- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОБЗОР МЕР СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Тукбаев А.А.
PDF файл статьиУДК 347 Тукбаев Артем Александрович аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин, Московский финансово-юридический университет, Россия, г. Москва e-mail: legion1345@yandex.ru ОБЗОР МЕР СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Аннотация: Статья посвящена обзору стимулирующих мер поддержки возобновляемых источников энергии в зарубежных странах. Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, правовое регулирование, стимулирующие меры, зеленый сертификат. Tukbaev Artem Aleksandrovich graduate student of the department of civil law disciplines Moscow University of Finance and Law Russia, Moscow REVIEW OF THE USING OF RENEWABLE ENERGY SOURCES IN THE LEGISLATION OF FOREIGN COUNTRIES Abstract: The article is devoted to the review of incentive measures to support renewable energy sources in foreign countries. Keywords: renewable energy sources, legal regulation, incentive measures, green certificate. Предвосхищая разбор существующих мер поддержки развития зарубежного рынка альтернативных источников энергии, следует отметить, что существующие в зарубежных странах меры поддержки возобновляемых источников энергии («ВИЭ») содержатся и в действующем законодательстве Российской Федерации, однако редко находят свою реализацию на практике, что подтверждается абсолютно низким показателем доли ВИЭ в энергобалансе России. В ряде случаев, это обусловлено сложностью процедуры получения стимулирующей меры, в других ситуациях непрозрачностью и неоднозначностью ведения бизнеса в России в целом. Существующий Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 1 инвестиционный климат в России только-только начинает набирать обороты, а административные (в том числе, законодательно установленные) барьеры постепенно начинают разрушаться. Правовой анализ законодательства различных стран позволяет сделать вывод о том, что, в основном, к мерам стимулирования использования возобновляемых источников энергии относятся: 1) Фиксированный тариф для проектов в области возобновляемой энергетики. В качестве примера можно привести фиксированный тариф, установленный пунктом 1 статьи 8.1 Закона Республики Казахстан № 165-IV «О поддержке использования возобновляемых источников энергии». Детальное регулирование фиксированных тарифов регламентировано следующими документами: - Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.06.2014 г. № 644 «Об утверждении фиксированного тарифа для проектов солнечных электрических станций, использующих фотоэлектрические модули на основе казахстанского кремния для преобразования энергии солнечного излучения» [1], согласно которому для указанных электростанций установлен тариф в размере 70 Тенге/ кВтч (12-13 российских рублей); - Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.06.2014 г. № 645 «Об утверждении фиксированных тарифов» [2], согласно которому утверждены тарифы для ветряных, солнечных, гидроустановок, а также биотоплива. Указанные фиксированные тарифы подлежат ежегодной индексации. Следует также отметить, что по данным фиксированным тарифам энергопроизводящая организация реализует электрическую энергию расчетно- финансовому центру (дочерняя компания KEGOC). Потребителям же производимая электрическая энергия продается по договорным ценам, определяемым в соответствии с законодательством об электроэнергетике. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 2 Кроме того, энергопроизводящая организация, использующая возобновляемые источники энергии, осуществляющая деятельность в соответствии с первым вариантом, не вправе переходить на реализацию производимой электрической энергии по второму варианту. 2) «Зеленые сертификаты». Это документ, выпускаемый специальным органом и подтверждающий, что та или иная организация произвела и продала на рынке определенный объем электрической энергии. Существует несколько подходов к определению правовой природы зеленых сертификатов. Довольно подробно зарождение системы «зеленых сертификатов», а также их сущность проанализирована в работе Председателя Наблюдательного совета Российской ветроэнергетической ассоциации «Механизм «зеленых» сертификатов возобновляемой энергии и возможность его использования в России» [3], а также в его работе «Состояние и перспективы развития законодательной и нормативной базы российской системы поддержки ВИЭ» [4] было предложено несколько подходов к определению зеленых сертификатов: учетный документ; товар; разновидность коносамента; ценная бумага; товарный ярлык. Указанная мера применяется во многих странах мира и позволяет одновременно выполнять ряд функций: учетную, контролируя объем произведенной и продаваемой энергии на рынке; стимулирующую, приводящую к увеличению доли ВИЭ на рынке за счет обращаемых сертификатов. 3) Налоговые льготы. Учитывая тот факт, что налоги – одна из основных составляющих бюджета государства, снижение налогового бремени на организации, производящие альтернативную энергию – является показателем обеспокоенности и показателем вектора политики того или иного государства. Такая поддержка может служить стимулом для развития «зеленой энергетики». Формы налоговой поддержки разнообразны. Это и предоставление налогового кредита, снижение ставок (а в некоторых случаях и нулевые ставки) по различным видам налогов. Ввиду того, что энергетический цикл затрагивает различные сферы Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 3 деятельности: от земельных отношений до таможенных – предоставление налоговых льгот возможно установить во всех направлениях. 4) Льготы, связанные с технологическим присоединением к сети. Очевидно, что существует жесткая конкуренция между традиционными видами энергии и возобновляемыми. На начальном этапе развития отрасли, при одновременно высоких вложениях, компаниям было сложно пробить себе дорогу к сетям. Предоставление скидок на технологическое присоединение, либо бесплатное присоединение к энергетическим сетям позволило альтернативной энергетики занять свою нишу на энергетическом рынке стран. Безусловно, перечисленный выше список мер является открытым. в зависимости от экономики страны, обладания углеводородами, а также многих иных факторов – способы стимулирования возобновляемой энергетики могут быть абсолютно различны. На примере Китая и Японии, можно сказать, что количество ранее введенных мощностей позволяет обеспечить стабильную долю рынка, и в настоящее время руководствами этих стран принимаются меры, направленные на совершенствование уже введенных мощностей. Потоки инвестиций теперь перенаправлены на развитие электрических сетей. Одновременно с этим, количество введенных солнечных мощностей растет. Причиной этому как раз явилось снижение цен на строительство и ввод в эксплуатацию новых мощностей. Что касается, к примеру, США, то там произошло снижение инвестиций на 7%. Однако это легко объяснимо: Правительством США было принято решение о продлении программы Налоговых кредитов на проекты солнечной энергетики, что привело к сосредоточению внимания компаний к уже существующим проектам, в том числе, например, к проекту Net Metering – покупке энергетическими компаниями возобновляемой энергии у своих клиентов по следующей схеме – компания компенсирует потребленное населением электричество за счет энергии, которую производят их собственные домашние генерирующие устройств (в основном, небольшие солнечные панели или мини- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 4 ветряные электроустановки). При превышении собственно сгенерированной электроэнергии над потребленной – владелец может получить избыток в качестве кредита на будущий период [5]. Учитывая вышеизложенное можно предположить, что законодательство стран, активно использующих возобновляемые источники энергии, будет трансформироваться не только в направлении дальнейшего стимулирования использования зеленой энергии, но и адаптироваться под совершенствование и модернизацию имеющихся мощностей. Возможно, произойдут некоторые реформы электроэнергетического комплекса, связанные с обновлением электросетевого хозяйства, улучшением качества оказываемых услуг населению. Параллельное снижение стоимости строительства новых мощностей, а также совершенствование науки и техники в будущем позволят без труда и особых временных затрат возвести все новые и новые объекты альтернативной энергетики. Список литературы: 1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.06.2014 № 644 «Об утверждении фиксированного тарифа для проектов солнечных электрических станций, использующих фотоэлектрические модули на основе казахстанского кремния (Kaz PV), для преобразования энергии солнечного излучения» // Казахстанская правда. 2014. 14 июня. № 116 (27737). 2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 12.06.2014 № 645 «Об утверждении фиксированных тарифов» // Казахстанская правда. 2014. 12 июня. № 116 (27737). 3. Копылов А.Е., Зерчанинова И.Л. Механизм «зеленых» сертификатов возобновляемой энергии и возможность его использования в России. М.: 2006. 55 с. 4. Копылов А.Е. Состояние и перспективы развития законодательной и нормативной базы российской системы поддержки ВИЭ // Энергетическое право. 2015 № 2. С. 39-44. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 5 5. Ратнер С.В., Аксюк Т.Д. Зарубежный опыт стимулирования микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии: организационно-экономические аспекты // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Том 10. № 4. С. 104-115. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 6