множество из вас подумать о своем поведении по отношению к старшему поколению в том числе к маме, отцу, бабушке и дедушке, другим взглядом посмотреть на собственные действия по отношению к близким людям. Главная проблема нашей беседы — это «внимательный подход к отцу с матерью - как один из главных критериев культуры человека». 3. Объявление темы, цели. Учитель. На современном этапе развития общества, многое для молодого поколения утратило свою ценность. Люди находят альтернативу своим потребностям в создании каких-нибудь искусственных ценностей. Многие дети забывают о роли родителей, отодвигают заботу о них на второй план. В результате чего во многих странах нынешнего времени культ ставится на новом поколении, а старое не имеет никакой ценности. Поэтому именно сегодня мы решили осветить тему: «Заботливое отношение к родителям – признак высокой культуры». Нам очень хочется, чтобы после нашей беседы вы взглянули на свою жизнь с другой стороны, познали всю суть семейных отношений, поняли то, что ближе родителей не может быть никого, знали, что забота о них - это обязанность каждого гражданина, а точнее личности, которая сформулировала в себе нравственные стороны, воспитала себя как человека, адаптировавшегося в обществе. 4. Основная часть. Учитель. В чем заключается бережное отношение к родным людям? Дети. Бережно относиться к родным людям – это значит поддерживать, уважать и помогать им. Учитель. Вы помогаете своим родителям и почему? 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru Дети. Да. Родителям нужно помогать, чтобы у них было больше времени на отдых. Учитель. А что же такое семья? Дети. Семья – это близкие люди, которые дарят тебе все положительные эмоции с помощью любви и доброты. А также те, кто делит с тобой невзгоды: грусть, печаль, отчаяние. Учитель. Прочитаем легенду. В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удаётся вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая, друг друга»? В ответ старейшина назвал лишь одно слово…. Учитель. По вашему мнению какое слово назвал мудрец? Дети. Терпение. Учитель. По какой причине семья стала удивительной и прославилась? Дети. В ней существовало взаимопонимание между всеми членами семьи, несмотря на то, что она была очень большой. Учитель. Необходимо оберегать состояние здоровья наиболее родных для вас людей проявляя поддержку, уделяя наибольшее количество собственного времени. Необходимо уделять больше интереса к отцу с матери, их самочувствию и здоровью. Мы непременно обязаны беспокоиться о собственных опекунах, так как по-другому мы никогда не сможем отблагодарить их за усердный труд по отношению к нашему воспитанию. Если не исполнять свои обязанности перед семьей, последует не только наказание со стороны государства, но и осуждение вас со стороны социума. 5. Минутка интересных упражнений. 1. Упражнение Кирпичный дом Предлагаю написать на картонках слова терпение, взаимопонимание, доброта, забота, любовь, уважение, и построить «кирпичный дом», разместив их в порядке убывания. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru Например, 1 этаж (фундамент, ТО НА ЧЕМ ДЕРЖИТСЯ ДОМ)-ЛЮБОВЬ Вопросы для учеников: - как вы думаете, какой первый кирпич лежит в фундаменте каждой семьи? - может у кого-то есть другое мнение? - какой кирпичик лежит в вашей семье? 2.Упражнение Семейство Называем по порядку буквы из слова «семейство», и дети отвечают словами, которые начинаются с этой же буквы и ассоциируются с семьей. Например, С –Счастье. 6. Итоги. Учитель. На столах лежат листочки. Напишите свои искренние пожелания родителям. Употребляйте больше ласковых слов. Красиво оформите и отдайте своим родителям. (Дети пишут пожелания). Спасибо вам за проделанную работу на занятии! Не забывайте про ваши обязанности по отношению к родителям, проявляйте положительное воздействие на отца с матерью. Подумайте о сказанном сегодня. Организуйте около собственных родных уют. Благодарю вас за то, что выслушали. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, развивая положительные качества характера у ребенка, учитель облегчает ему процесс вхождения в общество, общение с людьми и дальнейшую жизнь, потому что в какую бы ситуацию ни попал духовно-нравственный человек, он всегда найдет правильный выход и примет верное решение на основе своих нравственных и этических воззрений. В нынешнее время очень важно не потерять свою нравственную сторону. Человек уважающий другого, любящий своих родителей и исполняющий свои обязанности перед ними –культурный человек. Список литературы: 1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников // Начальная школа. 2009. № 11. С. 69-71. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2002. 576 с. 3. Трошин П.Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи. Молодой ученый. 2016. № 8 (112) [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/112/28290/ (дата обращения: 24.05.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 6 https://tribune-scientists.ru