- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ
Статья опубликована в журнале за "Май 2020"
Автор(ы) статьи: Селезнева С.В.
PDF файл статьиУДК 342.951 Селезнева С.В., студентка магистратуры Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Липецк e-mail: selezneva.sveta94@mail.ru Научный руководитель: Макаров О.В., кандидат юридических наук, доцент Липецкий филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Россия, г. Липецк ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ИНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ Аннотация: В статье автор анализирует понятие иных видов государственной службы, которое было закреплено в действующем законодательстве, но не нашло толкования в официальных документах. Рассматриваются основные причины внедрения такого термина и следующие шаги для его закрепления на практике, которые не предпринимаются законодателем. Ключевые слова: государственная служба, виды службы, иные виды государственной службы, правоохранительная службы, противодействие преступности, исполнительная система. Selezneva S.V., master student Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Lipetsk Scientific adviser: Makarov O.V., candidate of legal sciences, associate professor Lipetsk branch of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Russia, Lipetsk PROBLEM ASPECTS OF OTHER TYPES OF STATE SERVICE IN RUSSIA Abstract: The author analyzes the concept of other types of public service, which was enshrined in the current legislation, but was not interpreted in official documents. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 The main reasons for the introduction of such a term and the next steps for its consolidation in practice, which are not undertaken by the legislator, are considered. Key words: civil service, types of service, other types of public service, law enforcement services, crime control, executive system. В истории развития государственной службы России имеется несколько витков развития, одним из которых и стало изменение в законодательстве в 2016 году. Изменения коснулись системы государственной службы в России, где такой вид как правоохранительная служба был безапелляционно упразднен. Вместо него законодатель ввел понятие иных видов государственной службы. Причинами удаления термина правоохранительная служба, стала неподготовленность нормативно-правовых актов. Т.е. закон «О системе государственной службы РФ» [1] принятый еще в 2003 году указывал на правоохранительную службу, которая осуществляла соответствующую деятельность, при это законодательно функции и принципы такой деятельности не были установлены. Сейчас же, по прошествии 13 лет, было гораздо проще привести в соответствие только один федеральный закон. На наш взгляд такой подход только усложняет правоприменительную деятельность, так как в стране все еще нет и информации об иных видах государственной службы. Предполагалось, что будет установлен перечень должностей иных видов государственной службы, но даже эта процедура не была проведена. Иные виды государственной службы следует определить, как профессиональную деятельность в государственных органах, осуществляющих охрану законности и правопорядка в обществе, а также защиту от посягательств. По сути это правоохранительная деятельность, которая не имеет законодательного определения. Для нас имеет интерес позиция профессора В.Ш. Шайхатдинова, который утверждает следующее: «…представляется, что основным признаком государственной службы иных видов является прохождение государственной службы в государственном органе, связанном с правоохранительной деятельностью. Естественно, это не может быть гражданская служба и военная 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 служба. В свою очередь, к основным признакам правоохранительной деятельности относятся: 1) она состоит в защите прав и законных интересов граждан, юридических лиц, государства от противоправных посягательств; 2) осуществляется на основе закона в особой форме, предполагающей основания, четкую последовательность и порядок совершения отдельных действий; 3) осуществляется специально уполномоченными законом субъектами, наделенными особым статусом; 4) осуществляется от имени государства и предполагает наличие властных полномочий, т.е. связана с применением мер государственного принуждения» [2, c. 55]. Сегодня к государственной службе иных видов можно отнести любую государственную деятельность, которая связана с охраной прав и общественной безопасности, при этом не относящаяся к гражданской или военной службе. К иным видам государственной службе можно отнести: таможенную службу, службу в исполнительной системе, служба в судебных приставах, в Следственном комитете, ФСБ, МВД и др. Деятельность данных учреждений направлена на защиту общества от посягательств и внутри страны, и за ее пределами. Точного определения данного понятия сейчас нет, также, как и признаков иных видов государственной службы. Возникают проблемы определения функция деятельности тех или иных учреждений и служб, которые условно отнесены к иным видам государственной службы. Так, особенно остро стоит вопрос о войсках национальной гвардии в РФ. На сегодняшний день в войсках Национальной гвардии Российской Федерации не выполнены многие организационные задачи, которые бы позволили ей функционировать автономно, а государственную службу в этих войсках обозначать как самостоятельный вид государственной службы. В частности, Президент Российской Федерации принимает Устав войск Национальной гвардии. Сегодня такой Устав отсутствует, и структурные подразделения Национальной гвардии вынуждены руководствоваться Уставами иных ведомств и подразделений. В частности, Общевоинскими Уставами в своей 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 службе руководствуются военнослужащие войск Национальной гвардии. Сотрудники войск национальной гвардии, ранее проходящие государственную службу в органах внутренних дел в составе Полиции России, подчиняются Дисциплинарному уставу органов внутренних дел. Таким образом, существующие различия между структурами войск национальной гвардии не позволят им в полной мере реализовывать те полномочия, которые им предоставлены Федеральным законом [3, c. 173]. Для решения существующих проблем стоит внести изменения в действующее законодательство, при этом вернув понятие «правоохранительная служба». В первую очередь, необходимо определить, что такое правоохранительная деятельность. Такая деятельность включает в себя защиту законности и правопорядка в обществе. Также правоохранительные органы тесно связаны с применением мер юридического воздействия в строгом соответствии с законом. Определение стоит внести в ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [4]. Ну и конечно же, правоохранительную деятельность стоит раскрыть через издание специального федерального закона. В данном правовом акте отразятся не только функции и принципы деятельности, но и те учреждения и службы, которые этим занимаются. В настоящее время самым детальным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим порядок и условия прохождения службы сотрудниками, которым присваиваются специальные звания, является Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В связи с этим представляется, что в федеральном законе о правоохранительной службе Российской Федерации должны найти отражение применимые к отношениям на правоохранительной службе и зарекомендовавшие себя на практике действующие механизмы регулирования службы прежде всего в органах внутренних дел, с учетом механизмов, используемых в таможенных органах, в федеральной противопожарной службе и, конечно, на государственной гражданской службе [5, c. 154]. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 Существующие проблемы иных видов государственной службы, заключаются в том, что они законодательно не определены, ин функции не закреплены, а деятельность все еще подчиняется ранее действующими правовым актом. Решение проблемы кроется в следующем: внесение понятия «правоохранительная служба» и «деятельность», издание нового правового акта о правоохранительной деятельности. Список литературы: 1. Федеральный закон РФ от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 23 мая 2016 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063. 2. Шайхатдинов В.Ш. К вопросу о государственной службе иных видов // Бизнес, менеджмент и право. 2016. № 3-4 (35-36). С. 55-57. 3. Фибих А.Э. Служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации как вид государственной службы // Устойчивое развитие науки и образования. 2017. № 5. С. 171-174. 4. Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в ред. от 02 августа 2019 г.) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч.1). Ст. 7020. 5. Калинина Н.С. Правоохранительная служба: проблемы отграничения от иных видов государственной службы // Вестник Владимирского юридического института. 2008. № 2. С. 152-155. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 05/2020 5 https://tribune-scientists.ru