- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ УКЛОНЕНИЮ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2020"
Автор(ы) статьи: Игонина Е.О.
PDF файл статьиУДК 343.791 Игонина Елена Олеговна следователь, следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Россия, г. Ханты-Мансийск e-mail: elena_lovely@list.ru СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ УКЛОНЕНИЮ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ Аннотация: В статье рассмотрены теоретические и практические особенности борьбы с уклонением от уплаты налогов. Статья посвящена анализу способов преступного уклонения от уплаты налогов. Проанализировав следственную и судебную практику автор квалифицирует схемы уклонения от уплаты налогов на категории. Для эффективной борьбы с уклонением от уплаты налогов важно выявить причины ухода от налогообложения. В статье выявлены основные методы борьбы с уклонением от уплаты налогов. Ключевые слова: налоги, уклонение от уплаты налогов, налоговая система, методы уклонения от уплаты налогов, методы борьбы с уклонением от уплаты налогов, уголовный кодекс. Igonina Elena Olegovna сrime investigator, investigative Department of the Investigative Committee Russian Federation on Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugr Russia, Khanty-Mansiysk IMPROVEMENTS OF TAX EVASION PREVENTION MEASURES Abstract: The article describes the theoretical and practical features of the struggle against tax evasion. The article analyzes the methods of criminal tax. In order for the fight against tax evasion to be maximally effective, it is important to determine the reasons for avoiding taxation, as well as methods to combat this phenomenon, which is the purpose of the study. The main methods of combating tax evasion were identified. Key words: taxes, tax evasion, tax system, methods of evasion, methods of combating tax evasion, Criminal Code. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 Уклонение от уплаты налогов – явление, объективно существующее в любой стране мира, которое будет существовать даже при наиболее льготных экономических условиях. Уклонение от уплаты налогов представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно избегает уплаты налога. Уменьшение налоговых выплат осуществляется посредством совершения налогоплательщиком налоговых правонарушений или преступлений. Это наносит прямой ущерб бюджету, ведя к сокращению его доходной части, приводит к сокращению различных социальных программ, проблемам со своевременной выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы и другим негативным последствиям. Следственный комитет остро и оперативно реагирует на все сообщения, позволяющие предполагать совершение нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступлений [3]. По каждому факту преступного поведения налогоплательщиков незамедлительно проводится поверка и уголовно – правовыми мерами восстанавливается справедливость. Рассмотрим эффективность работы Следственного комитета на примере следственного управления по ХМАО-Югре. В ХМАО-Югре в 2017 году направлено в суд с обвинительным заключением 17 дел о налоговых преступлениях, прекращено 29 уголовных дела, возмещен ущерб на суму 683 117 рублей и на 111 556 рублей наложен арест на имущество обвиняемых. В 2018 году направлено в суд с обвинительным заключением 18 дел о налоговых преступлениях, прекращено 29 уголовных дела, возмещен ущерб на суму 558 453 рублей и на 142 383 рублей наложен арест на имущество обвиняемых. В 2019 году направлено в суд с обвинительным заключением 11 дел о налоговых преступлениях, прекращено 19 уголовных дела, возмещен ущерб на суму 697 938 рублей и на 142 066 рублей наложен арест на имущество обвиняемых. Так в период с 2017 года по 2019 год следственное управление добилось положительных результатов в противодействии налоговым преступлениям. Деятельность по возмещению ущерба, причиненного налоговым преступлением 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 бюджетной системе России, является приоритетной деятельностью всех правоохранительных органов. Анализ актуальной следственной и судебной практики позволяет условно квалифицировать схемы уклонения от уплаты налогов на следующие наиболее распространенные категории. 1. Применение фиктивных сделок. Целью данной схемы является увеличение стоимости приобретаемого товара или оказываемой услуги путем завышения расходной части. Применительно к данной схеме можно говорить и об искусственном занижении доходной части налогоплательщика путем реализации товара по заниженной стоимости. Как правило, подобные фиктивные сделки заключаются недобросовестным налогоплательщиком с фирмами- однодневками. В большинстве случаев фирмы-однодневки регистрируются на потерянные паспорта, паспорта лиц ведущих аморальный образ жизни или умерших [4]. Основной признак «фирм-однодневок» нулевая отчетность либо отчетность с мизерными показателями. 2. Необоснованное применение льготных налоговых ставок (налоговых льгот), например, фиктивное привлечение в качестве подрядчика организации инвалидов. Конечной целью привлечения в качестве подрядчика организации инвалидов является уклонение от начисления налога на добавленную стоимость (статья 149 Налогового кодекса Российской Федерации – далее НК РФ [1]). На практике выявление подобной схемы уклонения не представляет какой-то сложности для налоговых и правоохранительных органов и раскрывается путем доказывания, что работы по договору не выполнялись сотрудниками общественной организации инвалидов. 3. Дробление бизнеса. Распространенной схемой неправомерного снижения налоговой нагрузки является дробление торговых площадей, когда продавцы малых торговых точек регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей, но при этом реализуют продукцию от единого поставщика, 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 применяя при этом систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности [5, с. 87]. 4. Искажение объекта налогообложения, например, занижение объема (стоимости) реализованной продукции, работ, услуг. В большинстве случаев в документации организации все записи, касающиеся продукции, работ услуг, а именно: род и наименование товара, реквизиты покупателя и т.д., составлены верно, различие имеется лишь в объеме либо стоимости продукции, отраженной в счетах бухгалтерского учета [6]. 5. Фальсификация отчетных данных, то есть умышленное искажение данных статей баланса, с целью завышения или занижения финансового результата, а также улучшения (ухудшения) уровня рентабельности. 6. Сокращение налоговой базы, например, уменьшение налогоплательщиком в заявительных документах для уплаты единого налога на вмененный доход такого показателя как «общая площадь, используемая в хозяйственной деятельности». 7. Уклонение от уплаты налогов, совершаемое посредством Интернет- ресурсов, позволяющее вывести из-под налогообложения финансовые потоки, например, сокрытие или фальсификация электронных трансакций [7, с. 337]. Следственный комитет ведет комплексную работу по борьбе с налоговыми преступлениями. Законодатель предусматривает несколько возможных вариаций проведения процессуальной проверки следователями Следственного комитета: по инициативе налоговых органов и по инициативе следователей Следственного комитета. Действующим законодательством предусмотрена обязанность налоговых органов в определенных случаях направлять имеющиеся у них материалы налоговых поверок в следственные органы для постановки вопроса о возбуждении уголовного дела. ФНС поручает территориальным органам, в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ, направлять материалы налоговой проверки с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов и сборов, с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов и сборов (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате), в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов и сборов, предусмотренных примечаниями к ст. 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации [2]. В связи с длительностью проведения налоговой проверки, которая может осуществляться в течение 6 месяцев до передачи ее следователям Следственного комитета РФ для принятия решения о возбуждении уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела, имущество недобросовестного налогоплательщика может быть выведено из организации, с целью объявления процедуры банкротства и невозможностью возмещения причиненного государству ущерба. В данной статье, в целях эффективной реализации полномочий контролирующих органов по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации, предлагается внести изменения в современный механизм противодействия уклонению от уплаты налогов, который бы сократил временной промежуток налоговой и процессуальной следственной проверки. Это позволит заблаговременно спрогнозировать результат проверки и конечное решение (возбуждение уголовного дела или отказ в возбуждении уголовного дела). Данное обстоятельство будет способствовать скорейшему изъятию похищенного имущества и денежных средств, а также кратчайшему наложению ареста на них в ходе предварительного следствия, что позволит возместить причиненный ущерб в региональный бюджет. Длительность периода от налоговой проверки по инициативе налоговых органов до судебного разбирательства составит не более 9 месяцев. Успех расследования налогового преступления, возмещение причиненного ущерба государству, прежде всего, зависит от первоначального 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 этапа, их выявления, закрепления доказательств, в том числе, полученных в результате налоговой проверки. С целью реализации модели взаимодействия налоговых и правоохранительных органов необходимо внести изменения в соответствующие законодательные акты: 1. Внести соответствующие поправки в Федеральный закон от 28.12.2010г. № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", а именно в ст. 9 внести поправку в виде п. 3, которая будет являться бланкетной нормой, то есть нормой права, не содержащей определенного правила поведения, а предоставляющей полномочным государственным органам, право самостоятельно устанавливать правила поведения, запреты. "Статья 9. Участие Следственного комитета в координации деятельности по борьбе с налоговой преступностью. п. 3 Следственный комитет при раскрытии и расследовании налоговых преступлений взаимодействует с налоговыми органами, в том числе при проведении налоговых проверок, порядок взаимодействия регламентируется совместными приказами. 2. Внести поправки в приказ Генпрокуратуры России N 286, ФНС России ММВ-7-2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015 "Об утверждении Инструкции по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями", а именно в п. 6. Текст данного пункта изложить в следующей редакции: «Территориальными органами ФНС России при назначении выездной налоговой проверки, а также в ходе ее проведения при выявлении признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущего уголовную ответственность, направляется мотивированный запрос об участии в выездной (повторной выездной) налоговой проверке сотрудников территориальных органов МВД 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 России, а также территориальных органов сотрудников Следственного комитета России». 3. Внести поправку в инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденную приказом Генпрокуратуры России № 286, ФНС России ММВ-7- 2/232@, МВД России, СК России от 08.06.2015г., а именно в порядок взаимодействия правоохранительных и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок. Изложить п. 6 в следующей редакции: «п. 6. Территориальными органами ФНС России при назначении выездной налоговой проверки, а также в ходе ее проведения при выявлении признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущего уголовную ответственность, направляется мотивированный запрос об участии в выездной (повторной выездной) налоговой проверке сотрудников территориальных органов МВД России, территориальных органов СК России». Вышеуказанные изменения законодательства позволят сотрудникам Следственного комитета участвовать вместе с налоговыми органами в проводимых ими выездных налоговых проверках и как результат совместного взаимодействия: сократится временной промежуток налоговой и процессуальной следственной проверки, что в свою очередь сократит срок предварительного следствия и срок наложения ареста на имущество виновного, что позволит возместить причиненный ущерб в бюджет в короткие сроки. Так для достижения оптимальных показателей работы правоохранительных органов по борьбе с уклонением от уплаты налогов целесообразно проведение ряда мероприятий, а именно внесение изменений в законодательство, которые позволят улучшить механизм противодействия уклонению от уплаты налогов, а также сократить временные сроки налоговой и процессуальной проверки, что в свою очередь будет способствовать 7 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 эффективному возмещению причиненного налоговыми поступлениями ущерба в бюджет государства. Выявление налоговых махинаций и увеличение объемов, поступающих в государственную казну платежей, раскрытие налоговых преступлений представляется более эффективным при тесном взаимодействии налоговых органов и органов следствия. Список литературы: 1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ: (ред. от 01.03.2012) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Абрамов М.Д. Налоговая система и модернизация России // Россия современный мир. 2016. № 4. С. 79-91. 4. Боброва А.В. Проблемы применения комплексных схем оптимизации налогов // Финансы и кредит. 2015. № 8 С. 43-50. 5. Богданова Е.П. Налоги и налогообложения в Российской Федерации. М.: МФПА, 2016. 432 с. 6. Домовец С.С. Особенности расследования уклонения от уплаты налогов строительными организациями: дис…канд. юр. наук. Волгоград, 2016. 217 с. 7. Жарова Е.Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 336- 339. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 8 https://tribune-scientists.ru