- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, ИХ СОСТАВ, ЗНАЧЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Громенко А.А., Ладыка С.В.
PDF файл статьиУДК 336.22 Громенко Анастасия Алексеевна студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал) Россия, г. Липецк e-mail: nastagromenko99@mail.ru Ладыка Светлана Викторовна студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал) Россия, г. Липецк e-mail: Psvv99@gmail.com Научный руководитель: Шамрина Ирина Викторовна кандидат экономических наук Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал) Россия, г. Липецк РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ, ИХ СОСТАВ, ЗНАЧЕНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Аннотация: Региональные налоги играют важную роль в формировании доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации. Федеративное устройство государства всегда вызывает необходимость решения проблемы, связанной с разделением полномочий федерального центра и субъектов федерации. Частью общей проблемы разграничения полномочий между федеральным и региональным уровнями власти является определение налоговой компетенции. Наиболее значимым среди региональных налогов (как собственный источник доходов бюджетов субъектов Российской Федерации) является налог на транспорт. Авторами был проведен анализ взыскания транспортного налога, в связи с увеличением автопарка муниципального транспорта на основании данных департамента транспорта Липецкой области за 2019-2020 года. Ключевые слова: налоги, региональные налоги, налоговые доходы, федеральный бюджет. Gromenko Anastasiya Alekseevna student Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk branch) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 1 Russia, Lipetsk Ladyka Svetlana Viktorovna student Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk branch) Russia, Lipetsk Scientific adviser: Shamrina Irina Viktorovna candidate of economic sciences Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk branch) Russia, Lipetsk REGIONAL TAXES, THEIR COMPOSITION, VALUE, DEVELOPMENT PROSPECTS Abstract: Regional taxes play an important role in the formation of the revenue side of the budgets of the constituent entities of the Russian Federation. The federal structure of the state always causes the need to solve the problem associated with the separation of powers of the federal center and the subjects of the federation. Part of the general problem of delimitation of powers between the federal and regional levels of government is the definition of tax competence. The most significant among regional taxes (as its own source of budget revenues of the constituent entities of the Russian Federation) is the transport tax. The authors analyzed the collection of the transport tax in connection with the increase in the fleet of municipal transport based on the data of the Department of Transport of the Lipetsk Region for 2019-2020. Key words: taxes, regional taxes, tax revenues, federal budget. Важнейшей задачей экономики страны на современном этапе – это перевоплощение ее в конкурентоспособное хозяйство, которое активно участвует в мировом экономическом разделении труда. Налоговая система – наиболее главный и активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, ускоренного развития приоритетных отраслей, структурных изменений в производстве [1]. Налоговая система нашей страны постоянно подвергается изменениям, а законодaтельные органы Правительства России и ее субъектов стараются выработать базу налогообложения, которая с одной стороны позволит Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 2 развиваться бизнесу и экономике в целом, с другой позволит государству и органам местного самоуправления получать в свои бюджеты значительные суммы денежных средств. Региональные налоги и сборы наиболее подвержены изменениям принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных субъектов. Следовательно, с этим познанием разных видов региональных налогов и сборов и их влияние на формирование бюджетов разного уровня приобретает важную актуальность [4]. Различные вопросы налогообложения и их влияние на формирование доходности бюджетов разных ступеней широко изучены в трудах отечественных и зарубежных ученых. Однако все эти исследования направлены в отдельности по вопросам формирования доходности бюджетов. Полного изучения работы по исследованию влияния налогов на формирование бюджетов разных уровней в нашем государстве нет. Региональные налоги, как и федеральные, регулирует Налоговый кодекс РФ. В нем устанавливаются минимальные и максимальные ставки, в пределах которых законодательные органы в регионах определяют местную налоговую ставку. Региональные налоги — это обязательные платежи, которые граждане и организации вносят в казну республики, области или края. Эти налоги уходят в федеральный бюджет и остаются в регионе [6]. Обязательные элементы налогообложения — это то, за что, когда и сколько нужно заплатить налогов. К ним относятся: объект, база, период, ставка, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты и льготы. Элементы региональных налогов — это налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы. Региональные налоги не поступают в федеральный бюджет и полностью остаются в местной казне. Они идут на ремонт дорог, строительство школ и больниц, зарплату губернатора. Вот как это работает. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru Если машина стоит на учете в Липецке, скорее всего, она ездит по дорогам Липецкой области. Владелец машины платит за нее транспортный налог в бюджет Липецкой области, а из бюджета ремонтируют объездную трассу возле Липецка [5]. Собственник здания фабрики мебели в Липецкой области платит региональный налог за владение зданием, построенным на территории области. Уплаченный налог пойдет, например, на открытие фельдшерского пункта в поселке [2]. Региональные налоги устанавливаются государством, но местный законодательный орган — законодательное собрание области, государственный совет республики, краевая дума — сам решает, в каком размере и когда их платить. На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы, в дополнение к федеральным. 1. Налог на имущество организаций. Организации обязаны платить налог за владение недвижимым имуществом, кроме земельных участков. Имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости имущества на 1 января того года, за который платится налог, или по его среднегодовой стоимости. В отличие от граждан, организации сами считают размер налога и платят его не раз в год, а квартальными авансовыми платежами. В конце года доплачивают остаток. Но регион может отменить обязательные авансовые платежи. Сроки уплаты налога тоже определяют регионы. Налоговая инспекция проверяет правильность расчета налогов. Для этого в течение месяца после окончания квартала организация предоставляет в ФНС расчеты и налоговые декларации [3]. Предельные налоговые ставки от кадастровой стоимости имущества и от среднегодовой стоимости имущества устанавливаются налоговым кодексом — регионы вправе их уменьшить, но не увеличить. Налог на имущество платят не все организации. Например, не платят церкви, организации инвалидов, коллегии адвокатов и участники проектов. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 2. Транспортный налог. Его платят те, на кого зарегистрированы машины: собственники или доверенные лица с правом владения и распоряжения. Если вы продали машину, но не уведомили об этом ГИБДД, то налог продолжают начислять вам. Налог начисляют не только за легковые автомобили, но и за другие транспортные средства, которые перемещаются по дорогам, воздуху или воде. Надо платить за мотоциклы, автобусы, гидроциклы и снегоходы. Не надо платить за весельные лодки и специальные машины для инвалидов [9]. Размер налога зависит от мощности двигателя транспортного средства. Базовую налоговую ставку определяет федеральный налоговый кодекс, но региональными законами ставка может быть увеличена или уменьшена в 10 раз. Региональные власти решают, как часто организациям нужно сдавать квартальные отчеты и платить авансовые платежи: каждые 3 месяца или раз в год. Граждане и ИП обязаны платить транспортный налог до 1 декабря следующего года на основании налогового уведомления. От уплаты транспортного налога освобождены многодетные семьи в 28 регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбургской области, Адыгее, Хакасии, Чечне. Еще в 22 регионах для многодетных установлены местные льготы. 3. Налог на игорный бизнес. Организаторы азартных игр платят налог на игорный бизнес. Он рассчитывается по количеству игровых столов (от 50 000 рублей за одно игровое поле), игровых автоматов (от 3000 рублей за один) и точек приема ставок (от 10 000 рублей за каждую). Налог на игорный бизнес платят каждый месяц до 20-го числа. Специальные налоговые режимы устанавливаются для всей России, но региональные законодательные органы власти могут решать, кто вправе их использовать и на каких условиях. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 5 К таким налоговым режимам относится единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход находится в ведении муниципалитетов. Акцентируем внимание на транспортный налог. В Липецкой области с в июне 2019 года был увеличен автопарк муниципального транспорта на 50 единиц новых электробусов, взятых в лизинг, и в ноябре 2019 года было приобретено еще 5 дополнительных электробусов, купленных на средства, выделенные из бюджета области. В феврале 2020 года было предложение на увеличение тарифа на проезд, для скорейшей выплаты новых единиц техники, взятых в лизинг. Опираясь на высказывания главы Липецкой области Игоря Артамонова от 18 февраля 2020 года, было принято решение отказать перевозчикам в увеличении тарифа на проезд в общественном транспорте. Это касается как городских, так и внутриобластных перевозок. «Считаю, что к вопросу об обоснования стоимости надо подходить комплексно. ГСМ и запчасти действительно дорожают. Но и качество оказываемых услуг должно повышаться. А с этим у нас проблемы. Жалоб от вас приходит много. …… В этих условиях предложение поднять тариф даже на два рубля рассматривать не вижу смысла. Не говоря уже о изначальных пяти рублях», - написал губернатор [8]. Жители города Липецка полностью поддержали решение губернатора, так как в начале марта в Липецкой области были выявлены первые случаи заражения короновирусной инфекции (COVID-19), что впоследствии предполагалось прогрессирование инфекции в нашем регионе. И действительно, по состоянию на 26 марта, город Липецк и область, как и вся страна, были вынуждены ввести режим самоизоляции, в результате чего 60% населения (работающих в организациях малого бизнеса, так же все торгово- развлекательные центры и предприятия общественного питания) оказались без работы [10]. Как сообщает управление дорог и транспорта региона, в связи с ситуацией короновируса (COVID-19) и ограничительными мерами, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 6 нал принимаемыми, в регионе в период с 28 марта 2020 года по 31 мая 2020 года были внесены изменения в работу пассажирского транспорта общего пользования по межмуниципальным маршрутам со значительным сокращением рейсов. Следовательно, в бюджет поступает минимальное количество денежных средств, что в последствии приводит к отклонению от нормы ежедневного плана. Наглядно рассмотрим на таблицах, взятых из департамента транспорта администрации города Липецка. В таблице подробно расписано отклонение с 01 декабря 2019 года по 29 марта 2020 года [7]. Таблица 1. Выполнение плана доходов в период с 01.12.2019 по 29.03.2020 г. отклонение Факт Всего % от плана отклонение от Неделя План предыдущей безнал + QR недели код 01.12.- 31.12. 42119977 8789760,0 34035716,5 42825476,5 101,7 705499,5 -1106350,1 01.01- 31.01. 38226151 7541916,0 30981723,0 38523639,0 100,8 297488,0 -4301837,5 01.02.- 29.02. 37622507 7357332 30824983 38182314,5 101,5 559807,5 28746773,5 02.03.- 08.03. 10382211 1758696 8132247 9890943,0 95,3 -491268,0 1249814,0 09.03.- 15.03. 8813017 1433304 6417773 7851076,5 89,1 -961940,5 -2039866,5 16.03.- 22.03. 9446509 1500768 6329328 7830095,5 82,9 -1616413,5 -20981,0 23.03.- 29.03. 9446509 1362936 5645736 7008672,0 74,2 -2437837,0 -821423,5 На период, с начала марта 2020 года, с прогрессированием инфекции и сокращением передвижения населения в городе Липецк, на общественном транспорте, по данным таблицы на конец месяца, видно, что отклонение от нормы возросло в 5 раз. Что отразилось на прибыли перевозчиков, вследствие чего повлекло минимальные выплаченные налоги в региональный бюджет. В связи с увеличением распространения инфекции в апреле, были приняты вынужденные меры о введении карантина, большинство жителей остались дома. Из-за этого спрос на транспортные услуги снизился до минимальных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 7 Факт безнал + QR код значений. Подробнее рассмотрим в таблице выполнения плана на период с 30.03.2020 по 26.04.2020. Таблица 2. Выполнение плана доходов в период с 01.12.2019 по 26.04.2020 г. отклонение Всего % от плана отклонение от Неделя План предыдущей нал недели 01.12.- 31.12. 42119977 8789760,0 34035716,5 42825476,5 101,7 705499,5 -1106350,1 01.01- 31.01. 38226151 7541916,0 30981723,0 38523639,0 100,8 297488,0 -4301837,5 01.02.- 29.02. 37622507 7357332 30824983 38182314,5 101,5 559807,5 -341324,5 01.03.- 31.03. 41150640 6720372 27537337 34257708,5 83,2 -6892931,5 -3924606,0 30.03- 05.04. 5472985 948588 2916956 3865544,0 70,6 -1607441,0 -3143128,0 06.04.- 12.04. 4655498 473400 3904101 4377501,0 94,0 -277997,0 511957,0 13.04.- 19.04. 4321339 484500 3938501 4423000,5 102,4 101661,5 45499,5 20.04.- 26.04. 4137070 525264 4110802 4636066,0 112,1 498996,0 213065,5 Из данных таблицы видим, какой спад произошел на апрель по доходам за оказание транспортных услуг. В соотношении к марту доходы снизились еще в пять раз, следовательно, от начала пандемии доходы снизились в десять раз, что влечет за собой большой бюджетный дисбаланс. Как для перевозчиков, так и для государства в целом приводит к бюджетному дефициту. Если рассмотреть в финансовом соотношении по данным таблицы, можно увидеть сильное отклонение от плана (график 1). Департамент транспорта города Липецка, по данным марта, принял решение снизить план в 10 раз, чтобы снизить отклонение в связи с эпидемиологической ситуацией в регионе. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 8 Отклонение доходов от плана, руб 2000000 1000000 0 декабрь январь февраль март апрель -1000000 -2000000 -3000000 отклонение доходов от плана, руб -4000000 -5000000 -6000000 -7000000 -8000000 График 1. Отклонение доходов от плана на период с 01.12.2019 по 26.04.2020г. Делая вывод из всех выше приведенных данных и проведя анализ, ситуация крайне нестабильная. Мы, произведя определенные расчеты, видим, как сильно пострадала, на данный момент, экономика, как минимум на уровне региона, как максимум на уровне всего государства в целом. Следовательно, страдает не только наш регион, но и все области нашей страны. Департаментом транспорта контролируется регулярность работы коммерческих перевозчиков. Планируется ввести диспетчерское управление не только муниципальным, но и всем коммерческим паркам. Список литературы: 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 2. Косов М.Е., Ахмадеев Р.Г., Шаров В.Ф. Региональные и местные налоги: учебное пособие для студентов вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 227 с. 3. Ставки налога на имущество организаций в субъектах Российской Федерации // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 9 4. Закон РФ О налоговых органах Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2018. 436 с. 6. Официальный сайт Федеральной Налоговой службы РФ по Липецкой области. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.nalog.ru/rn48/ (дата обращения: 18.05.2020 г.). 7. Официальный сайт Департамента транспорта администрации города Липецка. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://deptrans48.ru/ (дата обращения: 18.05.2020 г.). 8. Официальный сайт новостей города Липецк. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://gorod48.ru/news/442825/ (дата обращения: 18.05.2020 г.). 9. Интернет ресурс для бухгалтеров. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://buh.ru/rubric/119/ (дата обращения: 18.05.2020 г.). 10. Ситуация на территории Липецкой области связанная с пандемией короновируса (COVID-19). [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://wiki.admlr.lipetsk.ru/questions/13 (дата обращения: 18.05.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 10