- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Селезнева С.В.
PDF файл статьиУДК 342.951 Селезнева С.В., студентка магистратуры Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Липецк e-mail: selezneva.sveta94@mail.ru Научный руководитель: Макаров О.В., кандидат юридических наук, доцент Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Липецк СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ Аннотация: В статье автор рассматривает актуальные проблемы государственной службы и ее систематизации, также отмечается тот факт, что на сегодняшний день нет четкого выделения видов государственной службы, что стало следствием изменений в федеральном законодательстве. Ключевые слова: государственная служба, виды службы, система, федеральное законодательство, направления развития государственной службы. Selezneva S.V., master student Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Lipetsk Scientific adviser: Makarov O.V., candidate of legal sciences, associate professor Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Lipetsk SYSTEM OF PUBLIC SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The author examines the current problems of public service and its systematization, also notes the fact that today there is no clear separation of the types of public service, which was the result of changes in federal law. Key words: public service, types of service, system, federal legislation, directions of development of public service. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 Государственная служба сегодня является одним из приоритетных направлений развития, что отмечается не только в рамках научных трудов, но и на законодательном уровне. Значительным структурным изменениями подвергаются правоохранительные органы, исполнительные органы, органы, стоящие во главе спасения от чрезвычайных ситуаций. Несмотря на столь важные преобразования и наличие длинного перечня государственных служб, такое понятие как «система» в рамках государственной службы, по факту отсутствует. Если до внесения изменений в федеральное законодательство присутствовала несколько зыбкая система государственной службы, то на сегодняшний день не приходится говорить о какой-либо конкретики в этой области. Итак, что представляет собой система государственной службы? В общем виде система государственных органов РФ должна представлять совокупность компетентных органов, которые в рамках плотного взаимодействия осуществляют цели и задачи государственного управления. Обозначим, что до недавнего момента выделить такие структурные элементы государственной службы как гражданская, военная и правоохранительная. Сегодня же, правоохранительная государственная служба не фигурирует в законе и на смену ей законодатель указал иные виды государственной службы, закрепив в ст. 2 ФЗ «О системе государственной службы РФ» [1] указание на существование «иных видов государственной службы». Для более детального анализа рассмотрим каждый вид государственной службы. Так, государственная гражданская служба на сегодняшний день регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службы РФ», а также имеющимся Указом Президента «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы РФ на 2019-2021 гг.». Эти два документа определяют особенности правового положения гражданских служащих и направления развития. Также многие аспекты раскрываются в научных комментариях и диссертационных исследованиях. Государственная гражданская служба представляет собой профессиональную деятельность 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 граждан РФ в государственных учреждениях исполнительной, законодательной и судебной власти, на федеральном и региональном уровнях. В ст. 3 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» законодатель фиксирует следующее определение: «…вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ» [2]. На сегодняшний день эта категория служащих является одной из самых обширных. Государственные гражданские служащие существует во многих государственных учреждений, в том числе наравне с другими видами государственной службы. Абсолютно категорично сказать, что в стране переизбыток государственных служащих, не представляется возможным. Обоснуем это тем, что государственное управление требует множественных человеческих ресурсов. Несмотря на наличие служащих, их деятельность строго не определена и порой может пересекаться между собой. Для полноценного регулирования деятельности государственных служащих, первоочередной задачей, должно стать не сокращение штатов, а усовершенствование их деятельности, в том числе через оптимизацию деятельности каждого государственного органа. На практике, низкий уровень материального обеспечения государственных гражданских служащих считается одним из ключевых приостанавливающих факторов для привлечения на государственную гражданскую службу высокопрофессиональных и квалифицированных специалистов. Соответствующая тенденция имеет возможность быть устраненной при сокращении численности государственных служащих с одновременным увеличением их денежного содержания [3]. Система государственной гражданской службы представлена федеральной гражданской службы и гражданской службы субъекта РФ. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 Следующим видом государственной службы, законодатель называет военную службу. Для регулирования данного вида службы существуют иные правовые акты, отражающие специфику несения военной службы. Военная служба как разновидность государственной службы, основной целью которой является защита граждан. Существует военная служба по призыву и контрактная служба. Если по призыву службу по законы должны пройти все граждане мужского пола от 18 до 27 лет, за исключением тех, которым по объективным причинам разрешается не проходить службу. Если мы говорим о контрактной военной службе, то именно она составляет вид профессиональной деятельности граждан в рамках государственной службы. Основываясь на базовых принципах государственной службы, военная служба имеет свои особенности. Как мы уже говорили, военная службы связана с охраной граждан, страны, в том числе границ, для этого они используют различное оружие, а как следствие, и требует повышенной обязательности от военных. В случае нарушения служебной дисциплины, военные наказываются гораздо строже, чем представители других видов государственной власти. Военный не может самовольно оставить место службы, оставить где-либо свое оружие, произвольно выполнять задания. Статус военнослужащего подразумевает ограничения. Военная служба имеет место во множестве государственных структур, по различным причинам, в том числе необходимость защита государственных учреждений. Рассмотрим более подробно вопрос о взаимосвязи государственной гражданской службы и военной службы. Как представляется, их взаимосвязь, в большей степени, обеспечивается благодаря реализации таких принципов построения и функционирования государственной службы, как единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы: равный доступ граждан к государственной службе; профессионализм и комплектность государственных служащих. Из обозначенных в законодательстве средств обеспечения взаимосвязи данных видов 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 государственной службы, не вызывает каких-либо проблем на практике, пожалуй, лишь учет стажа государственной службы РФ иных видов при исчислении стажа государственной службы. Что касается остальных средств обеспечения взаимосвязи государственной гражданской службы и военной службы, то некоторые из них носят декларативный характер, либо же не имеют реального механизма реализации [4]. Ранее еще одним видом государственной службы была правоохранительная, но в условиях недавних законодательных изменений, этот вид службы был упразднен. Возникают вопросы, а именно к чему можно отнести службу в полиции или в исполнительной системе? Законодатель выделил такую категорию государственной службы как «государственная служба иных видов», при этом конкретных комментариев по этому вопросу не найдено. Упразднение такого вида службы было связано с тем, что в законодательстве нет четкого определения «правоохранительной службы», а также перечня учреждений, который относится к категории правоохранительных. Законодатель пошел по самому простому пути и привел в соответствие ФЗ «О государственной службе». Но и перечня должностей, относящихся к иным видам государственной службы до сих пор не установлен. В связи с этим, предлагаем внести понятие правоохранительная деятельность, которое можно закрепить в ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». В ст. 1 Основные термины следует указать – правоохранительная деятельность – специализированная профессиональная деятельность по обеспечению безопасности, законности и правопорядка в обществе, а также по борьбе с преступностью по защите прав и свобод человека. Итак, правоохранительная служба – это вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах и учреждениях и представляет собой деятельность по обеспечению безопасности, законности и правопорядка в обществе, а также по борьбе с преступностью по защите прав и свобод человека. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 В связи с проведенным анализом, нами сделан вывод о необходимости внесения изменений в действующем законодательстве, касающемся государственной службы и ее системы. Такое обширное понятие как «иные виды» нельзя не конкретизировать в стране, где существует несколько видов государственной службы, не относящихся к военной или гражданской. Данное упущение никак не восполняется законодателем уже на протяжении более 3-х лет. Масштабная работа по подготовке новых изменений в действующее законодательство позволит урегулировать многие общественные отношения и уточнить теоретическое учение о государственной службе в России. Список литературы: 1. Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 23 мая 2016 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063. 2. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 1 мая 2019 г.) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215. 3. Ефимкина Е.С., Шепилова С.Ю. Система государственной службы РФ // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8. С. 196-198. 4. Подгородниченко Е.В., Трифонов Ю.Н. О состоянии и тенденциях развития системы государственной службы РФ // Современное общество и власть. 2017. № 2. С. 269-275. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 6 https://tribune-scientists.ru