- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Царук В.И., Кравцова Л.Ф.
PDF файл статьиУДК 372.851 Царук Виктория Игоревна, студентка Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова Россия, г. Симферополь e-mail: vika.tsaruk.99@bk.ru Кравцова Людмила Фадеевна, старший преподаватель кафедры начального образования Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Аннотация: Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам, в которых определены новые социальные требования к системе школьного обучения. В связи с этим в статье раскрываются особенности организации учебной деятельности младших школьников на уроках математики и рассматриваются суть системно- деятельностного подхода и пути его реализации на уроках математики в начальной школе. Ключевые слова: современный урок, системно – деятельностный подход, процесс обучения, урок математики, современная система НОО. Tsaruk Victoria Igorevna, student Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov Russia, Simferopol Kravtsova Lyudmila Fadeevna, senior lecturer, department of primary education Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov Russia, Simferopol FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE PROCESS OF TEACHING YOUNGER STUDENTS IN MATHEMATICS LESSONS Abstract: The current state of pedagogical activity is characterized by the transition to work according to Federal state educational standards, which define Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 1 new social requirements for the school system. In this regard, the article reveals the features of the organization of educational activities of younger students in mathematics lessons and examines the essence of the system-activity approach and ways to implement it in mathematics lessons in primary school. Keywords: modern lesson, system-activity approach, learning process, mathematics lesson, modern system of primary General education. Современная система образования направлена на построение содержания, форм и методов преподавания и воспитания, обеспечивающих системный деятельностный подход, основой которого является активная деятельность ученика как субъекта обучения. Такой подход кардинально меняет модель взаимодействия участников образовательного процесса. Учитель не дает новых знаний в готовом виде, его действия направлены на организацию поисково- исследовательской деятельности студентов, в ходе которой они учатся самостоятельно искать пути решения проблем, объясняя пути их решения. Основная задача учителя начальной школы – овладеть системным подходом к проектированию и управлению учебным процессом, когда объяснительный и иллюстративный методы обучения не являются доминирующими. Только в условиях деятельности ученик становится субъектом деятельности, способен самостоятельно ставить и достигать цели, находить и обрабатывать полученные знания и применять их на практике. В связи с этим особое значение приобретает организация продуктивной образовательной деятельности на уроках математики с акцентом на вопросы математического развития младших школьников, овладения системой предметных знаний и формирования познавательного интереса к изучаемому предмету [1, с.150]. Математика является одним из важнейших предметов начальной школы, она предусматривает изучение других дисциплин, требующих от младших школьников волевых и умственных усилий, развития воображения, концентрации и развития волевых качеств. Как показали результаты исследований Л.С. Выготского, Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.А. К. Дусавицкого, Л.Г. Петерсон и других ученых, что способности, привычки, характер человека формируются лишь в процессе 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru его деятельности. В процессе исследований было определено, что результаты обучения напрямую зависят от условий, которые создаются в процессе обучения. Некоторые обучающиеся, которых считали неспособными к изучению математики, попадая в новые условия, начинали самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих непредвиденных условий успешно овладевали математическими законами, правилами, теоремами. Таким образом, для достижения положительного развивающего эффекта преподавания математики необходимо создать определенные условия, способствующие формированию навыков обучения и мотивации к учебному процессу [2, с. 41]. Л.С. Выготский отметил, что любой учебный процесс должен основываться на личной деятельности ученика. Именно в ходе мероприятия студент узнает что-то новое и продвигается по пути своего развития. Он расширяет сферу своих возможностей, выстраивает отношения, которые развиваются в ходе этой деятельности. [3, с. 118]. Дидактическая система деятельностного метода обучения, которая используется на трёх уровнях: базовом, технологическом и системно- технологическом, и является основой организации учебного процесса в условиях реализации программы «Учусь учиться» [4, с. 400]. Включение в учебный процесс различных методов обучения позволяет создать среду, где каждый ребенок имеет возможность проявить инициативу и независимость, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности. Метод активного обучения – это интерактивный метод стимулирования познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения. Классы начальной школы используют различные положительные методы обучения, чтобы эффективно решать проблемы обучения на каждом этапе урока [5, с. 448]. Например, в начале урока вы можете использовать активный подход «Шаг на встречу», который позволяет быстро включить класс в работу, установить желаемый ритм, обеспечить рабочее настроение и дружескую атмосферу в классе. На этапе ввода темы вы можете использовать метод Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 3 «Дерево возможных вариантов» для определения ожиданий и опасений. Прежде чем начать выяснять ожидания и опасения, учитель объясняет, почему важно определить цели, ожидания и опасения. Учителя также участвуют в этом процессе, выражая свои цели, ожидания и опасения. Младшим школьникам было предложено записать на листе бумаги то, что они ждали во время урока. В конце урока обучающиеся при необходимости наклеивают цветные бумаги, удовлетворяющие ожиданиям и нереализованными опасениями – желтым, нереализованным ожиданиям и подтвержденными опасениями – красным. Если в конце урока получилось желтое дерево, то цели, поставленные на уроке, были достигнуты, ученики довольны своей работой, у них все получилось. Красное дерево – результат нереализованных ожиданий и подтвержденных опасений. Во время демонстрации учебного материала могут быть эффективными также активные методы. Такой метод, как «Инфо–угадайка» поможет направить учеников на нужную тему, познакомит их с основными направлениями действий для дальнейшей самостоятельной работы. Этот метод помогает разобраться в структуре изучаемого материала и фокусирует внимание на изучаемом материале. Очень важно использовать дополнительные инструменты. К стене прикреплен лист ватмана, в центре которого указано название предмета. Остальная часть пространства листа разделена на сектора, пронумерованные, но еще не заполненные. Начинаем заполнять с первого сектора. Он включает в себя название раздела и темы, которые будут обсуждаться сейчас. Ученикам предлагается подумать о том, какие аспекты этой темы можно обсудить позже в докладе. Затем отобразить тему и вписать наиболее важные моменты первой части в сектор (рекомендуется записать ключевые точки с маркерами другого цвета). После завершения изложения материала по первому разделу темы, вписывается название второго раздела темы во второй сектор, и так далее. Таким образом, все новые материалы представлены в четкой структурной форме и подчеркивают ее ключевые моменты. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru В конце урока проводится анализ: были ли затронуты все ожидаемые части; были ли какие-либо аспекты темы, которые не упоминались. После этого можно провести краткую дискуссию на эту тему, и если у младших школьников возникнут вопросы, они получат ответы. Этот метод изложения материала помогает обучающимся следовать аргументам и просматривать текущие аспекты истории. Четкое разделение общего информационного потока способствует лучшему восприятию информации и памяти. «Белые пятна» – это стимул – многие участники начнут думать о неопределенной части следующей темы [6, с. 434]. Эти эффективные методы обучения обеспечивают системный подход к восприятию новой информации, способствуют активности мышления и практической деятельности учеников на всех этапах урока, что приводит к полному усвоению учебника, эффективному и качественному приобретению новых знаний и навыков. Благодаря системно-деятельностному подходу учащиеся овладевают умением формулировать и анализировать факты, использовать различные источники, выдвигать гипотезы, доказывать правильность допущений, делать выводы, отстаивать свою позицию при обсуждении образовательной деятельности, которая формирует моральные качества личности. Основными понятиями данного подхода являются: воспитание и развитие личностных качеств, отвечающих современным требованиям, гражданственность, универсальность, социальность, индивидуализиция. В результате активной деятельности, ученики должны чувствовать себя успешными и верить в свои способности: «я могу это сделать!». Исходя из вышеперечисленного, идеальный тип человека сегодня и в ближайшем будущем – самостоятельный, предприимчивый, коммуникабельный, толерантный, способный самостоятельно видеть и решать проблемы, готовый и способный постоянно учиться новому, работать в команде. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 5 Для достижения этого результата необходимо уберечь ребенка от страха наказания за то, что он ничего не сделал и не узнал. Не секрет, что в большинстве случаев причиной этого является «мотивация» продуктивного обучения. Тем не менее, психологи во всем мире согласны с тем, что больший стимул к обучению – это положительное подкрепление, которое побуждает учеников действовать правильно. Только дифференцированный подход к обучению является оптимальным и рациональным. Если дифференциация доступна школьнику, то он получает удовольствие при занятии математикой. Иначе один ученик без труда овладеет знаниями, другой же будет пытаться преодолеть невозможное. Первый из них не найдет применение имеющимся способностям и не развивает потенциальных способностей, второй будет ощущать постоянное унижение, неполноценность на каждом шагу, психологическую боль, что вызовет отвращение к математике. В процессе обучения важно, что б ученики получили новый стимул к обучению – этот стимул лежит в самом обучении. Если нет внешних стимулов для обучения, если нет принуждения, если мы не можем рассчитывать на всеобщее внимание к этому вопросу, если мы реалисты и не хотим уклоняться от реальности, у нас есть только один путь: мы должны привлекать детей к общей педагогической работе, чтобы они чувствовали себя успешными, прогрессивными и развитыми. Анализ литературы по изучаемой проблеме показал, что основная задача, которая ставится перед современной начальной школой – научить мыслить, сформировать ответственность за свои действия и обеспечить знаниями, сформировать умения учиться. Это не набор некоторых правил и умений решать стандартные задачи, а глубокое понимание сути образовательного процесса. В ходе исследовательской деятельности школьники сами ищут способы решения поставленной задачи, реализуют поставленные цели, учатся обобщать полученные результаты, применять их для решения новых проблем [7, с. 134]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 6 При этом одним из основных условий реализации системно - деятельностного подхода являются личностная позиция и профессиональная подготовка учителя, его готовность к освоению стандартов нового поколения. Список литературы: 1. Александрова Э.И. Методика обучения математике в начальной школе. 1 класс (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) // Пособие для учителя четырехлетней начальной школы. М.: Вита – Пресс, 2001. 150 с. 2. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. 1959. Вып. 16. № 265. С. 41. 3. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 2001. 118 с. 4. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: учебное пособие для студентов вузов. М.: КДУ, 2011. 400 с. 5. Кизеветтер А.А. Исторические очерки: Из истории политических идей. Школа и просвещение. Русский город в XVII столетии. Из истории России в XIX столетии. М.: Территория будущего, 2006. 448 с. 6. Богуславский М.В. История педагогики: методология, теория, персоналии: Монография. М.: Институт эффективных технологий, 2012. 434 с. 7. Рудницкая В. Н. Математика. Методическое пособие. М.: Вентана- Граф, 2005. 134 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 7