- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я – КОНЦЕПЦИИ У ПОДРОСТКОВ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Бикмурзина Я.С.
PDF файл статьиУДК 345.5 Бикмурзина Яна Сергеевна студентка 2 курса специалитета, факультет психологии Башкирский Государственный Педагогический Университет, Россия, г. Уфа e-mail: bikmurzina01@mail.ru Научный руководитель: Нуриманова Ф.К., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры прикладной психологии и девиантологии Башкирский Государственный Педагогический Университет, Россия, г. Уфа ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ Я – КОНЦЕПЦИИ У ПОДРОСТКОВ Аннотация: Статья содержит в себе понятие «Я – концепция» и описание ее структурных компонентов. В работе рассматриваются особенности формирования представления о себе в подростковом возрасте и представляются рекомендации родителям по формированию адекватной «Я – концепции». Ключевые слова: я – концепция, самосознание, самоотношение, самооценка, подростковый возраст. Bikmurzina Yana Sergeevna 2nd year student, faculty of psychology Bashkir State Pedagogical University, Russia, Ufa Scientific adviser: Nurimanova F.K., candidate of psychology sciences, associate professor, associate professor of the Department of applied psychology and devianyology Bashkir State Pedagogical University, Russia, Ufa FEATURES OF THE FORMATION OF THE SELF-CONCEPT IN ADOLESCENTS Abstract: The article contains a definition of the concept «Self – concept», a description of its structural components. The paper considers the features of forming a self – image in adolescence and provides recommendations to parents on the formation of an adequate «Self – concept». Key words: self – concept, self – awareness, self – attitude, self – esteem, adolescence. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru В современных условиях в обществе все больше обращают внимание на такие аспекты личности, как самооценка, самопознание, самоактуализация, самоощущение, самоуважение, что является неотъемлемой частью Я – концепции личности. По большей части, внимание приковано к подросткам, потому что данный возраст считается нестабильным и переходным в жизни людей: любое, даже незначительное событие может повлиять на представление подростка о самом себе. Адекватное формирование Я – концепции является не только прочным фундаментом для выстраивания здоровых взаимоотношений с окружающими, но и влияет на многие сферы жизнедеятельности человека. Наоборот неправильная сформированность Я – концепции может стать причиной дезадаптации личности. В отечественной психологии такой феномен, как «Я – концепция» личности рассматривалась многими психологами (Б.Г. Ананьев, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, А.Г. Маклаков, А.Б. Орлов, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин и др). В их трудах представление человека о самом себе изучалось в рамках проблемы «Я», которая тесно связана с «самосознанием» личности. Из зарубежных психологов изучали и исследовали данный феномен А. Адлер, У. Джемс, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, Э. Эриксон, К.Г. Юнг и др. Среди них нельзя не упомянуть Р. Бернса. В его работах можно проследить взгляды таких ученых как К. Роджерс, Э. Эриксон. Он определяет понятие Я – концепции как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». В трудах авторов мало рассмотрены возрастные факторы и особенности «Я – концепции», а также слабо освещены пути и способы её формирования. Именно поэтому данная проблема остается актуальной на сегодняшний день. Целью данного исследования является анализ и изучение особенностей представления личности подростка о самом себе и составление рекомендаций по формированию адекватной «Я – концепции». Понятие «Я – концепция» является очень широким и сформулировать общее определение данному феномену является трудной задачей. Тем не менее, в обществе существует общее определение данному понятию. «Я – концепцию» 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru определяют как относительно устойчивую, более или менее осознанную, переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Английский психолог Роберт Бернс в своей книге «Развитие Я – концепции и воспитание» определяет Я – концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя и выделяет несколько её составляющих. И первым ее структурным элементом является когнитивная составляющая. Под ней Р.Бернс понимал совокупность тех характеристик, которыми, как сам человек считает, он обладает. Следующий структурный элемент – оценочная составляющая «Я – концепции». Она представляет собой отношение к тем когнитивным характеристикам, которыми обладает человек. Заключительным структурным элементом Я – концепции, по мнению Р.Бернса, является поведенческая составляющая. Здесь включены объективные действия человека, которые наиболее четко могут охарактеризовать его. Если рассматривать Я – концепцию как совокупность установок, направленных на самих себя, то можно выделить такие модальности, как Реальное Я(представление о том, каков я на самом деле), Идеальное Я(представление о том, каким бы я хотел быть), Зеркальное Я(представление о том, каким меня воспринимают другие) [1,3]. Становление «Я – концепции» происходит в детском и подростковом возрасте. Подростковый период характеризуется кризисом. Многие ученые считают кризис подросткового возраста наиболее острым и длительным по сравнению со всеми предыдущими кризисами. Для каждого кризиса характерно «расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающими возможность их удовлетворения». Л.И. Божович, анализируя кризис подросткового возраста, говорила о том, что он протекает гораздо легче, если в этом возрасте у школьника уже возникают постоянные личностные интересы или какие-либо устойчивые мотивы поведения [2]. Говоря о «Я – концепции» личности нельзя упускать из виду особенности ее формирования в подростковом возрасте. Особенностям формирования «Я – 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru концепции» в подростковом возрасте является то, что именно в этот период приобретает важную роль самосознание, самопознание и самооценка. Подросток начинает изучать себя, свой внутренний мир, свой внешний образ. И на основе того, как видят и относятся к нему другие, а также сравнивая себя с каким-то идеальным образом, у него выстраивается система представления о себе [4]. Таким образом, «Я – концепция» представляет собой динамическую систему представлений о себе и включает в себя несколько составляющих: когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую. Для формирования позитивной Я – концепции подростков, можно сформулировать следующие рекомендации: 1) объяснять особенности и понятия анализа характерологических особенностей своей личности; 2) создавать условия для интеграции подростков с процессом самопринятия; 3) самопонимания и самосовершенствования, развивать адекватное понимание самого себя; 4) развивать адекватную самооценку, создавать устойчиво позитивные психоэмоциональные состояния. Cписок литературы: 1. Белогурова Е.В. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.belogurova.ru/about (дата обращения: 24.05.2020 г.). 2. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание / Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1986. C 30-66. 3. Гнездилов Г.В., Кокорева А.Б., Курдюмов А.Б. Возрастная психология и психология развития. М.: Изд-во СГУ, 2013. 228 с. 4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 c. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020