- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2020"
Автор(ы) статьи: Бляшук Е.В.
PDF файл статьиУДК 1174 Бляшук Елена Валерьевна студентка 5 курса бакалавриата, психолого-педагогический факультет Смоленский Государственный Университет, Россия, г. Смоленск e-mail: dinamik300494@yandex.ru Научный руководитель: Меженцева Г.Н. кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Смоленский Государственный Университет, Россия, г. Смоленск ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Аннотация: В статье рассматривается основные направления работы по формированию познавательного интереса у дошкольников с ТНР. В данной статье раскрывается вопрос о то, какие методы и приемы можно использовать с детьми дошкольного возраста с ТНР. Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, развитие интеллекта в дошкольном возрасте, сенсорное воспитание, дошкольное образование, организованная образовательная деятельность, дидактические игры. Blyashuk Elena Valeryevna 5th year bachelor student, psycho-pedagogical faculty Smolensk State University, Russia, Smolensk Scientific supervisor: Mezentseva G. N., candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of special pedagogy and psychology Smolensk state University Russia, Smolensk FORMATION OF COGNITIVE ACTIVITY IN PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH DISORDERS Abstract: The article discusses the main directions of work on the formation of cognitive interest in preschool children with TNR. This article reveals the question of what methods and techniques can be used with preschool children with TNR. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 Key words: children with severe speech impairment, development of intelligence in preschool age, sensory education, preschool education, organized educational activities, didactic games. Дошкольный возраст считается сензитивным этапом формирования познавательной активности личности. Невысокая познавательная активность, в данном этапе развития общества, становится большой проблемой, так как данная активность, обозначается предпосылкой психофизического развития детей. Вопрос активизации познавательной деятельности и развития познавательного интереса представляет не только как сложный педагогический вопрос, но и как ключевая социальная задача. Дети с тяжелыми нарушениями речи обладают рядом психологических особенностей, которые усложняют развитие речевой работы и требуют направленной корректировки [2]. Психологический статус детей с тяжелыми речевыми нарушениями характеризуется недостаточной устойчивостью внимания, более низкой степенью показателей произвольного внимания, трудностями в переключении внимания и планировании своих действий. Дети с трудом концентрируют интерес в анализе условий, поиске разных способов и средств решения задач. Взаимоотношения детей с окружающим обществом осуществляется посредством посредника, взрослого. Под руководством взрослого ребенок завладевает новейшими типами работы, навыками, умениями. И здесь динамичность постижения детьми общества непосредственно сопряжена с активностью, идущей от взрослого [3]. Главными задачами по развитию познавательной области, реализуемые в ходе образовательной деятельности считаются: • развитие познавательной и речевой активности; • конкретизирование взглядов ребенка о предметах, явлениях природы, фактах социальной жизни, • увеличение кругозора по разным темам; 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 • формирование планирующей, доказательной функции речи; развитие умения задавать вопросы, • формирование произвольного интереса, наблюдательности, долговременной памяти, развитие воображения, мышления [1]. Работа по уточнению представлений ребенка о окружающем мире проводится совместно с воспитателями логопедических групп, воспитателем по изодеятельности, инструктором по ФИЗО, родителями в рамках одной лексической (познавательной) темы. На логопедических занятиях укрепляются познания ребенка о окружающем мире, постепенно создаются умения связной речи, применяя разнообразные наглядные и практические методы: наблюдение, лексико-грамматические игры и упражнения, беседы, пересказы, драматизация и т.д. Для развития коммуникативных навыков возможно использование дидактических игр, рассматривание картины, анализ (составление) плана рассказа с использованием приемов моделирования, при проведении звуко- слогового и звуко-буквенного анализа и т.п. Результативным способом в работе по формированию познавательно- речевой активности, диалогической речи применяются на упражнениях подготовленных диалогов, когда один дошкольник (несколько детей) принимают на себя роль основного, ведущего. Важнейшим из методов познания является эксперимент, что предполагает использование каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения [4]. В процессе логопедической работы логопед совместно с воспитателями должен использовать эксперименты, как с реальными объектами, так и мысленные (проблемные ситуации), так как данные приемы и методы способны повысить у детей с ТНР интерес к решению поставленного вопроса, тем самым повысить интерес к обучению в целом. Одним из новых методов в коррекционной практике стала сказкотерапия. Сказка – наиболее благоприятный материал для дошкольников, доступный их мировосприятию. В тоже время при помощи сказочных образов и ситуаций 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 можно решать различные коррекционно-воспитательные задачи. Например, сказка К. Ушинского «Проказы старухи зимы» помогает закрепить однокоренные слова по теме «Зима», знакомит с описанием зимы. Сказка А. Грибачева «Заяц Коська и Родничок» даст представление о круговороте воды в природе. Сказки Н. Сладкова «Как медведь штаны промочил» в старшей группе и Э. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце» в подготовительной группе помогают усвоить причинно-следственную зависимость изменений времен года. Сказка «Как Дед Мороз парад принимал» знакомит детей с изменениями в жизни животных в зимнее время. Работа по развитию познавательной сферы дошкольников тесно связана с реализацией других разделов общеобразовательной программы: экологическим воспитанием, ОБЖ, человеком в истории и культуре, формировании естественно-научных представлений, ознакомлению с художественной литературой и другими. Сочетание различных наглядных, игровых и практических методов обучения на логопедических занятиях помогают добиваться высоких успехов в коррекционной работе. Таким образом используя творческий потенциал педагогов, методически грамотный подбор дидактических игр и индивидуально- дифференцированный подход к воспитанникам, можно получить достаточно высокие результаты в формировании у дошкольников с ТНР познавательной активности. 1. Борякова Н. Ю., Соболева А. В., Ткачева В. В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.: Гном-Пресс, 2018. 63 с. 2. Волков Б.С., Волканова Н.В. Детская психология: Практическое развитие ребенка до поступления в школу. М.: Педагогическое общество России, 2017. 265 с. 3. Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего возраста с ОНР. М.: Педагогика, 2018. 46 с. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 Список литературы: 4. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М.: Классике Стиль, 2019. 160 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 5 https://tribune-scientists.ru