- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Плотникова С.А.
PDF файл статьиУДК 378.02:372.8 Плотникова Софья Александровна студентка 5 курса факультет иностранных языков Кемеровский государственный университет, Россия, г. Новокузнецк e-mail: sonua.09@mail.ru Научный руководитель: Соколова О.В., кандидат педагогических наук доцент, доцент кафедры английского языка и методики преподавания Кемеровский государственный университет, Россия, г. Новокузнецк РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Аннотация: Данная статья рассматривает роль применения интерактивных образовательных технологий на уроках английского языка как средства, направленного на развитие диалогических умений. Ключевые слова: интерактивные образовательные технологии, метод обучения в сотрудничестве («Learningtogether»), диалогические умения, диалогическое взаимодействие. Plotnikova Sofya Aleksandrovna 5th year student, faculty of foreign languages Kemerovo State University, ussia, Novokuznetsk Scientific adviser: Sokolova О.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, associate professor of the Department of English language and а the methods of teaching Kemerovo State University, Russia, Novokuznetsk THE DEVELOPMENT OF DIALOGIC SKILLS OF ENGLISH- LANGUAGE SPEECH ACTIVITY USING INTERACTIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES Abstract: This article examines the role of the application of interactive educational technologies at EFL lessons as a means of developing dialogue skills. 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru Key words: interactive educational technologies, the method of learning in cooperation ("Learning together"), dialogue skills, dialogue interaction. Главной целью обучения иностранному языку на сегодняшний день является формирование коммуникативной компетенции. Диалогическое взаимодействие как одна их форм общения помогает решить эту задачу, подготовить учащихся к диалогу культур. Наиболее эффективным средством обучения говорению на уроках иностранного языка является применение интерактивных образовательных технологий. Их активное использование является наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению иностранного языка, формирования их устойчивого познавательного интереса к предмету, повышения качества знаний, создания необходимых педагогических условий для развития способностей каждого учащегося. По определению О.И. Райс, термин «интерактивность» означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога, с хорошо организованной обратной связью [2, с. 12]. Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, обучение на основе диалога, в ходе которого осуществляется взаимодействие коммуникантов. Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученики не просто взаимодействуют между собой, а организуют и развивают диалогическое общение, которое приводит к взаимопониманию, к совместному решению задач. При этом исключается возможность доминирования одного участника или определенной идеи; роль учителя сводится к минимуму, он является лишь координатором процесса. Существует целый арсенал интерактивных образовательных технологий: деловые игры, метод проектов, дебаты, кейс-технологии, мозговой штурм, работа в малых группах и т.д. [2]. Каждая из этих технологий помогает развить коммуникативные умения и навыки, установить эмоциональный контакт между учащимися, способствует развитию умения работать в команде. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 2 Говоря о принципах организации урока с использованием интерактивных образовательных технологий можно отметить, что в работу должны быть вовлечены все учащиеся; учителю необходимо психологически подготовить участников, поскольку может возникнуть проблема в закрепощенности некоторых учеников, в соблюдении дисциплины. Количество участников также должно быть оптимальным, поскольку только такой принцип поможет продуктивной работе в группе. Кроме всего прочего, необходимо подготовить помещение, изучаемые материалы [3]. В ходе исследования была подготовлена методическая разработка на основе применения метода обучения в сотрудничестве, одного из вида интерактивных технологий. Данная разработка прошла апробацию в условиях реального процесса обучения в 8 классе МБ НОУ «Гимназия №70» г. Новокузнецка в период с 01 сентября по 28 октября 2017 г. Апробация следовала вышеописанным принципам организации урока с использованием различных видов интерактивных технологий при формировании умений диалогической речи. Обучение в сотрудничестве (Learning together) – это подход к учению и обучению, основная мысль которого заключается в том, что учащиеся объединяются в группы для совместного решения проблемы, задачи, создания какого-то продукта [4]. Основными принципами обучения в сотрудничестве являются: взаимозависимость всех членов группы, которую можно создать на основе единой цели, достигающейся сообща; распределение внутригрупповых ролей, функций; использование общих ресурсов; наличие единого учебного материала; использование одного поощрения на всех, что повышает личную ответственность каждого участника группы как за свои успехи, так и за успехи всей группы в целом. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru Прежде всего, для выявления проблем, которые возникают у учащихся при организации диалогического взаимодействия, на первом этапе экспериментальной работы, было предложено выполнить несколько заданий. Первое включало в себя построение диалога, который необходимо было организовать на основе представленного диалога-образца. Второе задание было основано на предложенной ситуации, которую было необходимо решить в парах, обсудив все способы ее решения. На втором этапе учащиеся непосредственно вовлекались в процесс обучения с использованием интерактивных образовательных технологий, а именно метода обучения в сотрудничестве. Был проведен урок по теме «Journey through the planets» на котором учащиеся были разделены на 4 группы по 3 человека, одна группа состояла из экспертов, которые были выбраны методом случайного отбора, остальные 3 - из учащихся с разными ролямикоторые они распределили сами в процессе взаимодействия: ответственный за приобретение билетов, ответственный за продукты и ответственный за одежду. Задание было следующее: учащиеся оказались в будущем, мир изменился, и стали возможны полеты на разные планеты. Каждой группе необходимо было организовать полет на свою планету – Марс, Венера или Юпитер. Однако только эксперты знали всю необходимую информацию о них. Коммуникативными задачами, поставленными перед участниками, были: собрать информацию о планетах, организовать полет на них, добыть необходимые вещи и продукты, убедить экспертов в необходимости их присутствия во время полета. В самом начале работы группе экспертов было необходимо ознакомиться с информацией о планетах, представленной на карточках, после чего обменяться ею. В остальных группах учащимся необходимо было обсудить представленный список вопросов: 1) Discuss what you know about your planet (Mars, Venus or Jupiter); 2) Try to share your thoughts about how these planets could be changed; 3) Try to guess what products and clothes (from the submitted lists) could be necessary during the journey, discuss it, and explain your choice. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru После выполнения данного этапа задания учащиеся из каждой группы по одному подходили к любому из трех экспертов, чтобы узнать все необходимое. В это время два оставшихся участника каждой группы обсуждали то, чем бы они хотели заняться на планете, на которую они собирались полететь. Следующим этапом стала организация взаимодействия с другими группами с целью добыть необходимые вещи. Учащиеся из разных групп, исполняющие одинаковые роли организовали диалогическое взаимодействие, целью которого было поделиться своими вещами, попросить необходимые им вещи и убедить всех в важности этих вещей именно для их полета. Задачей еще одного участника данных групп было убедить эксперта поехать с группой, купив при этом билеты. Результатом данного этапа являлось то, что все учащиеся вместе с согласившимся экспертом и добытыми нужными вещами вернулись в свои первоначальные группы. На этапе заключительного обсуждения в своих группах учащиеся окончательно собрали воедино все полученные сведения. И на последнем этапе озвучивания полученных результатов один представить от каждой группы представил перед классом результаты совместной групповой работы. На третьем этапе экспериментальной работы снова был проведен срез среди учащихся для проверки эффективности применения интерактивных технологий на уроке с целью развития диалогических умений. При оценивании диалогических высказываний были использованы следующие критерии: взаимодействие с собеседником; решение коммуникативной задачи; лексическое оформление речи; грамматическое оформление речи; произносительная сторона речи. Таким образом, после проведения срезов знаний до и после применения интерактивных технологий можно отметить следующую положительную динамику: количество учащихся, которые смогли полностью решить коммуникативную задачу, оказалось на 45% больше, они смогли правильно организовать диалогическое взаимодействие, проявляли инициативу, задавали и отвечали на вопросы. Что касается оценивания критерия решения Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 5 коммуникативной задачи, можно отметить, что на 53% повысилось количество учащихся, которые смогли полностью решить поставленную задачу, поскольку они смогли найти ответы на поставленные вопросы. Относительно критерия лексического оформления речи можно отметить, что учащихся, которые стали применять всю изученную лексику по заданной теме увеличилось на 42%, их речь стала разнообразно лексически наполненной. Оценивание критерия грамматического оформления речи показало, что на 53% учащихся стали грамматически корректнее строить свою речь. Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что применение интерактивных технологий на уроке иностранного языка является эффективным средством развития диалогических умений. Процесс обучения становится более интересным, разнообразным, настраивает учащихся на позитивных лад, что приводит к повышению мотивации к изучаемому предмету. Работа в сотрудничестве создает все необходимые условия для развития коммуникативных умений учащихся, т.е. их умение организовывать сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, задавать вопросы, реагируя на реплики собеседника, и все это выполняется в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Список литературы: 1. Интерактивные технологии (групповые формы работы) [Электронный ресурс] // Инфоурок. Режим доступа: https://infourok.ru/interaktivnye_tehnologii_gruppovye_formy_ra-boty-335641.htm (дата обращения: 07.04.2018 г.). 2. Карпенко Е.В. Интерактивные технологии в обучении. М.: Просвещение, 2017. 80 с. 3. Методические рекомендации по интерактивным методам обучения [Электронный ресурс] // ПГТУ. Режим доступа: www.pgtu.ru/umo.pgtu.ru (дата обращения: 07.04.2018 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 6 4. Johnson D. Cooperative learning and social interdependence theory: Cooperative learning. [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.coopera- tion.org/pages/SIT.html (дата обращения: 30.11.2016). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 7