- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕТОДЫ АРТТЕРАПИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Андреева Е.Ф.
PDF файл статьиУДК 159.99 Андреева Елена Файрузовна студентка 5 курса бакалавриата, Технический институт (филиал), Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова Россия, г. Нерюнгри e-mail: andreewaelena.87@yandex.ru Научный руководитель: Николаев Егор Васильевич, доцент Технический институт (филиал), Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова Россия, г. Нерюнгри МЕТОДЫ АРТТЕРАПИИ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассматриваются методы работы с детскими страхами с детьми дошкольного возраста. А также важность и значимость изотерапии в профилактике, психокоррекции признается на данный момент большинством клиницистов и психотерапевтов. В случаях с детскими страхами дошкольников, имеющими деструктивный характер, разрушающих развитие личности, что препятствует взаимодействию с окружающим миром, необходима психологическая коррекция. Ключевые слова: арттерапия, изотерапия, коррекция, страхи, дошкольники. Andreeva Elena Fairuzovna 5th year bachelor student, Technical Institute (branch), Northeast Federal University named after M.K. Ammosova Russia, Neryungri Scientific adviser: Nikolaev Egor Vasilievich, Associate Professor Technical Institute (branch), Northeast Federal University named after M.K. Ammosova Russia, Neryungri ART THERAPY TECHNIQUES USED IN THE PSYCHOLOGICAL CORRECTION OF CHILDREN'S FEARS IN PRESCHOOL AGE Abstract: the article discusses methods of working with children's fears with preschool children. As well as the importance and significance of isotherapy in prevention, psychocorrection is currently recognized by most clinicians and Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 1 psychotherapists. In cases with children's fears of preschool children, which have a destructive nature, destroying the development of personality, which prevents interaction with the surrounding world, psychological correction is necessary. Keywords: art therapy, isotherapy, correction, fears, preschoolers. Успешность профилактики и коррекции детских страхов зависит от того, насколько психологи и педагоги знакомы с причинами их появления и механизмами развития, которые образуют мотивированную структуру. Немаловажным является успешный подбор методик профилактики и коррекции, соблюдающий интересы и чувства ребенка. По мнению Б.Р. Манделя, ребенок дошкольного возраста не способен делать то, что ему не интересно, все, во что он включается, будь то игра, рисование, конструирование, лепка, должно иметь яркую эмоциональную окраску, иначе продуктивная деятельность может не состояться или быстро разрушиться. Ю.М. Едиханова отмечает, один из способов познания себя, окружающего мира, всевозможных моделей поведения и своих возможностей для дошкольника является рисование. Оно позволяет выразить эмоции и чувства, даже подсознательные. Автор также отмечает, что у рисующих детей наблюдается меньше страхов, эмоциональных трудностей и трудностей в общении и взаимодействии с окружающими, что имеет немаловажное значение для его психического развития. Наиболее успешным методом профилактики и коррекции детских страхов среди применяемых в работе со старшими дошкольниками является изотерапия. Изучая различную литературу и опыт современных практиков, мы пришли к выводу, что изотерапия является одним из самых распространенных методов арттерапии. Рассмотрим его более подробно. В настоящее время изотерапия широко используется в профилактической и психокоррекционной работе в разных областях: психотерапии, психиатрии, специальной и медицинской психологии. Применение изотерапии в психологии обусловлено коррекционно-профилактическими, а в медицине - лечебно- 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru реабилитационными задачами. Изотерапия, по мнению В. Г. Колягиной дает положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями слуха и речи, аутизмом. Рисуночная терапия помогает ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Изотерапией, по мнению психологов, является терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием, применяющаяся в настоящее время для психологической профилактики и коррекции невротических и психосоматических нарушений у детей. М.В. Киселева выделяет «основные этапы изотерапии: 1) свободная активность перед творческим процессом - непосредственное переживание; 2) в процесс творческой работы - создание феномена, визуальное представление; 3) дистанцирование - процесс рассматривания, направленный на достижение интенционального видения; 4) вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы» [1, с. 55]. Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. М.В. Киселева отмечает, что: «изобразительное творчество дает возможность ребенку почувствовать и осмыслить самого себя, показать свои размышления и ощущения, выражать свои надежды и мечты, избавиться от отрицательных переживаний. Это не только отражение окружающей действительности в сознании ребенка, но ее моделирования и выражения своего отношения к ней» [1, с. 15]. Что касается воздействия изотерапии в психологической коррекции детских страхов, то А.Б. Орлов пишет, что: «рисование в первую очередь положительно влияет на устранение страхов, порожденных воображением, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 3 далее идут страхи, основанные на реальных событиях и повлекшие за собой психологическую травму или оставивших отрицательный эмоциональный след в памяти ребенка. Не следует бояться «оживления» страхов в процессе рисования, так как это одно из условий успешной коррекции» [3, с. 7-11]. В исследованиях А.И. Копытина выявлено, что: «поскольку изотерапия предназначена для выражения внутренних переживаний и повышение адаптационных функций личности, главной задачей его будет не обучение ребенка рисованию, а использование рисунка как проекции, в связи с чем в применении изотерапии возникает проблема - страх ребенка сделать что-то неправильно или не красиво, страх неудачи» [2, с. 11]. Таким образом, изотерапия становится одним из лучших методов работы с детскими страхами при условии доверительных отношений между взрослым и детьми на занятиях. Изотерапия в числе прочих положительных воздействий при коррекции и профилактике детских страхов: «помогает ребенку развить коммуникативные навыки, преодолеть замкнутость и стеснительность, позволяет объединить детей в группу, сохраняя индивидуальный характер их деятельности, опосредовать процесс общения общим творческим процессом и его продуктом» [3, с. 9]. Таким образом, введение изотерапии как ее вида в психокоррекционные занятия и профилактику психоэмоционального состояния достаточно актуально и ценно. Также нужно отметить, что очень многое в этом процессе зависит не только от ребенка, но и от склонности, опыта, чувствительности самого специалиста. 1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб.: Речь, 2006. 160 с. 2. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапевтические методы, используемые в работе с детьми и подростками: обзор современных Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 4 публикаций // Практическая психология и психоанализ. 2007. № 4. С. 11. 3. Орлов А.Б., Орлова Л.В., Орлова Н.А. Психологические механизмы возникновения и коррекции внушенных детских страхов // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 7-11. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 5