- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Зинченко М.В.
PDF файл статьиУДК 342.9 Зинченко Марина Владимировна студентка2 курса магистратуры кафедра государственно-правовых и финансово-правовых дисциплин Московский финансово-юридический университет Россия, г. Симферополь e-mail: mset1@mail.ru ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Аннотация: В данной статье рассматривается проблема привлечения юридических организаций к административной ответственности за нарушения законодательства при проведении технического осмотра транспортных средств. Выявлены причины нарушения законодательства в области технического осмотра на территории Республики Крым, приведены примеры привлечения юридических лиц к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 14.4.1 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации. Разработаны предложения по устранению выявленных проблем в области технического осмотра транспортных средств. Ключевые слова: административная ответственность, технический осмотр, диагностическая карта, дорожно-транспортное происшествие, единая автоматизированная информационная система технического осмотра. Zinchenko Marina Vladimirovna 2nd year master student Department of state law and financial law disciplines Moscow Finance and Law University Russia, Simferopol THE PROBLEM OF BRINGING TO THE ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF LEGAL ENTITIES FOR VIOLAT1IONS OF LEGISLATION WHEN CARRYING OUT TECHNICAL INSPECTION OF VEHICLES Abstract: This article provides for the problem of bringing legal organizations to the administrative responsibility for violations of the law during the technical inspection of vehicles. The causes of violation of the legislation in the field of technical inspection in the territory of the Republic of Crimea are revealed, examples of bringing legal entities to administrative responsibility for offenses under Part 3 of Art. 14.4.1 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru Code Administrative of the Russian Federation. Proposals have been developed to eliminate identified problems in the field of technical inspection of vehicles. Keywords: administrative responsibility, technical inspection, diagnostic map, traffic accident, unified automated information system for technical inspection. В последнее время вопросам административных правонарушений в области предпринимательской деятельности уделяется значительное внимание, как в экономической, так и в юридической литературе. Так, одной из важных проблем в сфере предпринимательской деятельности на территории Республики Крым является привлечение юридических лиц к административной ответственности за правонарушения, предусмотренных ст. 14.4.1 КоАП РФ, а именно нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств [1, ст. 14.4.1]. Отдельно стоит отметить, что обеспечение безопасности дорожного движения является проблемой, актуальность которой на протяжении последних лет постоянно возрастает. Безопасность дорожного движения зависит от множества факторов, одним из которых является техническое состояние транспортных средств и его неудовлетворительное состояние способно привести к возникновению аварийной ситуации или к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Согласно официальным сведениям Министерства внутренних дел Российской Федерации, доля погибших в ДТП, в которых зафиксированы технические неисправности транспортных средств, несмотря на традиционно низкое значение, в первом полугодии 2019 г. увеличилась и составила 6,5% (в первом полугодии 2018 г. – 5,6%). Всего в стране зарегистрировано 2 821 - данного вида ДТП, в котором погибли 437 чел., получили ранения – 4 081 чел. К основным видам неисправностей относились установка ошипованных и неошипованных шин одновременно, наличие конструктивных изменений по сравнению с серийными транспортными средствами, сведения о которых отсутствуют в регистрационных документах, неисправность внешних световых приборов и коэффициент светопропускания стекол менее нормативного [2, с. 5]. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 2 Так, 19.08.2019 г. на ул. Шабалина (Молочная балка) в г. Севастополе произошло ДТП, в результате которого повреждено 15 транспортных средств. По данным УМВД России по Севастополю, из-за технической неисправности тормозной системы, водитель КамАЗа не справился с управлением. Согласно экспертному заключению, отказ тормозной системы обусловлен повышенным длительным эксплуатационным износом тормозных накладок и барабанов тормозных механизмов, приведший к разрушению целостности привода тормозов задней оси и отказу работы тормозной системы задней оси автомобиля. Выявленные неисправности могли быть своевременно выявлены в ходе ежедневного осмотра, прохождения технического осмотра и перед началом выхода на линию. Так, согласно материалам ГИБДД, водитель КамАЗа увеличил скорость движения на спуске и в связи с неисправностью тормозной системы, повредил движущие в попутном и встречном направлении автомобили. Кроме того, в результате ДТП, несколько автомобилей после столкновения с КамАЗом совершили наезд на дорожный знак 5.19.1 ПДД РФ, забор и газовую опору. Данных о погибших нет. На место происшествия прибыли пожарные, 2 экипажа ДПС УГИБДД, 2 бригады скорой помощи, сотрудники Специализированного отряда ГУ МЧС России по г. Севастополю и ЦГЗ г. Севастополя. Всего к ликвидации последствий данного дорожно-транспортного происшествия были привлечены 44 человека и 15 единиц техники, в том числе от МЧС России 16 человек и 5 единиц техники [3]. Таким образом, обязательное прохождение водителями и добросовестное проведение организациями технического осмотра транспортных средств является неотъемлемой и важной составляющей системы безопасности дорожного движения. Порядок и периодичность проведения технического осмотра, порядок аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении данного вида деятельности регулируются Федеральным законом от Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 3 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ о техническом осмотре). В настоящее время основной целью проведения технического осмотра является оценка соответствия транспортных средств обязательным требованиям безопасности транспортных средств в порядке, установленном правилами их проведения. Проведение технического осмотра основывается на многих принципах, одним из которых является ответственность операторов технического осмотра за выдачу диагностической карты в отношении транспортного средства, не соответствующего обязательным требованиям безопасности транспортных средств, а также за соблюдение иных требований, установленных ФЗ о техническом осмотре. Отдельным пунктом следует учитывать основы системы технического осмотра. В частности, технический осмотр проводится операторами, аккредитованными в соответствии с ФЗ о техническом осмотре; в соответствии с областью аккредитации, указанной в аттестате аккредитации; на основе договора о проведении технического осмотра за плату с периодичностью, установленной ФЗ о техническом осмотре. Учет сведений о результатах диагностирования транспортного средства осуществляется с помощью единой автоматизированной информационной системы технического осмотра (ЕАИСТО). Далее после его проведения оператором технического осмотра выдается диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии или несоответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств. Операторы технического осмотра обязаны передавать в ЕАИСТО следующие сведения: марка и модель транспортного средства, в отношении которого проведен технический осмотр, год выпуска, сведения, позволяющие идентифицировать данное транспортное средство (идентификационный номер транспортного средства (VIN), номер кузова); адрес пункта проведения технического осмотра; диагностическая карта в форме электронного документа; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 4 ФИО лица: представившего транспортное средство для проведения технического осмотра; технического эксперта, принявшего решение о выдаче диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям их безопасности. Сведения, указанные в ФЗ о техническом осмотре, передаются оператором в ЕАИСТО не позднее чем в течение суток с момента окончания проведения технического осмотра. Диагностическая карта, содержащая заключение о возможности эксплуатации транспортного средства, должна содержать срок ее действия, а диагностическая карта, содержащая заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства, – перечень не соответствующих обязательным требованиям безопасности транспортных средств выявленных неисправностей. Данная карта заверяется подписью технического эксперта, проводившего проверку технического состояния транспортного средства и составляется в письменной форме в двух экземплярах в форме электронного документа. Один из экземпляров диагностической карты, составленной в письменной форме, выдается владельцу транспортного средства или его представителю, другой хранится у оператора технического осмотра в течение не менее чем 3 года. Диагностическая карта, составленная в форме электронного документа, направляется ЕАИСТО и хранится в ней в течение не менее чем 5 лет. Она также является документом строгой отчетности. Форма заполнения диагностической карты утверждается Правительством России, а правила заполнения диагностической карты утверждаются Приложением № 1 к приказу Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. № 274. В области правового регулирования по обеспечению транспортной безопасности особое место занимает контроль по осуществлению деятельности операторов технического осмотра и контроля (надзора) за деятельностью профессионального объединения страховщиков, осуществляющего аккредитацию операторов технического осмотра. Так, контроль за деятельностью операторов технического осмотра и проверку заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации, осуществляются Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 5 указанным в ФЗ о техническом осмотре профессиональным объединением страховщиков в порядке, установленном уполномоченным органом, указанным ФЗ о техническом осмотре. В отношении оператора технического осмотра могут проводиться документарные и выездные проверки. Основанием для их проведения является поступившее в профессиональное объединение страховщиков заявление гражданина, юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления о нарушении оператором технического осмотра требований аккредитации, правил проведения технического осмотра [4, с. 3-4]. В последнее время зафиксированы частые нарушения проведения технического осмотра организациями, имеющими разрешение на данный вид деятельности. Кроме того, на территории Республики Крым увеличилось количество судебных дел по вопросу привлечения юридических лиц к административной ответственности за правонарушения при проведении технического осмотра транспортных средств. Проблемным вопросом на протяжении длительного времени, является выдача диагностической карты, подтверждающий допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр. За данное правонарушение предусмотрена административная ответственность, согласно ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ. Для подтверждения достоверности вышеуказанных позиций, приведем пример привлечения юридического лица к административной ответственности за нарушения требований законодательства в области технического осмотра. Прокуратурой ХХХ района Республики Крым с привлечением работников ОГИБДД ОМВД России по ХХХ району проведена проверка в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на момент проведения проверки технический осмотр не проводился, при этом диагностические карты о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств выдаются. 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru В качестве примера был приведен технический осмотр транспортного средства Infiniti FX 35, на которое выдана диагностическая карта от 12.03.2019 г. №ХХХХХ с указанием об отсутствии каких-либо неисправностей, в нарушение вышеуказанных норм законодательства, фактически не проводился. Кроме того, прокуратурой ХХХ района Республики Крым с привлечением работников ОГИБДД ОМВД России по ХХХ району выявлено, что стенд для проверки тормозной системы, расположенным в мастерской, не эксплуатировался. Также было установлено, что журнал выдачи диагностических карт не ведется (последняя запись была сделана 07.03.2019), соответственно, отследить выданные вторые экземпляры диагностических карт, оформленные по результатам проведения технического осмотра, в письменной форме операторами технического осмотра, не представляется возможным. На основании изложенного, прокуратурой ХХХ района по Республике Крым возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «ХХХ». Постановлением Мирового судьи судебного участка №Х ХХХ судебного района Республики Крым юридическое лицо ООО «ХХХ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей. Представителем ООО «ХХХ» подана жалоба в Верховный Суд Республики Крым по причине отсутствия объективной и субъективной стороны состава административного правонарушения в действиях ООО «ХХХ», поскольку в постановлении прокурора ХХХ района о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.05.2019 г. не указаны конкретные факты не проведения технического осмотра, не предоставлены доказательства, подтверждающие вину ООО «ХХХ» в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.4.1 КоАП РФ. Кроме того, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 7 исходя из объяснений технического эксперта ООО «ХХХ», было установлено, что сотрудник лично проводил осмотр 11.03.2020 г., а 12.03.2020 г. потребителю услуг выдана диагностическая карта, сведения о прохождении технического осмотра внесены в ЕАИСТО непосредственно оператором ООО «ХХХ», который указан в названной диагностической карте. Отдельно отмечено, что законодательно не предусмотрено ежедневное внесение сведений в книгу учета выдачи диагностических карт о прохождении технического осмотра транспортных средств. Верховным судом Республики Крым вынесено решение оставить постановление Мирового судьи судебного участка №Х ХХХ судебного района Республики Крым и решение ХХХ районного суда Республики Крым без изменения, а жалобу ООО «ХХХ» без удовлетворения [5]. Представителем ООО «ХХХ» подана жалоба на решение Верховного суда Республики Крым в Верховный суд Российской Федерации, и 21.02.2020 вынесено решение оставить постановление об административном правонарушении по данному делу без изменения. Таким образом, в ФЗ о техническом осмотре, правилах и иных нормативно- правовых актах имеются статьи, которые необходимо дополнить, изменить и доработать, во избежание возникновения административной ответственности за правонарушения, предусмотренные данным законодательством. Для решения ключевых проблем в области технического осмотра, Государственной Думой Российской Федерации принято решение о совершенствовании законодательства. Так, с 8 июня 2020 г. должны были вступить в силу новые изменения согласно Федеральному закону от 06.06.2019 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6]. Однако срок вступления в силу закона об обязательной фотофиксации транспортного средства во время технического осмотра и оформления диагностических карт в электронном виде перенесен с 7 июня 2020 года на 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 8 марта 2021 года согласно п. 2.1 ст. 12 Федерального закона от 01.04.2020 N 98- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [7]. Одним из основных изменений, предусмотренных в Федеральном законе от 06.06.2019 N 122-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», является обязательная фотофиксация при проведении технического осмотра транспортных средств. Согласно п. 10 ст. 1 №122-ФЗ, на снимке обязательно должны отражаться следующие сведения: месторасположение, где производился технический осмотр (географические данные); дата проведения проверки; время начала и окончания диагностирования. Всего необходимо сделать 2 кадра. Вторым существенным изменением, является отмена бумажной диагностической карты, таким образом, выдавать ее будут только в отдельных случаях, установленных законом. Согласно пп. а п. 1 ст. 1 №122-ФЗ, под диагностической картой подразумевается документ, оформленный в электронном виде. При этом в бумажном варианте он выдается только в определенных законом ситуациях (например, при выезде за территорию РФ). Важно отметить, что в 2021 г. будет невозможно купить полис обязательного страхования автогражданской ответственности транспортных средств по бумажной диагностической карте. Сведения о ней обязательно должны быть включены в ЕАИСТО. Кроме вышеперечисленного, в 2021 г. также планируется установка пропускной способности пунктов и передвижных диагностических линий, предназначенных для обследования автомобилей. Таким образом, за один день пройти технический осмотр в конкретном месте сможет ограниченное количество транспортных средств. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 9 На основании п. 1 ст. 1 № 122-ФЗ, при определении максимального количества автомобилей, которые смогут пройти данное диагностирование в течение одного дня, будут приниматься во внимание следующие факторы: область аккредитации; отдельные характеристики технической оснащенности пункта осмотра; график работы; общая численность экспертов, работающих на конкретной линии обследования транспортных средств [6]. Таким образом, все указанные изменения направлены на установление прозрачности прохождения технического осмотра. Однако данные изменения не смогут полностью устранить нарушения при прохождении технического осмотра, а именно получение диагностических карт обманным путем. Согласно изменениям, указанным выше, с 1 марта 2021 г. осуществление фотофиксации при проведении технического осмотра станет обязательным. Однако необходимо обратить внимание на предложенные пункты о расположении транспортного средства при фотографировании. Данные позиции не позволяют оценить состояние деталей транспортного средства после его эксплуатации и являются неинформативными. Ввиду изложенного, предлагаем осуществлять фотофиксацию при проведении технического осмотра транспортного средства, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 «О Правилах дорожного движения» [8]. Так, согласно Приложению к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, перечень устанавливает неисправности автомобилей, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация. В списке содержатся: тормозные системы, рулевое управление, внешние световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватели ветрового стекла, колеса и шины, двигатель, прочие элементы конструкции (работа звукового сигнала, дополнительные нанесенные покрытия и предметы, замки дверей и прочее). На основании изложенного, предлагаем осуществлять фотофиксацию при проведении технического осмотра транспортного средства, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 10 используя перечень деталей, имеющихся в указанном выше списке. Таким образом, фотографирование транспортного средства при проведении технического осмотра будет состоять из 5 кадров: 1. Фотографирование передней и задней части автомобиля с фиксацией даты и времени (позволяет зафиксировать необходимые сведения о транспортном средстве, а именно регистрационный номер, месторасположение прохождения технического осмотра; целостность внешних световых приборов, лобового стекла). 2. Фотографирование левой и правой боковой части автомобиля (позволяет зафиксировать состояние колес, шин, замки дверей автомобиля). 3. Фотографирование внутри автомобиля с приложенным свидетельством о регистрации транспортного средства на приборную панель с фиксацией показаний одометра, данная процедуры необходима для идентификации транспортного средства, чтобы на линию диагностирования не направили исправный автомобиль, сняли с него показания и присвоили необходимому транспортному средству). Кроме того, необходимо обеспечить целостность и безопасность данных графических файлов, во избежание мошеннических действий. Отдельным пунктом выделяем недостатки работы базы ЕАИСТО, которые необходимо в оперативном режиме проработать и внести предложения по их устранению: - база ЕАИСТО по настоящее время работает в тестовом режиме, возникают частые технические неполадки в системе; - в базе ЕАИСТО отсутствует возможность автоматического внесения данных на бланк диагностической карты, поэтому операторы технического осмотра вынуждены вносить данные вручную в программе Microsoft Office, что значительно увеличивает время регистрации данных, либо используется специальное программное обеспечение, позволяющее автоматически оформлять диагностическую карту; Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 11 - удаление диагностической карты составляет около получаса, что вызывает неудобства и увеличивает время работы операторов технического осмотра; - МВД России разработан проект приказа «О технических требованиях, обеспечивающих подключение информационных систем операторов технического осмотра к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств», который направлен на утверждение в Государственную Думу Российской Федерации. Необходимость разработки проекта приказа обусловлена потребностью в определении необходимых условий по обеспечению безопасности и защите информации, передаваемой при взаимодействии подключаемых автоматизированных информационных систем операторов технического осмотра с ЕАИСТО. Отдельным пунктом выделена необходимость во внедрении усиленной квалифицированной электронной подписи, согласно Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». По настоящее время проект не утвержден [9]. Кроме того, необходимо законодательно установить срок заполнения книги выдачи диагностической карты, а именно в день осуществления технического осмотра и внесения данных в ЕАИСТО. Таким образом, привлечение юридических лиц к административной ответственности за правонарушения при проведении технического осмотра на территории Республики Крым, является важной проблемой, решение которой возможно путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. 1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 12 2. Линник Т.М., Наумов С.Б. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за первое полугодие 2019 года // Информационно- аналитический обзор: Научный центр безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Москва. 2019. С. 5 3. Официальный сайт Госавтоинспекции МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://гибдд.рф/check/auto#XVL483206H0000381 (дата обращения 29.04.2020 г.) 4. Духно Н.А., Васильев Ф.П. Современные особенности административно-правового регулирования проведения технического осмотра транспортных средств в России (из серии: транспортная безопасность) // Таврический научный обозреватель. 2015. №2. С. 3-4. 5. Официальный сайт Верховного суда Республики Крым [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vs.krm.sudrf.ru/ (дата обращения 29.04.2020). 6. О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федер. Закон [Принят Гос. Думой 23.05.2019] // Собрание законодательства РФ. 2019. № 122 (ч.1). Ст. 1. С. 1-8. 7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: Федер. Закон [Принят Гос. Думой 31.03.2020] // Собрание законодательства РФ. 2020. № 98 (ч.1). Ст. 9, 12. С. 10-13. 8. О Правилах дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»): постановление Правительства Рос. Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090. 1993. С. 15. 9. О технических требованиях, обеспечивающих подключение информационных систем операторов технического осмотра к единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств от 27.06.2018 г. без номера: проект приказа МВД Рос. Федерации // Министр генерал полиции Рос. Федерации. Ст. 1-17. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 13 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 https://tribune-scientists.ru 14