- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Инкежинова А.М.
PDF файл статьиУДК.34 Инкежинова А.М. студентка магистратуры, кафедра уголовного права, криминологии и уголовного процесса юридический факультет, Байкальский государственный университет Россия, г. Иркутск e-mail: ainkezhinova@gmail.com Научный руководитель: Лукошкина С.В., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права, криминологии и уголовного процесса юридический факультет, Байкальский государственный университет, Россия, г. Иркутск ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ Аннотация: Данная статья посвящена анализу проблем обеспечения конфиденциальности осуществления государственной защиты свидетелей и выявлению направлений их решения. Ключевые слова: свидетель, показания, конфиденциальность, государственная защита, обеспечение, гарантия. Inkezhinova A.M. master student Department of Criminal Law, Criminology and the criminal process Faculty of law, Baikal State University Russia, Irkutsk Scientific adviser: Lukoshkina S.V., candidate of legal sciences, associate professor the Department of Criminal Law, Criminology and the criminal process Faculty of law, Baikal State University, Russia, Irkutsk PRIVACY IMPLEMENTATION STATE PROTECTION OF WITNESSES Abstract: This article is devoted to the analysis of the problems of ensuring the confidentiality of the state protection of witnesses and identifying directions for their solution. Keywords: witness, testimony, confidentiality, state defense, security, guarantee. Один из главных факторов в деле раскрытия любого преступления – показания свидетелей. «Свидетель – один из важнейших участников уголовного судопроизводства. Зачастую именно показания свидетелей, т. е. лиц, обладающих какой-либо информацией о совершенном преступлении, являются наиболее распространенными доказательствами в суде» [7, с. 162]. Но порой люди не хотят разглашать следствию известные им факты. Одна из причин этого – страх. Человека могут запугать и заставить замолчать. Для таких случаев в России действует специальная программа защиты свидетелей. Программа защиты свидетелей и потерпевших работает в России с 2006 года, соответствующий закон был издан в 2004 году. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2018 г. № 1272 утверждена новая Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019–2023 годы» [4]. По данным МВД России «органами внутренних дел в 2018 году меры безопасности применялись в отношении более 2,2 тыс. лиц, из которых 92,2% – участники уголовного судопроизводства по делам, возбужденным по тяжким и особо тяжким составам» [10]. Согласно ст. 1 Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [3] (далее – ФЗ № 119-ФЗ), государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса представляет собой реализацию установленных мер по безопасности, который направлены на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки перечисленных лиц из-за их участи в уголовном Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 2 процессе уполномоченными на это органами государства [3]. При этом обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице относится, согласно ст. 6 указанного закона к таким мерам безопасности. Решением органа, который осуществляет меры по безопасности, в определенных случаях налагается запрет на разглашение информации о защищаемом лице (его персональных данных), которая находится у оператора, а также изменяются абонентские номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств. Закон устанавливает исключительные случаи, когда такие сведения могут быть предоставлены определенной категории лиц. Порядок осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице устанавливается Правительством РФ. В соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ, к сведениям об осуществлении государственной защиты относятся «данные: - о защищаемом лице; - о наложении запрета постоянно или временно выдавать информацию о защищаемом лице, а также о смене номеров его телефонов и государственных регистрационных знаков, используемых им или принадлежащих ему транспортных средств, которые содержатся в постановлении органа, осуществляющего меры безопасности, либо органа, обеспечивающего безопасность, или в выписке из него; - о применении мер безопасности; - о применении мер социальной поддержки (социальной защиты)» [5]. Конфиденциальность информации о личности может обеспечивается «путем: 1) полного сокрытия подлинных данных о личности, тогда как в уголовном деле все сведения отражаются под псевдонимом; 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 2) отсутствия указания информации о личности в протоколах следственных действий, а также в других процессуальных документах приводятся» [5]. Если в первом случае необходимо выносить отдельное постановление, которое отражает мотивы принятого решения, то во втором такие требование отсутствует, соответственно, нет необходимости как-то оформлять решение уполномоченного должностного лица правоохранительного органа, который принимает участие в уголовном процессе меры безопасности принимаются в форме сохранения в тайне сведений о личности лица по усмотрению следователя. В рамках применения меры безопасности в виде конфиденциальности имеются спорные вопросы. Уполномоченными органами должна быть обеспечена безопасность свидетелей из-за угрозы раскрытия истинных сведений о его личности, однако такие органы несут обязанность придерживаться принципа справедливости решения, которое выносится по результатам рассмотрения уголовного дела, производство по которому осуществлялось при полном сокрытии данных о личности свидетелей, а также по соблюдении прав лица, которое привлекается к уголовной ответственности, на защиту. В данном случае целесообразно упомянуть, что положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что «каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления вправе задавать вопросы показывающим против него свидетелям» [1]. К примеру, обвиняемый либо защитник имеют право на предъявление ходатайства об очной ставке с лицом, которое скрывается под псевдонимом. Согласно ч. 1 ст. 192 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ), «следователь вправе ее провести, но не обязан этого делать» [2]. Поэтому, в соответствии с целью использования псевдонима, такое ходатайство не должно быть удовлетворено. Если же указания конвенции не соблюдаются, то судебное разбирательство нельзя признать справедливым, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 4 поскольку в нем обвиняемый находится в менее благоприятном положении, чем сторона обвинения. При этом, в соответствии с данном положением и статьей 217 УПК РФ, меру безопасности в виде сохранения тайны о данных личности можно считать бесполезной, так как материалы уголовного дела могут содержать информацию, способствующую установлению истинных сведений о личности лица, которое содержится в секрете. Права защищаемых лиц приоритетны по сравнению с правом на защиту, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ. Так КС РФ при системном толковании норм УПК РФ указал, что «при опознании, исключающем визуальное наблюдение опознающего, защитник может присутствовать в том же месте, что и его подзащитный, в рамках обеспечения права последнего на оказание квалифицированной юридической помощи. Однако его присутствие в помещении, где находится опознающий, при проведении опознания в данных условиях привело бы к снижению эффективности обеспечения безопасности опознающего и умаляло бы назначение института государственной защиты потерпевших, свидетелей и прочих участников уголовного судопроизводства» [6]. Положения ч. 6 ст. 278 УПК РФ дают суду право на оглашение истинных сведений о личности лица, когда стороны заявили обоснованное ходатайство об этом из-за необходимости защиты подсудимого или установления определенных значимых для уголовного дела обстоятельств. Специалисты предлагают «оглашать истинные сведения о личности в суде только при согласии самого защищаемого лица. Таким образом, будет обеспечиваться соблюдение уголовно-процессуального принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном процессе» [8, c. 249]. «При выявлении фактов разглашения должностными лицами организаций информации о защищаемых лицах и используемых мерах безопасности либо недостатков в организации защиты данных: 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru а) орган, который осуществляет меры безопасности, обязан сразу уведомить об этом орган, который принял решение об осуществлении государственной защиты, в целях привлечения виновных лиц к установленной законодательством РФ ответственности, а также органы прокуратуры РФ; б) орган, который обеспечивает безопасность, привлекает виновных лиц к установленной законодательством РФ ответственности, а также информирует органы прокуратуры РФ» [9, с. 127]. В заключении следует отметить, что на сегодняшний день не имеется четкого механизма осуществления всех мер безопасности, которые законодательно установлены, а тот факт, что их исполнение возлагается на несколько государственных органов порождает проблемы в области организации, взаимодействия и соблюдения требований конфиденциальности со стороны их сотрудников. В целях осуществления реальной защиты и применения всех мер безопасности, которые установлены в законодательстве, в том числе конфиденциальности, целесообразно внести существенные изменения в законодательство, не в полной мере произведенные в настоящее время. Наличие законодательных пробелов существенно осложняют применение такой меры безопасности как конфиденциальность защиты свидетелей. Список литературы: 1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) (с изм. от 13.05.2004) // Бюллетень международных договоров. 2001. – 3. 2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 04.11.2019) // СЗ РФ. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921. 3. Федеральный закон от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 6 4. Постановление Правительства РФ от 25.10.2018 г. № 1272 «Об утверждении Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2019–2023 годы»» // СЗ РФ. 2018. № 44. Ст. 6764. 5. Постановление Правительства РФ от 14.07.2015 г. № 705 «О порядке защиты сведений об осуществлении государственной защиты, предоставления таких сведений и осуществления мер безопасности в виде обеспечения конфиденциальности сведений о защищаемом лице» // СЗ РФ. 2015. № 29 (часть II). Ст. 4503. 6. Определение Конституционного Суда РФ от 18.12.2008 г. № 1090-О-О. «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Орлова Дмитрия Игоревича на нарушение его конституционных прав положением части восьмой статьи 193 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 7. Волосова Н.Ю. Сколько стоит жизнь под псевдонимом: критический взгляд на программу защиты свидетелей // Всероссийский криминологический журнал. 2017. Т. 11. № 1. С. 162-171. 8. Журкина О.В. Сравнительный анализ государственной программы защиты свидетелей в России и США // Вестник Оренбургского государственного университета. 2014. № 4. С. 249-253. 9. Нешитая О.Н. Актуальные проблемы государственной защиты свидетелей // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). Челябинск. 2015. С. 127-129. 10. Уточненный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» за 2018 год [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России): официальный сайт. Режим доступа: URL: https://clck.ru/JyvUn (дата обращения: 14.11.2019 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 7