- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Шашенко В.Б.
PDF файл статьиУДК 159.922 Шашенко Влада Борисовна студентка 2 курса магистратуры, факультет психолого-педагогического и специального образования Томский государственный педагогический университет, Россия, г. Томск e-mail: vlada.shashenko@mail.ru МЕТОДЫ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Аннотация: В статье рассматриваются методы арт-терапии и их влияние на коррекцию социально-психологической дезадаптации подростков с задержкой психического развития. Ключевые слова: методы коррекции, задержка психического развития, арт-терапия, социальная дезадаптация. Shashenko Vlada Borisovna 2nd year master student, faculty of psychological, pedagogical and special education Tomsk state pedagogical University, Russia, Tomsk METHODS OF ART THERAPY AS A MEANS OF CORRECTING SOCIO-PSYCHOLOGICAL MALADAPTATION OF ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION Abstract: The article discusses the methods of art therapy and their impact on the correction of socio-psychological maladaptation of adolescents with mental retardation. Key words: correction methods, mental retardation, art therapy, social maladaptation. В контексте изучения особенностей проявления отклонений в поведении детей подросткового возраста с задержкой психического развития, полагаем, что арт-терапия является подходящим и эффективным методом работы с детьми данной категории [4]. По мнению А.И. Копытина, арт-терапия способна решать задачи профилактики и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 1 детей, развивая их сложные психологические навыки, необходимые для достижения успеха в социально-психологической адаптации [3]. Арт-терапия является, по определению М.В. Киселевой, методом развития и изменения сознательной и бессознательной сторон индивидуальной психики через различные формы и виды искусства. Исследователь отмечает, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне [3]. Л.Д. Лебедева акцентирует внимание на том, что арт-терапия как техника основана на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в визуальных образах всякий раз, когда он самопроизвольно, не думая о своих работах, рисует, рисует картину или лепит. Считается, что образы искусства отражают все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, внутренние конфликты, детские воспоминания, мечты. С их словесным описанием, особенно у детей, могут возникнуть трудности. В связи с этим именно невербальные средства, такие как арт-терапия, в большинстве случаев являются единственными возможностями для выражения и выяснения сильных эмоций [6]. Итак, основной целью арт-терапии является гармонизация развития личности через актуализацию способности самовыражения и самораскрытия. Арт-терапия, с точки зрения Е.А. Медведевой, представляет собой совокупность корректирующих методов лечения, которые имеют отличия и особенности, которые определяются как жанром, принадлежащим к определенной форме искусства, так и ориентацией, технологией психокоррекционного терапевтического использования [1]. Поэтому арт-терапия в аспекте изучаемой проблемы рассматривается как совокупность методов и приемов, основанных на использовании искусства в некой символической форме и определяющих корректирующее воздействие на психоэмоциональные, поведенческие, когнитивные и др. направления личностного развития детей с умственной отсталостью [11]. Таким образом, в аспекте применения арт-терапии в работе с подростками изучаемой категории можно порекомендовать некоторые задания по конкретной 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru теме с конкретным материалом (рисунки, скульптура, аппликация по любому предмету) или предложить детям некоторые задания по произвольный предмет с самостоятельным выбором материала. Одним из вариантов является прямая ссылка на произведения искусства (картины, скульптуры, иллюстрации, календари) с целью отражения. Важную роль играет сочетание нескольких видов работ, например, когда обучающемуся показывают репродукцию картины художника и просят нарисовать такую же, не ограничивая его работу. Кроме того, можно совместно с подростком осуществлять работу, предоставляя ему или ей пространство для самостоятельной деятельности [8][9]. О.А. Матвеева подчеркивает, что при работе с подростками, страдающими задержкой психического развития, наиболее важным является использование арт-терапии, так как арт-терапия позволяет самостоятельно обозначить конкретную задачу: думать, писать, что-то делать, моделировать свой опыт, интересы, потребности, желания и выстраивание на основе этой новой работы различных решений поставленной задачи [7]. Однако этого недостаточно, по мнению С.Г. Рыбакова, формирование мотивационных детерминант поведения, определяющих достижения ребенка в успехе и узнаваемости, также является существенным [10]. Как отмечает А.А. Королева, в процессе арт-терапии насущная потребность подростка в позитивном внимании, чувстве успеха и самооценке удовлетворяется. Психологическая энергия высвобождается и тратится на неэффективный стресс. Следовательно, подросток начинает чувствовать себя спокойным, расслабленным. Психологическая защита в форме демонстрации, негатива, агрессии, конфликта и лживости заменяется инициативой, добротой, творчеством, конструктивностью [5]. Арт-терапия позволяет обучающимся с задержкой психического развития сформировать адекватное отношение к себе, окружающим и реальному миру. Влияние арт-терапии на личность подростка направлено на развитие у него чувства эмпатии, понимания состояний, настроений и эмоций других, доброжелательно-критического восприятия сильных и слабых сторон других, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 3 способности предотвращать и преодолевать личные конфликты, культуру эмоциональное выражение. Это, в свою очередь, определяет нравственное развитие личности, дает ориентиры в нравственных нормах, усвоение этики [2][6]. Следует отметить, что арт-терапия дает подростку с задержкой психического развития возможность выражать чувства различных модальностей, в том числе такие, как агрессия, гнев, нрав, враждебность, раздражительность в свободной социально приемлемой форме. Скульптура, живопись, шитье, рисование, игра – конструктивные способы трансформации психологического стресса, разочарования и чувства внутриличностных конфликтов подростка [11]. Кроме того, арт-терапия способствует развитию у подростка внимания к его чувствам, ощущениям, желаниям, мыслям и действиям, поскольку позволяет экспериментировать, исследовать и отражать на каком-то символическом уровне, который является своеобразной безопасной формой самовыражения и самопознания. В процессе арт-терапии подросток приобретает навыки преодоления трудностей выбора и принятия решений, адекватного восприятия и отношения к неудачам, трудных жизненных обстоятельств, что в целом повышает самооценку и успешность социальной социально-психологической адаптации подростков с задержкой психического развития. Таким образом, арт-терапия позволяет подростку с задержкой психического развития в адаптивной форме актуализировать для него травмирующую ситуацию или переживания и на основе этого распознавать свои собственные чувства и эмоциональные переживания и прорабатывать их на словах, анализировать причины своих действий и поведения и, следовательно, для разработки различных способов и форм, которые способствуют конструктивному решению проблемы. Список литературы: 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 1. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании: Учеб. для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальности 0319 - Спец. педагогика в спец. (коррекц.) образоват. учреждениях / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Academia, 2001. 246 с. 2. Афанасьева О.В. Арт-терапия средствами изобразительного искусства // Воспитание школьников. 2007. № 3. С. 41 – 44. 3. Киселева М.В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 «Педагогика», 050100 «Психологическое образование». СПб.: Речь, 2016. 62 с. 4. Копытин А.И. Арт-терапия для детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2010. 196 с. 5. Королева А.А. Использование творческих методов арт-терапии в коррекционно-развивающей работе психолога с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Специальное образование. 2009. № 3. – С. 34-43. 6. Лебедева Л.Д. Арт- терапия в педагогике // Педагогика. 2000. № 9. С. 27- 34. 7. Матвеева Е.О. Российская коррекционная педагогика в конце XIX - начале XX вв.: лекции по курсу «Коррекционно-развивающая работа в детской библиотеке». М., 2005. 62 с. 8. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050711.65 (031300) - Социальная педагогика. М.: Академия, 2008. 247 с. 9. Пурин В.Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Академия, 2008. 188 с. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 10. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с ЗПР: учебное пособие. СПб.: Речь, 2007. 139 с. 11. Larionova S.О. Art Therapy in Work with Junior High School Students with Mental Retardation // European Journal of Natural History. 2016. № 3. Pр. 128-130. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 6