- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2020"
Автор(ы) статьи: Асташкина М.А.
PDF файл статьиУДК 372.881.111.1 Асташкина Мария Александровна студентка магистратуры факультет иностранных языков Государственный гуманитарно-технологический университет Россия, г. Орехово-Зуево e-mail: fhry.95@mail.ru ПРОБЛЕМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Аннотация: В статье рассматривается проблема поддержания мотивации при обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе. Автор рассматривает возможные причины снижения мотивирующего потенциала у учащихся. В работе представлены рекомендации по повышению мотивации. Ключевые слова: мотивация, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, адаптация, контроль. Astashkina Maria Alexandrovna master student faculty of foreign languages The State University of Humanities and Technologies, Russia, Orechovo-Zuevo THE PROBLEMS OF SUPPORTING STUDENTS’ MOTIVATION IN LEARNING FOREIGN LANGUAGES OF GENERAL SCHOOL- EDUCATION Abstract: The article deals with the problem of supporting motivation in learning foreign languages in general school-education. The author considers available reasons of students’ motivation falling. The article provides the reader with some recommendation in motivation rising. Key words: motivation, external motivation, internal motivation, adaptation, control. Иностранный язык, в частности английский, играет важную роль в нашей жизни. Он является одним из главных средств достижения цели: престижная работа, путешествие или жизнь за границей, доступ к пониманию массовой культуры других стран и т.д. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 Во 2 классе общеобразовательной школы учащиеся знакомятся с предметом «Иностранный язык». Для каждого учащегося этот предмет новый и они с интересом относятся к нему, поэтому в этот период пробудить мотивацию намного проще. Во 2 классе дети имеют как внешнюю (влияние со стороны родителей) так и внутреннюю (хорошо учиться ради самоудовлетворения) мотивацию [1, с. 33]. Так или иначе, завлечь детей новым для них предметом будет вполне реально. На среднем этапе обучения ситуация неоднозначная. Учащиеся переходят на новый этап, наступает процесс адаптации. Они привыкли видеть одного учителя, который преподавал практически все предметы, но в новой школе они сталкиваются с учителями-предметниками и с новой кабинетной системой. Предметов становятся больше, они усложняются. Очень важно в этот период оказать помощь учащимся, так как они претерпевают глобальный для них процесс. Необходимо в этот момент «поймать» внимание детей и настроить их на работу. Ближе к 9 классу ситуация становится еще сложнее. Многие учащиеся принимают решение после 9 класса поступать в колледжи и техникумы, соответственно, они знают, какие предметы будут сдавать в качестве государственной итоговой аттестации. На данном этапе требуется упорная работа над мотивацией. В 10-11 классах учащиеся осознанно делают выбор, они собираются поступать в высшие учебные заведения. Старшеклассники выбрали нужные им предметы и упорно готовятся. Как правило, каждый год определённый процент учащихся сдают английский язык в качестве ЕГЭ. Перечислим причины снижения мотивации в процессе обучения иностранному языку: 1) Отсутствие необходимости знать предмет. Многие учащиеся не заинтересованы изучать иностранный язык, так как не собираются жить в Америке или Англии. Они не читают классику и не смотрят фильмы на ИЯ. Многие уже выбрали будущую профессию, и считают, что нет смысла «тратить силы» на изучение ненужной дисциплины. Учителю в данном случае сложно 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 убедить и мотивировать старшеклассников. В данном случае самое главное – оказаться вовремя рядом и донести необходимость приобретения знаний в этой области. Если школьник получит главный ответ на свой вопрос «Зачем?», он сможет пробудить в себе внутреннюю мотивацию для достижения успешных результатов [2, с. 13]. 2) Субъективное отношение учителя к ученику и, наоборот. Очень часто можно наблюдать ситуации, при которых ученик стабильно не готов к уроку, потому что ему не нравится учитель, и даже, наоборот, когда учитель, пользуясь своим положением, принципиально необъективно оценивает работу учащихся. Чтобы избежать подобных перекосов, необходимо перестроиться на партнерские отношения: задача учителя состоит в том, чтобы мотивировать учащихся к активной познавательной деятельности в атмосфере доверия и доброжелательности. 3) Непонимание учебного предмета. Иностранный язык – специфический предмет, особенно английский, так как он является аналитическим языком, в отличие от русского, являющегося синтетическим, и поэтому у учащегося не всегда есть возможность опереться на родной язык. По многим аспектам и параметрам русский и английский язык не сходятся. 4) Недостаток или переизбыток похвалы. Помимо оценок ребенку важно увидеть реакцию близких на его успехи и неудачи. Похвала и поощрения должны быть понятны и предметны, у учащегося должно возникнуть понимание, за что конкретно его хвалят. Но не стоит переусердствовать: похвала за каждое простое действие не формирует представлений о том, в чём конкретно школьник успешен и может стать причиной снижения мотивации (в том числе внешней). 5) Переизбыток или недостаток контроля со стороны родителей. В школьном возрасте ребенок нуждается в родительском контроле (проверка домашнего задания, контроль над его выполнением, планирование учебного времени), что изначально является внешней мотивацией к обучению. Связано это в первую очередь с тем, что самостоятельные навыки для обучения у ребёнка 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 еще до конца не выработаны (как искать информацию, как ее структурировать и запоминать, в какое время лучше делать уроки, когда лучше сделать перерыв и т.д.). Их необходимо осваивать совместно. С каждым годом учащийся становится всё более самостоятельным: хорошо учится, делает сам домашнюю работу, самостоятельно планирует время и др. По мере развития ребенка контроль нужно постепенно сокращать и сводить до минимума. Это повышает самоорганизацию учащегося и чувство внутренней мотивации [3, с. 33]. Это утверждение похоже на первые самостоятельные шаги ребенка. В самом начале ему нужна помощь и опора на родителя, далее ребенок справляется сам. 6) Разное мнение об обучении у взрослых. Родителям и всем взрослым, окружающим ребенка, необходимо договориться об одинаковой степени важности школьной отметки для самого ребёнка. Представим ситуацию, где папа утверждает, что английский язык нужно изучать углублённо, чтобы получить в будущем хорошую работу; маме достаточно получить хорошую оценку; бабушке этот предмет совсем безразличен. Если школьник сталкивается с тем, что при выполнении одной и той же задачи все предъявляют к нему разные требования, ему тяжело понять, что именно нужно делать, что снижает мотивацию к обучению и повышает вероятность того, что он будет выбирать самый легкий путь. Исходя из выше перечисленных основных причин отсутствия или снижения мотивации учащихся к изучению иностранного языка, можно сказать, что формирование и поддержание мотивации к учению представляется достаточно трудной задачей, так как требует со стороны учителя применения постоянных усилий и поиска различных способов ее сохранения [2, с. 174]. Это большой труд со стороны родителей, ведь именно семья может вовремя поддержать ребёнка и направить его усилия в правильном русле. Список литературы: 1. Денисова И.В. Как повысить мотивацию у обучающихся к изучению английского языка // Заметки ученого. 2016. № 3(9). С. 31-34. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 2. Котова Е.Г., Юсупова Т.Г., Линева Е.А., Савельева Е.Б. Игра как способ повышения мотивации младших школьников к изучению иностранного языка. Пенза МЦНС «Наука и просвещение», 2019. С.169-175 3. Макоивец Е.А. Проблема снижения мотивации к изучению английского языка и возможные пути ее решения // Актуальные проблемы современного иноязычного образования. 2016. № 4. С. 12-20. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 5 https://tribune-scientists.ru