- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Г.Я. ЛОМАКИНА
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2020"
Автор(ы) статьи: Калабаева О.А., Евстафьева Е.Г.
PDF файл статьиУДК 78:371 Калабаева Оксана Алексеевна студентка магистратуры, Департамент музыкального искусства института культуры и искусств, Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва e-mail: oksana699@rambler.ru Евстафьева Екатерина Геннадьевна студентка магистратуры, Департамент музыкального искусства института культуры и искусств, Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Г.Я. ЛОМАКИНА Аннотация: Статья посвящена выдающемуся русскому педагогу хорового пения и просветителю Г.Я. Ломакину, создавшему первую систематизированную отечественную методику обучения вокалистов-хоровиков, определившему пути и способы эффективного вокального воспитания в народных школах. Ключевые слова: профессиональное музыкальное образование, народная школа, просветительство, хороведение, хормейстерское искусство, методика обучения пению, певческая постановка голоса. Kalabaeva Oksana Alekseevna master student, Department of Musical Art, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow Evstafieva Ekaterina Gennadievna master student, Department of Musical Art, Institute of Culture and Arts, Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow MUSICAL AND PEDAGOGICAL SYSTEM G.Ya. LOMAKINA Abstract: The article is dedicated to the outstanding Russian teacher of choral singing and enlightener G. Ya. Lomakin, who created the first systematic domestic Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 https://tribune-scientists.ru 1 methodology of teaching vocal choir singers, who determined the ways and methods of effective vocal education in public schools. Key words: professional music education, public school, enlightenment, choral studies, choirmaster art, methods of teaching singing, singing voice production. История музыкальной культуры неразрывно связана с историей профессионального музыкального образования. Хоровому пению всегда уделялось особое место в музыкальной культуре России, оно имело огромное влияние на духовную жизнь народа и являлось его основой. В связи с этим нельзя не упомянуть труды таких гениев педагогической мысли, как Б. Асафьев, В. Стасов, А. Серов, а также ведущих практиков хорового дирижирования Г. Ломакина и П. Чеснокова - их практические руководства по хоровому дирижированию и пению. Они составили основу хороведения и были известны не только на Родине, в России, но и за ее пределами. Сегодня музыканты-исследователи, хоровые дирижеры и педагоги уделяют пристальное внимание изучению хоровой культуры прошлого. Она несет в себе не только историко-познавательное, но практическое значение. Изучение хоровой музыки и педагогики протекало неравномерно. Все зависело от тех задач, которые ставила хоровая практика перед наукой на разных этапах своего развития. Многие традиции русской хоровой культуры еще не изучены. Наиболее освоенной считается история хорового образования. Особый интерес для нас представляют принципы и методы воспитания руководителей хорового пения, дирижеров-хоровиков, которые принимали непосредственное участие в обучении и подготовке хоровых певцов и способствовали прогрессу певческого искусства в России. Однако точные данные о руководителе хора, его формировании как педагога, становлении, функциях, о том, как они менялись вместе с развитием хорового искусства, достаточно неполны. Экспериментальные исследования, анализ педагогической мысли, обобщение передовых практик - все это было необходимо для улучшения 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 https://tribune-scientists.ru вузовской подготовки учителей музыки, научного обоснования содержания, системы, принципов и методов обучения. В них рассматривались, пояснялись и решались проблемы обучения виднейшими деятелями общей и музыкальной педагогики. Рассмотрим одну из ветвей истории музыкальной педагогики и искусства, связанную с педагогикой и методикой отечественного хорового исполнительства, связанную с деятельностью крупного музыкального деятеля в области хорового искусства Г.Я. Ломакина. Изучение его трудов показывает, что его музыкально-педагогическое наследие внесло огромный вклад в развитие отечественного хорового исполнительства. Самим автором на протяжении его жизни было издано сравнительно небольшое количество трудов. Этим можно объяснить, почему его наследие, мысли, находки и поиски изучены далеко не полностью. До нас они дошли, главным образом, через его соратников и друзей в форме воспоминаний, писем, новаторских идей. Через призму его работ можно увидеть органичность его системы художественно-профессионального обучения и воспитания музыкантов-хоровиков. Гавриил Якимович Ломакин (1811-1885) оставил свой след и вошел в историю музыкальной культуры и искусства середины ХIХ века как композитор, аранжировщик, исследователь, талантливый педагог, крупнейший хоровой деятель и автор первых учебников по вокалу и хоровому пению в народных школах. А его педагогические работы были положены в основу его хормейстерского искусства. Не имея ни начального, ни даже общего музыкального образования, потому что его родители были простыми крестьянами, Г.Я. Ломакин изыскивал любую возможность, чтобы получить и пополнить свои знания, жадно впитывал все, что ему давала музыкальная среда Шереметьевской капеллы, в которой он служил. В 25 лет он уже достиг высокого статуса в музыкальном сообществе и входил в круг Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 https://tribune-scientists.ru 3 крупнейших музыкальных и общественных деятелей России ХIХ века, примкнул к демократическому движению, а в его окружение входили М.И. Глинка, В.Ф. Одоевский и др. В Петербурге Г.Я. Ломакин стал одним из лучших педагогов вокала. Его преподавание в лучших домах, учебных заведениях и художественных центрах считалось за честь. Через полгода он уже самостоятельно преподавал в Шереметьевской капелле, потом в Павловском кадетском корпусе, затем он становится куратором всех учебных заведений военного профиля, а последствии и всех остальных Петербургских учебных заведений, как частных, так и государственных. Также совместно с М.А. Балакиревым, Г.Я. Ломакин открыл первую бесплатную музыкальную школу. А вот что писал о Г.Я. Ломакине В.В. Стасов: «С самого начала нашего знакомства я очень любил и ценил его доброту, любознательность, милое обращение, отсутствие учительски-деспотических приемов. Впоследствии я стал ценить в нем высокие музыкальные его качества, любовь и понимание настоящей музыки и редкое уменье не только управлять и двигать хором, но еще достигать посредством него эффектов высокохудожественных» [1, c. 266]. Такой педагогический подход давал прекрасные результаты Г.Я. Ломакин говорил о необходимости использования широко развитой системы всеобщего обучения начальным навыкам хорового пения, о важности обеспечения педагогов и их воспитанников доступными учебными материалами. Итогом многолетней музыкально-педагогической деятельности Г.Я. Ломакина стал ряд учебный пособий. Нам известны шесть. Первая- «Метода пения, содержащая начала музыки, правила пения гаммы в разных тональностях, интервалы, вокализации…» издана в 1837г. в Петербурге. В конце 30-начале 40 годов ХIХ века вышли еще два пособия: «Метода пения, содержащая гаммы в разных тонах и делениях» и «Метода пения для общего учения воспитанников императорского Училища правоведения». 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 https://tribune-scientists.ru Но самые интересные труды родились к 60-м годам и назывались «Краткая метода пения» и «Руководство к обучению пения». В них Ломакин рассмотрел «весьма интересную и новую тому времени мысль о создании системы преподавания пения, в которой особое место должно отводиться начальному этапу обучения как наиболее важному для создания певца» [2, c. 5]. Свои занятия по постановке голоса он строил исходя из природы звукообразования, дыхания, использования резонаторов, от положения корпуса, шеи, головы, гортани, нёба, языка и губ, то есть всего дыхательного и речевого аппарата. В 1861 году в Петербурге из-под его пера вышел еще один труд «Краткая метода для общего обучения с примерами и словами», а в 1862 году Ломакин выпустил модификацию этой статьи, назвав ее «Краткая метода пения для первоначального общего учения по цифрам и нотам». В предисловии к последней методе Ломакин писал: «Много есть у нас известных и полезных метод для пения одиночного, но для пения общего или многих учащихся вместе еще нет принятого руководства; тогда как в Германии и Франции давно составлены подобные методы пения и с пользою употребляются во всех учебных заведениях…» [3, c. 37]. Г.Я. Ломакин в 15 пунктах изложил основной материал по музыкальной грамоте, сольфеджио и певческой постановке голоса [4]: 1) О знаках музыкальных (название нот); 2) О фигурах нот; 3) О ценности нот (длительности и группировке); 4) О паузах; 5) О точках и пунктире (о точках около нот увеличивающих их длительность); 6) О ключах (в том числе сопрановом, альтовом, теноровом); 7) О такте (о тактовых размерах); 8) О изучении, как ударять рукой и читать ноты без пения (о тактировании и сольмизации); 9) О разных знаках музыкальных (знаки альтерации, фермата, лига и «легато»); 10) О замене цифрами основных музыкальных знаков (нот и их длительностей, знаков альтерации и пауз); 11) О гамме (о мажорных - «веселых» и о минорных «печальных» ладах, их строении, а также диезных и бемольных тональностях до четырех знаков в ключе и о хроматической гамме до мажор); 12) Правила для Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 https://tribune-scientists.ru 5 начинающих петь, с рекомендацией начинать учить пению с гласной «А», чтобы с первых уроков ученики умели брать звуки чистым и звучным голосом, но не удушливым, носовым или горловым звучанием. Здесь же объяснения непригодных для пения звуков и причин, способствующих неправильному звукообразованию; 13) Дыхание - кто не умеет владеть своим дыханием, тот не умеет быть хорошим певцом; 14) О качестве хорошего голоса. (Ученик должен освоить … голос круглый и мягкий. Чтобы сделать … голос круглым и мягким нужно соединить А и О в произношении. Чтобы смягчить голос, нужно держать гортань без всякого напряжения, то есть предать то свободное и натуральное положение гортани, какое бывает в то время, когда мы не поем); 15) О положении рта и языка. Особую роль в пособии отводилось нотному материалу: примерам на тактирование, проработку ритмических рисунков, паузам, синкопам, дирижированию в различных размерах, изучению цифровой системы. Важную роль в развитии ладового чувства уделялось пению гамм. Также нотный материал содержал в себе вокальные упражнения: попевки и каноны на два, три, четыре голоса. «Краткую методу пения» отличает удивительная точность и ясность определений, тщательная продуманность музыкальных примеров. А. Серов писал: «При всей краткости этот музыкальный учебник в простоте своей может принести пользу огромную, неисчислимую. Он достоин того, чтобы быть принятым в руководство по всем учебным заведениям, где из воспитанников или воспитанниц составляются хоры» [4, c. 171]. В поздней редакции, которая также называется «Руководство к обучению пению в народных школах», изданной в 1866году в Петербурге, Ломакин значительно расширил теоретическую часть и ввел новые разделы: о регистрах; с обширным нотным материалом, включающим в себя вокальные пьесы самого Ломакина на стихи Ю. Лермонтова и А. Кольцова; упражнения на развитие Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 https://tribune-scientists.ru 6 беглости чтения мелодий по нотам, написанным в сопрановом, альтовом, теноровом и басовом ключах; двух и трехголосными полифоническими и гармоническими хорами. Но впоследствии Ломакин отказался от альтовых, теноровых и басовых ключей, потому что посчитал, что они вносят в обучение неоправданные усложнения. У «Руководства» и «Кратких метод» была долгая и плодотворная судьба. Они неоднократно переиздавались, оставались практически единственными доступными пособиями по начальному обучению певчих. Они также были первыми систематизированными учебниками и стали основой современных учебников по музыкальной грамоте для музыкального просвещения, а также предвосхитили современные учебники по музыкальному образованию, прежде всего по хороведению и хоровому исполнительству. По этим музыкальным пособиям образование получало множество певчих, регентов, капельмейстеров и учителей музыки. На протяжении всей жизни Ломакин трудился и решал педагогические и музыкально - просветительские вопросы, но они рассмотрены не полностью. Его профессиональная деятельность и взгляды на музыкальное образование послужили развитию и становлению всей отечественной музыкальной культуры. Особую заслугу во внешкольном музыкальном образовании отмечал Б.В. Асафьев, считавший полезными разработанные Ломакиным «пути к насаждению музыкальной грамотности в широких слоях публики через участие в исполнительстве» [5, c. 155]. Музыкально-педагогическая система Г.Я Ломакина доказала свою правомерность и до сих пор способствует повышению певческой культуры, обогащает хоровую науку и является опорой для учителей пения, хормейстеров, педагогов - музыкантов и исследователей. Список литературы: 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 https://tribune-scientists.ru 1. Стасов В.В. Предисловие к «Автобиографическим запискам» Г.Я. Ломакина // Статьи о музыке. Вып. 3: 1880-1886. М.: Музыка, 1977. 266 с. 2. Никольская-Береговская К.Ф. Развитие школы хорового пения в России. М.: Музыка, 1974. 37с. 3. Ломакин Г.Я. Краткая метода пения для первоначального общего учения по цифрам и нотам. М.: Юргенсон, 1882. 70 с. 4. Серов А.Н. Избранные статьи. Т.2. М.; Л.: Музгиз, 1957. 733 с. 5. Асафьев Б.В. Русская музыка: XIX – начало XX в. Л: Музыка, 1968. 155 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 https://tribune-scientists.ru 8