- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ В ДЕТСКОМ САДУ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2020"
Автор(ы) статьи: Кутукова М.И.
PDF файл статьиУДК 159.9 Кутукова Марина Иннокентьевна, студент 5 курса, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова Россия, г. Якутск e-mail: kutmar2013@mail.ru Научный руководитель: Антонова Венера Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова Россия, г. Якутск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОВЗ В ДЕТСКОМ САДУ Аннотация: Трудности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья с точки зрения нейропсихологии тесно связаны с проблемами современной логопедии. Грамотное использование нейропсихологического подхода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ помогает справиться с имеющимися у них нарушениями развития, способствует укреплению их здоровья; решает задачи подготовки дошкольников к обучению в школе и социальной адаптации. Ключевые слова: нейропсихологический подход, прием и метод замещающего онтогенеза, дети с ограниченными возможностями здоровья, дизонтогенез. Kutukova Marina Innokentievna, 5 year student Northeast Federal University named after M.K. Ammosova Russia, Yakutsk Scientific adviser: Antonova Venera Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor Northeast Federal University named after M.K. Ammosova Russia, Yakutsk USE OF METHODS AND METHODS OF NEUROPSYOLOGY FOR HELD CHILDREN IN KINDERGARTEN Abstract: Difficulties in teaching children with disabilities from the point of view of neuropsychology are closely related to the problems of modern speech therapy. The competent use of the neuropsychological approach in the correctional and developmental work with children with THR helps to cope with their developmental 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 disabilities, helps to strengthen their health; solves the problems of preparing preschoolers for learning at school and social adaptation. Key words: neuropsychological approach, method and method of replacement ontogenesis, children with disabilities, dysontogenesis Одним из актуальных направлений в психолого-педагогическом сопровождении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является междисциплинарный подход к проблеме обеспечения качества их обучения и воспитания. Для создания оптимальных условий коррекционно-образовательной работы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом Российской Федерации педагогам необходимо вспомнить научные знания о формировании мозговой организации психических процессов и базовых закономерностях детской нейропсихологии. В МБДОУ ЦРР д/с №11 «Сулусчаан» с. Намцы функционирует пять групп, специальной группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья нет. Но есть дети с ОВЗ. В основном первичное в структуре дефекта нарушение речи. Оно оказывает негативное влияние и на развитии сенсорной, интеллектуальной и эмоционально -волевой сферы. Такие дети с трудом удерживают в памяти сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Отставание в развитии двигательной сферы детей с ОВЗ характеризуется снижением скорости и ловкости выполнения движений, недостаточной координацией во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой и артикуляторной; воспроизведение двигательного задания затруднено по пространственно-временным параметрам, нарушена последовательность элементов действия, опускаются его составные части и так далее. Особенно затруднено выполнение движений по словесной многоступенчатой инструкции (очень часто нарушается последовательность, опускаются составные частей серии движений, отсутствует самоконтроль при выполнении задания). Следовательно, детям с тяжелыми нарушениями речи необходимо специальное обучение для стимуляции развития, для созревания зон 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 мозга, ответственных за двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память и эмоции. Педагоги детского сада, участвующие в коррекционно-развивающем процессе, реализуют адаптированную важнейшую образовательную программу для детей с ОВЗ. В своей работе я применяю нейропсихологический подход коррекции речевых и сопутствующих нарушений, где включены игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия, динамического (кинетического) и кинестетического праксиса, зрительного, слухового и пространственного восприятия, зрительной памяти и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, мышления. Игры и упражнения используются всеми участниками коррекционно-образовательного процесса в течение дня: в групповых, подгруппповых и индивидуальных формах работы. Одним из ведущих методов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является метод замещающего онтогенеза, направленный на развитие психических функций с учетом их онтогенеза, учитывая единство развития моторной, интеллектуальной и эмоционально волевой сфер. Использование метода замещающего онтогенеза в коррекционно- развивающей работе позволяет активизировать энергетический потенциал ребёнка с ОВЗ для преодоления речевых и интеллектуальных расстройств, а также оптимизировать работу остальных участников образовательного процесса: педагогов и родителей [1, c. 104]. В работах многих учёных отмечается, что дизонтогенез (нарушение развития) всегда связан со сбоем межполушарного рассогласованности, состоящим из трёх уровней организации. Дефицит, сбойна любом из трех уровней воссоздается на двигательной сфере ребенка -подчёркивают авторы. В 3-4 года в онтогенезе возникает дифференциация корковых отделов двигательного анализатора; именно на этом этапе развития ребёнка в норме возникает связь движений и речи, фиксируется функциональный приоритет лобных отделов полушария [2, c. 247]. 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 Начиная с этого возраста, актуально и своевременно начинать развивать высшие психические функции (ВПФ) детей с ОВЗ в целом, детей с ОВЗ, в частности, путем воздействия на сенсомоторный уровень, применяя метод замещающего онтогенеза. При этом должны решаться следующие приоритетные задачи: - Формирование у ребенка осевых (телесных, органных, оптико- пространственных) вертикальных и горизонтальных сенсомоторных взаимодействий. Подобными являются, например, язык - глаза, руки – ноги - дыхательная система, суставно-мышечная - дыхательная системы и т.п. Формируемое на этом уровне сенсомоторное обеспечение всех психических функций с необходимостью, в силу единства мозговой организации, активирует общий энергетический, эмоциональный и тонический статус, гармонизирует нервно-соединительнотканные взаимодействия [3, c. 148]. - Формирование у ребенка оптимального для него уровня произвольной саморегуляции. А поскольку произвольная саморегуляция человека прямо зависит от обобщающей и смыслообразующей функции речи, способности к порядку самостоятельного продуктивного речевого акта, интеллектуальных процессов, завершающий этап метода замещающего онтогенеза акцентирует автоматизацию именно этих форм психической деятельности [3, c. 148]. Я думаю, что нейропсихологический подход помогает преодолению и коррекции встречающихся у детей с ОВЗ нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных и способствует созданию базы для эффективного преодоления тяжелого нарушения речи. Список литературы: 1. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебно-методическое, пособие. М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2005. 104 с. 2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста: Учебное пособие. М.: Генезис, 2005. 247 с. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 3. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 148 с Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2020 5 https://tribune-scientists.ru