- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РОЛЬ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Романчук М.В.
PDF файл статьиУДК 378.14 Романчук Мария Валериевна студентка 2 курса магистратуры, педагогический факультет Крымский инженерно-педагогический университет, Россия, г. Симферополь e-mail: somanta19972007@mail.ru РОЛЬ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Аннотация: В данной статье рассматривается роль игровой деятельности в образовательном процессе и воспитании детей. Автор приходит к выводу, что развивающее значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности – учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности обучению ребенка в школе. Рассмотрены и проанализированы функции игр. Ключевые слова: экологическое воспитание, игровые педагогические технологии, экологическое сознание, игровая технология, игра. Romanchuk Maria Valerievna 2nd year master student, faculty of education Crimean Engineering and pedagogical University, Russia, Simferopol THE ROLE OF GAME TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS Abstract: This article discusses the role of play in the educational process and upbringing of children. The author comes to the conclusion that the developing value of the game is not only in the realization of opportunities for comprehensive development of children, but also in the fact that it contributes to expanding the scope of their interests, the emergence of a need for knowledge, the formation of a motive for new activities – educational, which is one of the most important factors of psychological readiness to teach a child at school. The functions of games are considered and analyzed. Keywords: ecological education, game pedagogical technologies, ecological consciousness, game technology, game. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 1 В современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и структуры общего образования. При этом экологическое образование подрастающего поколения является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологической опасности [1, с. 55]. Уже с дошкольного возраста родители и воспитатели начинают формировать экологические понятия у детей. Воспитывать любовь к природе и их обитателям является основным стержнем. Говоря об экологическом воспитании следует характеризовать это понятие как основное в структуре экологического образования. Экологическое воспитание — формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов [2, с. 6]. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игровая технология характеризуется тем, что средства, активизирующие деятельность учащихся, составляют главную её идею и основу эффективности результатов. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru Игра - наиболее освоенная школьниками деятельность. В ней они черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникших в познании, в труде, в творчестве. Поэтому опора на игру - это важнейший путь включения детей в учебную работу без психологических сдвигов и перегрузок. Игра - это единственная деятельность, которая выводит ребёнка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра - стратегически - тонко организованное культурное пространство развлечений ребёнка, в котором он идёт от развлечения к развитию. Развлечение в играх - это поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность. В любой игре заложены одновременно огромные воспитательные и образовательные возможности. Она развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческие способности. В каждом классе вместе обучаются способные, сильные ученики и слабые, а также дети с задержкой психического развития, поэтому, используя только традиционную организацию учебных занятий, нельзя добиться стопроцентной заинтересованности детей своим предметом, поддержать устойчивое желание каждого ученика заниматься физикой. Применение игровой технологии на уроках позволяет решить вышеперечисленные проблемы. Это не только возможность заинтересовать учащихся содержанием предмета, но и способствовать их социальной адаптации, освоению детьми новых социальных ролей. На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 3 Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; - как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); - как технологии внеклассной работы. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 4 Использование игры как одного из методов обучения и передачи опыта используют с древности. В современных образовательных организациях делается упор на интенсификацию и активизацию воспитательно- образовательного процесса, в связи с чем, игра все чаще используется как эффективный метод обучения. Применение игры осуществляется в следующих случаях: Как самостоятельная технология, направленная на оказание помощи в освоении определенного понятия, темы или раздела учебной дисциплины. В качестве одного из элементов общей технологии. В качестве части урока или всего урока. Например, для осуществления введения в тему. Игра выполняет ряд следующих функций: Рисунок 1. Схема функций игры в педагогическом процессе Рассмотрим данные функции подробнее: Обучающая – игра помогает в развитии общих учебных умений и навыков; 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru Воспитательная – психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций; Развлекательная – игра создает благоприятную атмосферу в ходе обучения, при этом изучаемый материал воспринимается с большим увлечением; Психологическая – снимает напряжение, способствует эмоциональной разрядке; Коммуникативная – в игре дети и взрослые объединяются друг с другом, что позволяет наладить эмоциональный контакт и сформировать навыки общения; Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей; Релаксационная– игра снимает эмоциональное и физическое напряжение, вызванное нагрузками учебной или трудовой деятельности; Самовыражение – позволяет в игровом процессе реализовать творческие способности, наилучшим образом раскрыть собственный потенциал. 1. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М.: Просвещение, 1991. 156 с. 2. Бесова М.А. В школе и на отдыхе: познавательные игры для детей 6-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998. 234 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 6