- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: МОТИВЫ, СПОСОБЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2020"
Автор(ы) статьи: Зырянова Е.Л.
PDF файл статьиУДК 378.1 Зырянова Е.Л., студентка Амурский институт железнодорожного транспорта филиал ДВГУПС в г. Свободном Россия, г. Свободный e-mail: zyryanov94@mail.ru ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЫ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА: МОТИВЫ, СПОСОБЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ Аннотация: В статье рассматриваются вопросы привлечения иностранных студентов в региональные университеты Дальнего Востока. Ключевые слова: образование, университет, иностранные студенты, Дальний Восток. Zyryanova E.L., student Amur Institute of Railway Transport FENU branch in Svobodny Russia, Svobodny ATTRACTION OF FOREIGN STUDENTS TO THE UNIVERSITIES OF THE FAR EAST: MOTIVES, WAYS, CONSEQUENCES Abstract: The article discusses the issues of attracting foreign students to regional universities in the Far East. Key words: education, university, foreign students, Far East. Глобализация проявляется во многих сферах жизни общества, в том числе и в образовании. Поэтому сегодня существует довольно развитая сеть программ, которые предлагают студентам пройти курс обучения за границей [1]. Странами-реципиентами являются, по большей части, развитые страны (Австралия, Великобритания, Австрия, Швейцария, Новая Зеландия), однако есть и исключения: Китай, Индия, Южная Корея, и, в меньшей степени, Мексика, ОАЭ, Индонезия. На сегодняшний день Россия входит в первую пятерку стран-поставщиков человеческого ресурса в развитые страны. Ежегодно из России уезжает порядка 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 10.000 студентов (20 % всех эмигрантов) для обучения за рубежом, для прохождения стажировок или для принятия участия в программах по обмену. Так, из России в Великобританию и США по учебным визам ежегодно уезжают свыше 2000 человек, более 3000 студентов уезжают в Германию, менее 1000 в Израиль, а также во Францию. Статистика прошлых лет показывает, что приблизительно 30% из них не возвращаются. Российские вузы включились в борьбу за иностранных студентов благодаря ежегодному мониторингу эффективности вузов. Теперь региональные вузы должны иметь не менее 0,7%, а вузы Москвы и Санкт Петербурга не менее 3% иностранных студентов от общего контингента. Каковы же мотивы тех, кто организует данные программы? Мотивами студентов, решивших получить образование за рубежом, являются: 1. Возможность получить более качественное образование, чем на родине. 2. Престиж, "вес" диплома. 3. Тяга к новому, поиск себя. 4. Перспективы трудоустройства за границей Мотивами для привлечения иностранных студентов являются: 1. Материальная заинтересованность 2. Пропаганда политической и экономической модели устройства общества страны-реципиента 3. Усиление научно-технической базы за счет тех, кто делает открытия и проводит исследования, результатами которых пользуется принимающая страна. Как правило, такие программы привлекательны для студентов из развивающихся стран, где уровень образования недостаточно высок либо, даже при наличии хороших университетов, для молодых специалистов нет условий для саморазвития, трудоустройства, реализации собственных амбиций. Можно выделить основные направления привлечения иностранных студентов [2]: 1. Программы по обмену 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 2. Предоставление льготных условий для поступления в вузы 3. Организация форумов, конференций с последующим установлением тесного сотрудничества с участниками. И способы: 1. Открытая пропаганда 2. Скрытая или косвенная пропаганда 3. Демонстрационный эффект 4. Льготы, субсидии, гранты Последствия Для студентов: 1. Бесценный опыт 2. Обмен знаниями 3. Возможность реализовать свои проекты 4. Расширение кругозора, знакомство с другой страной, культурой 5. Сравнительный анализ условий для самореализации в своей стране или стране, где он проходил обучение (стажировку) 6. Возможность трудоустройства за границей 7. Психологическое воздействие другой культуры, другого менталитета 8. Совершенствование языка Для страны-реципиента: 1. Приток новых специалистов 2. Потенциал для пополнения высококвалифицированных кадров 3. Доступ к инновациям, изобретениям и идеям молодых специалистов 4. Лишение основных конкурентов ценных кадров 5. Усиление связей со страной — "донором". 6. Наращивание экономической мощи путем внедрения новых проектов, предложенных молодыми специалистами. 7. Расширение своего влияния, распространения своего образа жизни, усиление международных позиций. Для страны - "донора": 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 1. Усиление связей со страной-реципиентом. 2. В случае возврата студента — бесценные кадры, полученные "бесплатно". Предложения для России 1. Развитие двусторонних обменов с упором на привлечение молодых специалистов из других стран в Россию. 2. Использовать возможности Дальнего Востока для установления и усиления контактов с зарубежными специалистами. Принципиально важным является дальнейшее развитие двусторонних обменов, однако необходимо делать упор именно на собственные интересы, привлекать молодых специалистов из других стран с помощью грамотного маркетинга, пиар-кампаний, агитационных конференций [3]. Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы, показывает, что число иностранных студентов в российских вузах с каждым годом снижается. Судя по динамике последних лет, по очной форме обучения иностранные студенты все реже выбирают Дальний Восток как территорию для обучения. Таблица №1 Контингент иностранных студентов, обучающихся в вузах Дальнего Востока (очная форма) Субъект ДФО Численность иностранных Изменения студентов по годам 2013 2017 Кол. Процент студентов -43,10% -1152 Амурская 2673 1521 область Республика 3951 2144 -1087 -45,74% Бурятия -48,09% -189 393 Еврейская 204 автономная область -60,46% -2081 3442 1361 Забайкальский край 402 -47,72% -367 769 Камчатский край 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 Магаданская 397 232 -165 -41,56% область Приморский 4257 5924 1667 39,16% край Республика 1076 2481 1405 130,58% Саха(Якутия) Сахалинская - 453 0 453 область -4096 7488 3392 Хабаровский -54,70% край Чукотский 30 26 -4 -13,33% автономный округ Таблица №2 Контингент иностранных студентов, обучающихся в вузах Дальнего Востока (заочная форма) Изменения Субъект ДФО Численность иностранных студентов по годам Процент 2013 2017 Кол. студентов -38,59% -749 Амурская 1941 1192 область -56,36% Республика -2070 3673 1603 Бурятия -70,00% -294 Еврейская 420 126 автономная область 2767 3615 848 30,65% Забайкальский край -347 900,84% 384 37 Камчатский край -34,28% 493 -169 324 Магаданская область Приморский 1030 1982 952 92,43% край 1341 699 642 108,88% Республика Саха(Якутия) -35,59% 1602 1035 Сахалинская -567 область Хабаровский 8696 4464 -4232 -48,67% край 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 5 23 Чукотский 18 -27,78% автономный округ Как видно, обе таблицы показывают отрицательный результат, как по очной форме обучения, так и по заочной. И если, у граждан Европы отказ от дальневосточных университетов обусловлен местоположением, то почему граждане, к примеру, Азии не выбирают Россию, а именно Дальний Восток? Скорее всего, проблема в плохой адаптации, непонимании языка и, возможно даже, в целой системе обучения. Элементарный культурный шок или социальная адаптация выбивают иностранного студента из колеи, поэтому ему становится сложнее обучаться. Так же система образования в родной стране может существенно отличаться от системы образования в новой стране. К данным проблемам добавляется еще одна - сложность изучения русского языка. Правильное применение адаптации может сыграть решающую роль в обучении иностранных граждан, оно поможет не только лучше ориентироваться на новом месте, но и более эффективно осваивать предлагаемый вузом материал. Образовательный процесс при правильном подходе может быть более полезен для студентов заграничных стран, именно поэтому его оптимизация является важнейшей задачей. Работа с иностранными студентами – одна из важнейших задач для международных университетов [4]. Именно поэтому вопрос об их успеваемости, активности и адаптации требует большего внимания. Путей решения может быть множество, при этом их можно обобщить в две обособленных группы: В первом варианте акцент ставится на то, что именно иностранные студенты должны подстраиваться под новые условия, ведь они сами выбрали российскую систему обучения, значит, они должны быть готовы к адаптации, методам обучениям, менталитету и др. Данный вариант поможет иностранцам адаптироваться как к университету, так и к стране в целом. То есть в дальнейшем они смогут работать по своей профессии в России. При первом варианте предлагается активная адаптация иностранных студентов, суть которой: нельзя подстраивать среду под иностранцев, нужно, чтобы иностранцы 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 адаптировались под нее. Часто в вузах закреплено мнение, что иностранцам нужно давать определенные привилегии, однако, это наоборот подчеркивает обособленность иностранцев и вытесняет их из адаптационного процесса. Важно понять и принять во внимание все факторы, оказывающие влияние на процесс подготовки иностранцев. Естественно, на начальном этапе адаптации имеется существенный языковой барьер. Более того, не всегда знания русского языка у иностранных студентов соответствует необходимому уровню. В этой связи предлагается прибегать к помощи носителей иностранного языка базового уровня (студенты, обучающиеся на переводчиков, лингвистов, востоковедов и т.п.). Предлагается разработка системы коучеров, их задача будет заключаться в определении целей деятельности студентов – иностранцев и руководство иностранцами для их достижения. Важно подметить, что коучеры не должны принимать участие в самом процессе обучения иностранцев. Их роль будет заключаться в направлении и руководстве. Следующий немаловажный фактор – это адаптация под российский менталитет и систему российских норм и правил, особенно, правил проживания. В виду отсутствия российского гражданства, большинство иностранных студентов проживает в общежитии при вузе (за редким исключением). И проблема состоит в том, что руководство общежитий относятся очень лояльно к иностранным студентам, объясняя это тем, что у них в стране приняты другие правила и нормы поведения. Однако, чувствуя свое особое положение, иностранцы вообще забывают о нормах. Это оказывает влияние и на качественную адаптацию, и на учебу. Соответственно, следует принять некоторые меры. Во-первых, устранить некоторые негласные льготы для иностранных студентов (как бытовые, так и учебные), чтобы они чувствовали себя не обособленно, а наравне с русскими студентами. Во-вторых, из этих же побуждений можно применить практику, что используется во многих международных университетах. А именно, подселять иностранцев к носителям русского языка (учебным ассистентам), для более эффективной адаптации к языку и менталитету. Второй вариант, а именно, адаптация условий российских 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 вузов под иностранных студентов, заключается в создании благоприятных условий для обучения. Данный вид обучения будет намного мягче для иностранных студентов, он нацелен на то, что обучающийся получает необходимые ему знания в полном объёме без каких-либо преград. Адаптация со стороны студента в данной методике будет пассивной, что говорит о том, что иностранный гражданин будет подстраиваться под русскую систему обучения не в полной мере. Далее приведем ряд рекомендаций, которые помогут усовершенствовать условия для обучения иностранных студентов. 1. Система учебных ассистентов (их задача будет заключаться в помощи иностранным студентов в ориентации по вузу, ознакомлении с менталитетом и другими системами, с которыми предстоит столкнуться). 2. Совершенствование системы стимулирования ППС. 3. Маркетинговые исследования (опрос студентов и абитуриентов в рамках стажировок). 4. Развитие электронных курсов. 5. Глоссарий основных терминов по дисциплинам (на каждую пару). 6. Научная деятельность среди контингента иностранных студентов. 7. Проведение в рамках адаптационной недели краткого курса по культуре, этике и нормам поведения в России. 8. Издание и выдача иностранным студентам буклета «Инструкция по университету». Предложенные направления по оптимизации образовательного процесса в комплексе смогут оказать положительное влияние на успеваемость иностранных студентов и на развитие вуза в целом. При этом важно отметить, что идеальной единой системы обучения для иностранных граждан быть не может. Каждый вуз может подобрать для себя наиболее подходящую систему, комбинируя озвученные в работе рекомендации. При этом если вуз будет работать над оптимизацией образовательного процесса среди иностранцев, то качество знаний, а, следовательно, и имидж вуза с каждым годом будет повышаться, что не может не повлиять положительным образом на количество абитуриентов и студентов, что является прямой выгодой для любого университета. Список литературы: 8 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 1. Арнаут М.Н., Татаринова А.В. Методика совершенствования образовательного процесса в российских вузах среди иностранных граждан Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1(26). С. 196-199. 2. Лапшина Е.Г. Иностранные студенты в России: особенности обучения и адаптации // Аграрный вестник Верхневолжья. 2014. № 2(7). С. 9-10. 3. Шишкина Е.В., Зотов В.М., Хавронина В.Н. Цели, задачи и возможные пути их решения при обучении иностранных студентов в российских вузах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 192-195. 4. Привлечение иностранных студентов: мотивы, способы, последствия (на примере США) Издание МГИМО МИД России№2(21),2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://mirec.mgimo.ru/2012-02/privlechenie-inostrannyh- studentov-motivy-sposoby-posledstviya-na-primere-ssha (дата обращения: 30.04.2020 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 9 https://tribune-scientists.ru