- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2020"
Автор(ы) статьи: Рысляева Е.И.
PDF файл статьиУДК 33 Рысляева Елизавета Игоревна студентка, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал) Россия, г. Липецк e-mail: ryslaevae@gmail.com Научный руководитель: Шамрина Ирина Викторовна кандидат экономических наук Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал) Россия, г. Липецк АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ Аннотация: В результате действий налогового контроля по отношению к налогоплательщику возникает обязанность по уплате налогов, штрафов, пеней. Налоговый сбор непосредственно формирует бюджет государства, а уклонение от налоговых выплат ведет за собой наложение штрафных санкций и уголовную ответственность. К сожалению, в современном мире многие налогоплательщики стараются уклониться от налоговых сборов, что влечет за собой образование недоимки, которая не попадает в бюджет государства. В настоящее время в Российской практике актуализировалась проблема поступления налоговой задолженности в бюджет государства. Автором проведен анализ налоговой задолженности по данным Управления Федеральной налоговой службы России по Липецкой области (УФНС по ЛО) за 2017–2019 годы. Также автором представлены методы по улучшению эффективности взыскания налоговой задолженности. Ключевые слова: налоги, налоговая задолженность, проблемы взыскания, привлечение к ответственности, консолидированный бюджет. Ryslyaeva Elizaveta Igorevna student Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk branch) Russia, Lipetsk Scientific adviser: Shamrina Irina Viktorovna PhD in Economics Financial University under the Government of the Russian Federation (Lipetsk branch) Russia, Lipetsk 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 CURRENT PROBLEMS OF TAX DEBT COLLECTION Abstract: As a result of actions of the tax control in relation to the taxpayer, there is a duty to pay taxes, fines, and penalties. Tax collection directly forms the state budget, and evasion of tax payments leads to the imposition of penalties and criminal liability. Unfortunately, in the modern world, many taxpayers try to avoid tax charges, which leads to the formation of arrears that do not fall into the state budget. Currently, the problem of receiving tax arrears to the state budget has been updated in Russian practice. The author analyzes the tax debt according to the data of the Federal tax service Of Russia for the Lipetsk region (UFNS for LO) for 2017-2019. The author also presents methods to improve the efficiency of tax debt collection. Keywords: taxes, tax debt, problems of collection, bringing to responsibility, consolidated budget. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) [8] налогоплательщиком или налоговым агентом подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) в установленные сроки. К сожалению, не всегда данное условие выполняется и влечет за собой ряд штрафных санкций: – начисление пеней на неоплаченную сумму (п.2 ст.57, абз.2 п.3 ст.58 НК РФ); – наложение штрафа налоговым органом (ст. 122 НК РФ); – взыскание недоимки, пеней и штрафов (п. п. 2, 8 ст. 45 НК РФ). Базовым методом контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов является контрольно-надзорная деятельность налоговых органов. В России данным органом выступает Федеральная налоговая служба (ФНС) России. Свою деятельность ФНС основывает на Налоговом кодексе Российской Федерации части первой от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и части второй от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ. Существует два вида налоговой задолженности: 1) Урегулированная налоговая задолженность – к ней относятся задолженности, к которым применены методы урегулирования со стороны налоговых органов РФ; 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 2) Неурегулированная налоговая задолженность – состоит из задолженности невозможной к взысканию. В связи с этим считаю необходимым проанализировать действующие процедуры взыскания налоговой задолженности. Анализ будет производиться на основе данных предоставленных УФМС России по налогообложению. Рассмотрим динамику задолженности по налогам и сборам УФНС по ЛО по формам отчетности 4-НМ за 2017–2019 годы. Таблица 1. Динамика налоговой задолженности УФНС России по ЛО за 2017- 2019 годы, руб. 2018 г. 2019 г. 2017 г. (млн. руб.) (млн. руб.) (млн. руб.) Задолженность перед бюджетом по 3 557,8 3 389,6 3 271,3 налогам и сборам Задолженность невозможная к 35,5 35,1 26,1 взысканию налоговыми органами Урегулированная задолженность 535,0 886,7 804,9 По данным таблицы 1 видно, что за период 2017–2018 года задолженность перед бюджетом по налогам и сборам уменьшилась на 4,7%, за период 2019– 2018 года на 3,5%. В анализируемом периоде за 2017–2019 годы задолженность перед бюджетом по налогам и сборам снизилась на 8,1%. Что касается задолженности невозможной к взысканию налоговыми органами, то за период 2017–2018 года, она практически не заметна, уменьшилась всего лишь 1%. А вот показатели за 2019–2018 года снизились на 25,8%. Из этого получается, что за период 2017–2019 годы задолженность невозможная к выплате налоговыми органами снизилась на 26,4%. Урегулированная задолженность в сравнении 2018 года к 2017 году увеличилась на 65,8%. За период 2019–2018 года задолженность снизилась на 9,2%. Анализируя период за 2019–2017 годы видно, что урегулированная задолженность увеличилась на 50,5%. Данный прирост был осуществлен в соответствии со Статьей 54.1 НК РФ. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 На улучшение экономической ситуации непосредственно повлияли поступления в бюджет Российской Федерации. Так, в 2017 году были завершены дела о банкротстве на сумму 300 млн. рублей. За 2018 год ИФНС России по Липецкой области была проведена работа комиссии по легализации налоговой базы, по ее результатам в бюджет региона поступили налоговые и неналоговые платежи в размере 60 млн. рублей. По данным ИНФС России по Липецкой области за 2019 год в результате всех направлений контрольной деятельности в бюджет поступило 591,2 млн. рублей дополнительно. Данные налоговые поступления за период 2017–2019 года удовлетворительно повлияли на общую картину в бюджете Липецкой области. Теперь рассмотрим механизм взыскания налоговой задолженности (рисунок 1). По рисунку 1 мы видим процедуру взыскание задолженности. В нее входит: 1) Выявление недоимки – она устанавливается налоговым органом и в случае ее подтверждения. 2) Требование об уплате налога – поле выявления недоимки налогоплательщику отправляется извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченные суммы [3]. 3) Взыскание недоимки со счетов налогоплательщика, находящихся на них денежных средств (драгоценных металлов) – формируется не только в случае полного неисполнения, так и частичного требования об уплате (не взымаются средства на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума). Предпринимается налоговым органом не позднее двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате (пункт 3 статьи 46 НК РФ). После принятия направляется в банк поручение налогового органа на списание в пределах сумм, указанных в требовании об уплате и с учетом сумм, уплаченных налогоплательщиком по требованию об уплате [4]. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 4) Взыскание приставами за счет имущества – принимается налоговым органом по истечении сроков исполнения требования об уплате налога в случае, если на счетах налогоплательщика недостаточно средств. 5) Взыскание налогов в судебном порядке – данное взыскание осуществляется в случае пропуска налоговым органом срока на бесспорное взыскание указанных сумм. Рисунок 1. Взыскание налоговой задолженности Такая схема взыскания налоговых задолженностей является весьма эффективной, но и в ней есть свои недочеты. На территории Российской Федерации, как известно, развита коррупционная деятельность. И говориться несколько о том, что активно осуществляется дача взяток, а о том, что высокое налогообложение сильно «бьет по карману» предприятиям в выплате заработной платы своим сотрудникам [5]. Ведь для того, чтобы ее выплатить работодатель делает налоговые отчисления в размере 30% от суммы чистого дохода, а затем от полученной суммы работник выплачивается 13% НДФЛ. Получается, что целых 43% налога отчисляется в казну государства. Значит, при получении минимального размера оплаты труда 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 (МРОТ) действующего на территории Липецкой области, который составляет 12 618 рублей в месяц, еще отчисляется НДФЛ 13% – 1 640,34 рубля и выходит чистый заработок в размере 10 977,66 рублей. При такой зарплате, не удивительно, что некоторые работодатели предлагают своим сотрудником «черную зарплату», ведь при таком раскладе все остаются довольны: предприятие не делает налоговых отчислений за заработную плату, а работник получает зарплату в «конверте» без НДФЛ. Да, не только высокие налоги на заработную плату влияют на уклонение физических и юридических лиц от уплаты налогов, но эта одна из причин проблемы взыскания налога, ведь именно такие махинации проверяют налоговые инспекции для выявления налоговой задолженности [6]. На данный момент на территории Липецкой области направлено более 110 тысяч требований об уплате задолженности по имущественным налогам на сумму около 320 млн рублей. В случае неуплаты, на налогоплательщиков будут наложены штрафные санкции: начисление пеней, удержание с заработной платы. Во избежание негативные последствий, липчанам следует своевременно уплачивать налоги. Сейчас же, весь мир постигла страшная эпидемия – COVID-19. В связи с этим на территории Российской Федерации в период с 30.03.2020 года по 05.04.2020 года и до конца апреля 2020 года в ряде регионов (в частности Липецкая область), на основании динамики распространения коронавирусной инфекции, действует карантин. Данная ситуация значительно повлияла на ухудшение финансового состояния предприятий, усугубила и так довольно плачевную ситуацию налоговых сборов, увеличился рост по налоговым задолженностям. Из-за введения карантина заметно снизилась деловая и потребительская активность. По поручениям Президента и Правительства Российской Федерации, с целью проведения мер по поддержке налогоплательщиков применение мер взыскания приостанавливается до 1 мая 2020 года: 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 – для налогоплательщиков, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; – для налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма и авиаперевозок; – для субъектов предпринимательства, работающих в сферах физической культуры, спорта, искусства, культуры и кинематографии. – иные отрасли, находящихся в перечне таких отраслей утверждённом Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики, наиболее пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки. Такая поддержка налогоплательщиков, по сути, должна положительно сказаться на их финансовом благополучии, но и тут есть свои «подводные камни». Введение карантина резко приостановило деятельность организаций, особенно это повлияло на частный бизнес. На территории города Липецка закрылись учебные заведения, магазины (кроме продовольственных), салоны красоты и другие предприятия, обеспечивающие не только людей, которые они обслуживали, но и непосредственно своих сотрудников. По указу Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» [2] уход на карантин сохраняет за работниками их заработные платы. Опять же, никакому работодателю не выгодно сажать своих людей дома и еще платить им за это деньги, поэтому в добровольно- принудительном порядке сотрудники написали заявления на отпуск без содержания. Такая ситуация не скажется положительно на их кошельке, но и терять работу, которая продолжится после карантина, не вариант. Все проанализированные выше факторы злокачественно повлияют на взыскание налоговых задолженностей. Во-первых, отсрочка налоговых выплат повлечет за собой их накопление, хоть и не будут осуществляться начисление 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 пеней. Во-вторых, усложниться сама процедура взыскания налоговой задолженности, увеличиться количество документов для предоставления в Налоговые инспекции [1]. Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая задолженность отрицательно влияет на консолидированный бюджет и следует принять все меры в развитии системы ее взыскания [7]. Важность реализации таких мер состоит как в привлечении доходной части бюджетов всех уровней, так и в целесообразности выявления причин образования и социально-экономических последствий сохранения размеров и роста налоговой задолженности. К сожалению, на сегодняшний день у Федеральной налоговой службы нет однозначных методов по противостоянию с налоговой задолженностью. Ей необходимо проанализировать реальную платежеспособность налогоплательщика для погашения имеющейся задолженности. Государство должно создать такие условия для налогоплательщиков, которые бы интенсифицировали их уплачивать налоги и не повлекли бы за собой ущерба для самого государству. Как следствие, упростится система взыскания налоговых задолженностей. Список литературы: 1. Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Васильева Е.Г. Новые инструменты взыскания налоговой задолженности предприятий с конечных бенефициаров в России // Современная научная модель. 2018. № 5. С. 233-240. 4. Матюшин А.А. Актуальные проблемы взыскания налоговой задолженности // Молодой ученый. 2018. № 48 (234). С. 402-404. 8 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 5. Низамова А.А., Конвисарова Е.В. Проблемы взыскания недоимок по налогам и сборам // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-6. С. 1171-1177. 6. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2018. 472 с. 7. Польская Г.А. Теоретические аспекты управления налоговой системой на современном этапе // Таврический научный обозреватель, 2017. № 11-2. С. 16- 20. 8. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 01.04.2020) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 9 https://tribune-scientists.ru