- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2020"
Автор(ы) статьи: Калабаева О.А., Евстафьева Е.Г.
PDF файл статьиУДК 37.1400 Калабаева Оксана Алексеевна студентка магистратуры Департамент музыкального искусства института культуры и искусств, Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва e-mail: oksana699@rambler.ru Евстафьева Екатерина Геннадьевна студентка магистратуры Департамент музыкального искусства института культуры и искусств, Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва МУЗЫКАЛЬНО-СЛУХОВЫЕ НАВЫКИ И ИХ ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье рассматриваются вопросы понятии и развития музыкально-слуховых навыков у детей младшего школьного возраста. Авторы классифицируют музыкальный слух на виды и анализируют процесс обучения детей пению. Ключевые слова: музыкальный слух, детский вокал, детская педагогика, певческие навыки, вокальный слух, музыкальное развитие. Kalabaeva Oksana Alekseevna master student Department of Musical Art, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow Evstafieva Ekaterina Gennadievna master student Department of Musical Art, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow MUSICAL AND HEARING SKILLS AND THEIR FORMATION IN CHILDREN OF YOUNGER SCHOOL AGE 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 Abstract: The article discusses the concepts and development of musical and auditory skills in children of primary school age. The authors classify the musical ear into types and analyze the process of teaching children to sing. Keywords: ear for music, children's vocals, pedagogy, singing skills, vocal ear, musical development. Музыкальное воспитание является неотъемлемой частью музыкальной педагогики. Так же, музыкальное воспитание невозможно представить себе без музыкального слуха. Что такое музыкальный слух? Опираясь на учение выдающегося педагога Б.М. Теплова, мы относим музыкальный слух к музыкальным способностям [1]. Музыкальный слух – это совокупность восприятия отдельных музыкальных элементов или музыкальных звуков (высота, громкость и тембр) и функциональных связей между нами (ладовое чувство и чувство ритма). Музыкальный слух имеет две разновидности - это внутренний слух (способность внутреннего слышания и воспроизведения музыки) и внешний слух (способность слухового восприятия реально звучащей музыки) [2]. Деление музыкального слуха на внешний и внутренний позволяет психическим процессам, отражать реального мира в сознании людей, а именно - восприятие явлений и предметов и представление их [3]. По Б.М. Теплову музыкальный слух делится на [4]: - звуковысотный слух; - тембровый; - гармонический; - мелодический; - динамический. В процессе вокальных занятий образуется взаимосвязь музыкально-слуховых навыков и певческих навыков - это способность воспроизводить мелодию голосом, точно её интонируя, которая составляет основу музыкального развития. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 В детях важно развить все лучшее, что заложено в них от природы, но музыкальность проявляется у каждого ребенка по-разному. Есть дети, у которых ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма уже на первых годах жизни проявляются очень ярко. А есть и другие, у которых все проходит сложнее и времени тратится больше. На первом этапе обучения очень важно определить степень координации между слухом и голосом [5]. К 5 годам у большинства детей проявляется музыкальный слух, но если этого не происходит- не стоит отчаиваться, по мнению музыкантов-психологов позднее проявление музыкальности не является слабость или отсутствием музыкальных способностей [6, 7]. Педагоги-музыканты сходятся во мнении, что задатки музыкальности, в том числе слух и голос есть у каждого человека. Если ребенок при пении не попадает в ноты, это не говорит о полном отсутствии слуха. Многие маленькие дети умеют правильно управлять голосовыми связками. Музыкальный слух у ребенка можно развить [8]. После определенного времени занятий для каждого ребенка координация между слухом и голосом появляется и требует постоянной тренировки. Разновидностью музыкального слуха, с точки зрения вокальных педагогов, является вокальный слух [9]. Это особый вид суха связанный с восприятием определенного тембра человеческого голоса [10]. Великие педагоги всего мира по вокалу сходятся в принципах воспроизведения звука, но разнятся по звучанию голоса. Основой вокальной методики являются технические принципы - правильное дыхание, свободное положение гортани и хорошо озвученные резонаторы [11]. Пение – это и есть естественный путь формирования звуковысотного слуха. При этом к каждому ребенку необходим индивидуальный подход, т.к. все дети разные, как физически, так и психологически [12]. На этом этапе, как и на всех последующих, очень важны системность, постепенность, последовательность и повторность [13]. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 Пение довольно сложный процесс, состоящий из звуковедения и звуковоспроизведения, которые в свою очередь состоят из множества факторов: певческого дыхания, звукообразования, резонирования, формирования гласных и согласных, эмоционального состояния певца, качества его музыкального, и в том числе вокального, слуха [14]. Важным фактором является взаимодействие педагога и ученика. Очень многое зависит от правильного процесса обучения. Формирование певческих навыков происходит под контролем педагога и главной задачей учителя научить подключать слуховой контроль детей над звучанием своего голоса [15]. В процессе обучения вокальный слух развивается параллельно с голосом. Для формирования начальных вокальных навыков особое внимание уделяется распеваниям и разучиванию вокальных упражнений. Но крайне эффективным является использование музыкального образа или яркого персонажа, которые будут помогать в исполнении песен. При индивидуальной работе с детьми над интонацией важен прием анализа. Когда один ребенок присутствует на уроке другого, слышат и анализируют звук вместе с педагогом происходящие изменения в звуке, видит как он меняется в зависимости оттого, как открывается рот и т.д. Составляя индивидуальный план занятия педагог должен учитывать природные особенности, умения, навыки ребенка и способствовать их дальнейшему формированию и развитию[16]. Поощрение маленьких удач ребенка - это еще один фактор повышающий работоспособность, создающий положительный эмоциональный настрой во время занятий и обостряющий слуховое внимание [17]. Одним из эффективных способов развития музыкального слуха является прием мысленного пропевания звука или мелодии с беззвучной артикуляцией при пении самого учителя или проигрывании мелодии на фортепиано. Слушая голос педагога, дети мысленно подпевают ему. Во время такого пения активизируется весь певческий аппарат и голосообразующие органы и правильное пение 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 проецируется в сознании детей. При последующем вслух пропевании качество звука становится гораздо лучше. В процессе такой работы важно выработать у детей качество самим себя оценивать. В дальнейшем у детей формируется способность критерии оценки качества звучания голоса и звуковой эталон. Список литературы: 1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 115 с. 2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. Воронеж: НПО «МОДЭК»,1998. 354 с. 3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 222 с. 4. Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: Учеб. пособие. М.: МГПИ, 1983. 96 с. 5. Аспелунд Д.Л. Развитие певца и его голоса. М.; Л.: Музгиз, 1952. 192 с. 6. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогически е принципы М.И.Глинки. Л.: Музыка, 1968. 66 с. 7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 415 с. 8. Виноградов К.П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 102 с. 9. Вопросы вокальной педагогики. Вып. 5. М.: Музыка,1967. 262 с. 10.Гарсиа М. Школа пения. М.: Музгиз, 1957. 127 с. 11. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1968. 675 с. 12.Добровольская Н.Н. Вокальные упражнения в школьном хоре.Вып.1: 1-4 классы. М.: Музыка, 1964. 48 с. 13.Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. Л.: Музыка, 1967. 88 с. 14.Никольский А.В. Голос и слух хорового певца. М.: Православного Свято- Тихоновского Богословского Института, 1998. 78 с. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 15.Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 132 с. 16.Соколов В.Г. Работа с хором. М.: Музыка, 1967. 227 с. 17.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: Прометей, 1992. 269 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 6 https://tribune-scientists.ru