- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2020"
Автор(ы) статьи: Каирбекова Ф.К.
PDF файл статьиУДК 342.6 Каирбекова Фатима Каирбековна студентка 3 курса магистратуры, кафедра государственно-правовые и финансово-правовые дисциплины, Московский финансово-юридический университет Россия, г. Москва e-mail: Fat-Kair@mail.ru СИСТЕМА И СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье рассмотрены вопросы соотношения понятий «система» и «структура» органов исполнительной власти в Российской Федерации. Представлена развернутая структура органов исполнительной власти РФ. Ключевые слова: система, структура, органы исполнительной власти, Министерство, Правительство. Kairbekova Fatima Kairbekovna 3d year master studen , Department of state-legal and financial-legal disciplines, Moscow University of Finance and law, Russia, Moscow SYSTEM AND STRUCRURE OF FADERAL EXECUTIVE BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article discusses the relationship between the concepts of "system" and "structure" of executive authorities in the Russian Federation. The detailed structure of the executive authorities of the Russian Federation is presented. Keywords: system, structure, federal bodies of executive power, Ministry, Government. Система и структура органов исполнительной власти РФ прежде всего, состоит в том, что в особой важности этого элемента политического и в целом государственного взаимодействия не только внутри страны, но и при защите интересов государства на международном уровне. Принятие Конституции РФ 1993 г. [1] и конкретизирующих ее законодательных актов Российской Федерации не позволило сразу сформировать в 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 стране действенный механизм реализации управленческих функций в условиях разделения властей. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации представляет собой - совокупность органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Система органов исполнительной власти имеет вертикальную и горизонтальные уровни, а также оперативное управление общественными процессами. Структура федеральных органов исполнительной власти РФ - это перечень всех федеральных органов исполнительной власти РФ [2]. Соотношение понятий общефилософского и юридического аспектов «система» и «структура» в юридической литературе не проводятся. Недостаток данных определений состоит в том, что они даются в отрыве от общефилософских понятий «система» и «структура». В общефилософском смысле под «системой» принято понимать - объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места [3]. Анализируя определения, даваемые в философских словарях, можно сделать вывод, что система – это объективное единство закономерно связанных между собой предметов и явлений. Путем установления существенных связей обеспечивается единство системы. Наиболее существенными являются взаимосвязи, которые складываются между частью и целым, затем выделяют менее существенные связи между частями и потом уже связи внутри них. Структура представляет - способ связи внутренних связей и отношений системы. Функциональную деятельность системы, характер взаимодействия и линию ее поведения определяет структура. Характер взаимодействия сторон и свойств, форму расположения элементов и характер отражает структура. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 Структура системы позволяет сформулировать на основе принципов целое, состоящее из структурных частей, а также определить место каждого звена в структуре, интегрировать их в систему. Из приведенных выше определений можно сделать первый вывод: понятия «система» и «структура» ее элементов обеспечивают целостность и целенаправленность системы. Обеспечить устойчивое взаимодействие элементов в рамках единой системы невозможно без установления соподчиненности между ними по «вертикали» и «горизонтали» на основе отношений координации, власти – подчинения, согласования деятельности всех звеньев системы вокруг общей цели. Второй вывод состоит в том, что система и структура органа власти не может существовать раздельно друг от друга. Система органа всегда имеет внутреннее устройство, построение, структура в свою очередь не может существует вне системы. В Конституции Российской Федерации используются такие понятия, как единство системы государственной власти (ст.5); система федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.71); система органов государственной власти и местного самоуправления (ст.72); единая система исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77). Также следует отметить, что одновременно дважды упоминается понятие «структура» - структура федеральных органов исполнительной власти РФ (ст.112); структура органов местного самоуправления (ст.131). В нормативных актах Российской Федерации, в концепциях административной реформы государственной власти все чаще можно встретить понятия «Система» и «Структура». Разработка эффективных систем и структур управления неизбежно требует углубленного анализа сущностных связей в организации и деятельности органов власти. Без такого анализа нельзя, очевидно, намечать правильные пути рационализации этих органов. Понятия «система» и «структура», закрепляемые в юридических нормативных актах, становятся обязательными для практического применения, что повышает требования к четкости определения этих понятий. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 В условиях федеративного устройства Российского государства формируются и развиваются различные взаимодействующие между собой системы законодательной, исполнительной и судебной власти в связи с этим возникает дополнительная сложность [4]. Правовые проблемы совершенствования этих систем приобретают первостепенное значение. Проводя анализ президентских указов о совершенствовании системы и структуры федеральных органов исполнительной власти РФ можно сделать ряд выводов о некоторых тенденциях развития этого процесса. Раскрывается все многообразие взаимодействия элементов системы этих органов, что позволяет от общих рассуждений о понятиях «система» и «структура» переходить к рассмотрению конкретных правовых взаимосвязей, и прежде всего системообразующих, обеспечивающих целостность органов и их систем – необходимого условия относительно обособленного функционирования и развития. О системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в Конституции РФ сказано, что ее установление находится в «ведении Российской Федерации» но Конституция Российской Федерации конкретно не указывает, к компетенции какого из федеральных органов государственной власти РФ относятся вопросы «ведения Российской Федерации», а, следовательно, и установление системы федеральных органов исполнительной власти. О структуре федеральных органов исполнительной власти в Конституции РФ говорится, что предложения в отношении нее представляются для утверждения Президенту Российской Федерации Председателем Правительства Российской Федерации. Анализ российского законодательства свидетельствует, что в практике государственного строительства РФ при использовании понятий «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти в содержание этих понятий вкладывается соотношение родовой и видовой категорий. «Система» органов исполнительной власти включает в себя перечень родовых наименований специализированных органов исполнительной власти. Например, применяющиеся в истории государственного развития России понятия: 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 «министерство», «государственный комитет», «федеральная служба», «федеральная комиссия», «ведомство», «федеральное агентство», это родовые категории, которые отражают различные организационно-правовые формы построения специализированных центральных исполнительных органов государственной власти Российской Федерации. «Структуру» органов исполнительной власти в Российской Федерации образуют специализированные органы исполнительной власти, которые можно выделить по критерию их видового разнообразия в пределах одной организационно-правовой формы построения системы и одной родовой принадлежности. Например, к разряду «министерство» относятся все виды специализированных органов исполнительной власти этого рода: министерство внутренних дел, министерство иностранных дел, министерство обороны, и т.д. Подводя итог всему выше изложенному можно сделать вывод, что система и структура органов исполнительной власти в Российской Федерации за прошедшие десятилетия претерпевала неоднократные изменения. В целях формирования эффективной «модели», повышения качества и эффективности организации государственного управления путем образования новых федеральных органов исполнительной власти их преобразования, переименования, установления иной подведомственности и передачи некоторых функций упраздненных федеральных органов исполнительной власти иным органам исполнительной власти. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 2. Указ Президента РФ от 15.05.2018 № 215 (ред. от 21.01.2020) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 3. Вишняков В.Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теория и практика // Журнал российского права. 2006. № 8. С. 67-83. 4. Овсепян Ж.И. Система высших органов государственной власти в России. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2006. 591 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 6 https://tribune-scientists.ru