- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Клименко А.А.
PDF файл статьиУДК 342.6 Клименко Анастасия Андреевна студент 2 курса, Юридический факультет, Санкт-Петербургский государственный университет Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: osho-nastya@mail.ru ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ Аннотация: Статья посвящена анализу системы налоговых органов, как отдельных ее элементов в виде инспекций, так и рассмотрению вопроса о преюдициальном значении фактов, установленные в делах с участием одного налогового органа. Статья исчерпывающе раскрывает систему налоговых органов и предлагает удобную схему, составленную на основании актуального законодательства. Ключевые слова: налоговое право, федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации, налоговые органы, система налоговых органов, Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Klimenko Anastasia Andreevna 2nd year student, the Faculty of Law Saint Petersburg State University Russia, Saint Petersburg THE CONCEPT AND THE SYSTEM OF TAX ADMINISTRATION Abstract: The article is devoted to the analysis of the system of tax authorities, as its individual elements in the form of inspections, and to the consideration of the prejudicial significance of the facts established in cases involving one tax authority. The article comprehensively reveals the system of tax authorities and offers a convenient scheme drawn up on the basis of current legislation. Key words: tax law, federal executive bodies of the Russian Federation, tax administration, system of tax administration, Federal Tax Service of the Russian Federation. В соответствии с первой статьей Закона Российской Федерации (далее – РФ) от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах РФ» [1] и пунктом первым ст. 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) [2] налоговые органы представляют собой «единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 1 своевременностью уплаты или перечисления в бюджетную систему РФ налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством, так же и иных обязательных платежей». Стоит отметить, что налоговые органы обладают полномочиями только по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства, но не сбору налогов [3, c. 247]. Перечислением налогов в бюджет занимаются, согласно ст. 24 НК РФ, налоговые агенты, к которым, в частности, относятся организации и индивидуальные предприниматели. Система налоговых органов так же определена в НК РФ и Законе №943-1, и включает в себя как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, так и его территориальные органы. Однако несмотря на единство и централизованность, систему налоговых органов невозможно считать единым субъектом административного права [4, c. 96-100]. Данный вывод следует из того, что в процессуальных отношениях с участием какого-либо налогового органа принцип преюдиции, закреплённый в шестьдесят девятой статье (далее – ст.) Арбитражного процессуального кодекса РФ, в соответствии с которым факты, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не требуют повторного доказывания при рассмотрении судом другого дела, если в нем участвуют те же стороны, не подлежит применению. Эта позиция была закреплена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19 марта 2004 г. № А56-25958/03 и аргументирована тем, что субъекты, входящие в систему налоговых органов, «являются самостоятельными юридическими лицами и в равной степени обладают правами и обязанностями стороны в процессе». Следовательно, при участии разных субъектов, хотя и входящих в единую и централизованную систему налоговых органов, принцип преюдиции быть использован не может, так как эти субъекты являются обособленными и выступают в процессе каждый от своего имени. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов в России, в соответствии с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 2 Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 [5], является Федеральная налоговая служба (далее – ФНС). Согласно пункту второму указанного Положения, ФНС стала правопреемницей Министерства РФ по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, и в настоящее время находится в ведении Министерства финансов РФ. Территориальными органами ФНС являются управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (см. рисунок 1). Кроме того, согласно Закону РФ № 943-1 ФНС вправе создавать подведомственные организации в форме государственных учреждений либо унитарных предприятий. В настоящее время таких федеральных бюджетных учреждений, согласно Приказу ФНС от 30 декабря от 10 июня 2016 года № СА- 7-5/361@, восемь, а федеральных казенных учреждений, согласно Приказу ФНС от 30 декабря 2013 года № НД-7-5/661@1 всего два. Большинство из них, как видно из списка, направлены на предоставление медицинских и оздоровительных услуг, а также реализации иных гарантий, предоставляемых на основании ст. 52 ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», государственным гражданским служащим, к которым относятся и сотрудники налоговых органов. 1 Приказ ФНС России от 30.12.2013 № НД-7-5/661@ «Об утверждении перечней организаций, находящихся в ведении ФНС России» // СПС «КонсультантПлюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 3 Рисунок 1 В процессе своей деятельности налоговые органы взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. И хотя федеральные органы государственной власти могут временно передавать свои полномочия органам исполнительной власти субъекта на основании соглашения, однако это должны быть полномочия по предметам совместного ведения, установленным в статье 72 Конституции РФ [7]. Также необходимо обеспечить материальную и финансовую основу для результативного выполнения органами субъекта РФ переданных полномочий. Такое соглашение подлежит обязательному утверждению Правительством РФ и не снимает ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей, переданных на уровень субъекта, с органа федерального. Стоит отметить, что в соответствии с п. 9 ст. 26.3 Федерального закона (далее – ФЗ) от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 4 Федерации» [8] при передаче в ведение субъекта РФ функций федерального органа исполнительной власти, выполняемых территориальным органом, последний подлежит реорганизации, что так же означает невозможность передачи функций территориального органа органам государственной власти субъекта РФ. Однако не становится ли территориальный орган, находящийся в субъекте РФ, государственным органом субъекта? Конституционный суд в Постановлении от 21.03.1997 № 5-П ответил на этот вопрос отрицательно, указав, что налоговые органы в соответствии с принципом единства экономической системы РФ «относятся к системе федеральных органов и находятся в исключительном ведении РФ (статья 71, пункт «ж» Конституции РФ), а налоговые органы в субъектах РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти (статья 78, часть 1 Конституции РФ), а не органами субъектов РФ». Таким образом, Конституционный суд подчеркнул, что ФНС и ее территориальные органы входят в единую систему федеральных органов власти, и, в силу этого, могут лишь взаимодействовать с органами исполнительной власти субъектов РФ, но не передавать им свои полномочия, так как это означало бы их последующую реорганизацию. Список литературы: 1. Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 (ред. от 27.12.2018) «О налоговых органах Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 3. Пепеляев С.Г. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие. М.: Инвест Фонд, 2000. 496 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 5 4. Сосновский С.А. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти: система и правовое положение. Федеральное принуждение: вопросы теории и практики: Сборник статей по итогам конференции, прошедшей 1-2 июля 2005 года на юридическом факультете СПбГУ. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. С. 94-122. 5. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 6. Приказ ФНС России от 30.12.2013 № НД-7-5/661@ «Об утверждении перечней организаций, находящихся в ведении ФНС России» // Справочно- правовая система «Консультант-Плюс». 7. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 8. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Справочно- правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 6