- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Статья опубликована в журнале за "Март 2020"
Автор(ы) статьи: Мартынова Е.Н.
PDF файл статьиУДК 331.108.2. Мартынова Елена Николаевна студентка 1 курса магистратуры, факультет управления и права Поволжский государственный технологический университет, Россия, г. Йошкар-Ола e-mail: noehl-vehjs@yandex.ru Научный руководитель: Прядёхина В.Г., доцент Поволжский государственный технологический университет, Россия, г. Йошкар-Ола СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Аннотация: В статье анализируются научные подходы к формированию мотивации в системе управления персоналом, акцентируются процессуальные, содержательные, социальные концепции. Отражаются основы разработки и недостатки системы стимулирующей поддержки мотивации труда, выбора методов мотивации и стимулирования персонала. Ключевые слова: мотивация, управление персоналом, здравоохранение, материальное и нематериальное стимулирование, компенсация затрат, баланс труда и оплаты. Martynova Elena Nikolaevna 1st year master student, faculty of Management and Law Volga State University of Technology, Russia, Yoshkar-Ola Scientific adviser: Priadehina V.G.., associate professor Volga State University of Technology, Russia, Yoshkar-Ola IMPROVEMENT OF HEALTH CARE MANAGEMENT SYSTEM Abstract: The article analyzes the scientific approaches to the formation of motivation in the personnel management system. The focus is on procedural, substantive and social concepts. It reflects the basics of development and the shortcomings of the system of incentive support for labor motivation, the choice of methods of motivation and staff incentives. Key words: motivation, personnel management, healthcare, material and non- material incentives, cost compensation, balance of labor and pay. Для каждого государства ключевыми элементами национальной 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2020 устойчивости, социально-культурного и экономического развития являются показатели здоровья, продолжительности, качества и уровня жизни граждан. Отрасль здравоохранения как система оказания медицинской помощи, профилактики заболеваний и продления жизни напрямую влияет на население, трудовые ресурсы, на состояние экономики и формирование национального дохода [1]. В этой связи особенно важными и актуальными являют проблемы стимулирования и мотивации персонала в здравоохранении, которые рассматриваются и решаются в составе функций управления медицинской организацией, в управленческой политике при взаимодействии руководителей и персонала, специалистов, врачей и клиентов. Мотивация в основе своей является системой методов, управленческим процессом и условиями поиска рычага, инструмента, мотива или интереса, которые побуждают к активному поведению, эффективным и продуктивным действиям и достижению цели [2]. В системе здравоохранения важна мотивация не только врачей и среднего медицинского персонала, но и административно-управленческого персонала, на основе оценки поведения человека, интересов, потребностей, желаний, потенциалов, факторов принятия решений и действий. Множество теорий мотивации (традиционно- классических, процессуальных и содержательных, гигиенических, социальных, теории ожидания, справедливости, инициативы, обоснованного поведения) свидетельствует о сложности проблемы, продолжающихся изысканиях, поиске общих и специальных (персонализированных) подходов. Опираясь на разработки ученых, управленцы решают стратегические и оперативно-тактические задачи по активизации мотивации на основе сочетания реальных условий финансирования и направлений развития сферы здравоохранения [3]. Менеджменту в лечебно-профилактических учреждениях важно оценивать персональные реакции на условия, влияющие на поведение и лояльность ценных кадров (врачей, медсестер). В современных медицинских организациях обычно используют следующие стимулы, влияющие на мотивацию к труду (таблица 1). 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2020 Основы разработки системы стимулирующих выплат 1.Трудовая дисциплина и трудовые обязанности сотрудников, соответствие Кодексу профессиональной этики 2.Инновационная активность (использование разработок и участие в научных исследованиях) 3.Повышение квалификации и постоянная профессиональная переподготовка 4.Использование эффективных технологий при оказании услуг 5.Удовлетворенность клиентов качеством, набором, сочетанием и ассортиментом медицинских услуг Таблица 1 — Специфика системы мотивирования и стимулирования труда [4] Основы системы Недостатки системы материального стимулирования труда медицинских стимулирования работников 1. Положение об 1.Несбалансированность и установлении оплаты труда, необоснованность оклада, утвержденное являющегося основным компонентом системы оплаты труда Постановлением Правительства РФ от 05.09. 2008. № 583 2.Отсутствие или слабая связь 2 Примерные положения об компенсационных выплат, которые оплате труда работников федеральных и автономных являются пока частью зарплаты, с выполнением функций по работе в учреждений, утвержденные Минздравом РФ сверхурочное время 3.Стимулирующие выплаты слабо 3.Единые рекомендации по связаны с эффективностью работы, установлению на отличаются субъективностью и федеральном, региональном и местном уровнях системы непрозрачностью оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, утверждаемых ежегодно трехсторонней комиссией по соц-трудовым вопросам 4.Существенная разница в уровне 4.Мнения и рекомендации оплаты труда административно- выборных органов первичной профсоюзной организации управленческого персонала, врачей, медсестер, нянечек и других работников 5. Отсутствие оценки интенсивности и качества медицинской помощи и услуг Существуют различные стимулы, которые формируют систему мотивации в медицинской организации. В теории менеджмента выделяют две ключевые группы – экономические и неэкономические, материальные и социально- гигиенические [4, 5]. Как мы уже подчеркивали, управление мотивацией персонала сопряжено с индивидуальным подходом к сотрудникам и различным 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2020 группам работников по принципам дифференцированности, доступности, комплексности, сочетаемости моральных и материальных стимулов. Для медицинских работников процесс труда сопровождается высоким уровнем ответственности и стресса, в связи с чем индивидуальные особенности отношений между пациентом и врачом зависят от социально-психологической ситуации, от типа личности и психофизиологических особенностей участников [6]. Поэтому среда и отношения должны способствовать мотивации, причем и эффективная мотивация соответствующим образом должны сказываться на взаимосвязях и отношениях в медицинском учреждении. Основные направления материального, нематериального, информационно-правового и социально-психологического мотивирования приведены в таблице 2. Таблица 2 — Группы методов мотивации и стимулирования персонала Методы Мотивация труда Стимулы Материальная Направления мотивации обеспечения мотиваций кадрами 1. Методы 1. Ожидания А. Повышение 1.Определение 1. Ограничительно- материальной человеком по заработной реальной регулятивные и мотивации поводу платы (по потребности в административно- управленческие соотношения (денежные и кадрах, профессиональ неденежные «затраты труда но-карьерной повышение стимулы (замечания, методы) — результат», предупреждения, вертикали, с статуса врача, выстраивание расширением штрафы, пени, когда мотивация понижение, снижение личности государственной границ по премии, перенос возрастает ввиду горизонтали) программы и прямой отпуска на другой стратегии развития период времени, взаимосвязи между угроза увольнения) здравоохранения профессионально - трудовыми затратами и результатом труда 2.Устранение 2. Материальные 2.Ожидания в Б. Бонусы, отношении неденежные стимулы дисбаланса и премии, «результаты — (выгодная ипотека, дефицита кадров надбавки вознаграждение» питание за счет по территориям, регионам, проявляются в организации, путёвки уверенности в места лечения и учреждениям, личности в том, отдыха, ценные сервисным и клиническим подарки) что определенный элементами уровень помощи, 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2020 2. Методы нематериальн ой мотивации 3.Информаци онно- правовые методы 3. Моральные поощрения (благодарность, подчеркивание важности работника, почетная грамота, доска почёта) соотношение интенсивности врачей по труда влияет на специализации, возможность медработников получения им различных вознаграждения категорий В. 3.Повышение 3. Индивидуальн качества Привлекательнос ые подготовки ти ожидаемого вознаграждени специалистов на вознаграждения я за основе или поощрения приобретение тщательного по уровню навыков, отбора, удовлетворения нужных инновационного или специалистам, обучения, неудовлетворени пациентам и глубокой я человека от учреждению в проработки полученного им конкретный психолого- поощрения или момент социальных, вознаграждения профессиональны х и этических норм 4.Социально- Г. Гонорары на 4. Разработка 4. Ожидание психологичес основе критериев успеха и кие, многофакторно стимулирования справедливости этические, й (базовых, оценки культурно- категориальных, эмоциональн качества и компенсационных ые методы результативнос , стимулирующих, ти труда персональных) Следовательно, мотивация является системой методов, управленческим процессом и условиями поиска рычага, инструмента, мотива или интереса, которые побуждают персонал к активному поведению, эффективным и продуктивным действиям и достижению цели [7, 8]. Система управления мотивацией персонала предстает в виде целостной структуры, ориентированной на реализацию стратегии развития учреждения, включающей регламентированный набор процедур для формирования у работников настроения, желания, эмоционально-психологического состояния, лояльности и преданности, клиентоориентированности и ответственности по реализации сложных, но важных для государства, общества и каждого человека задач по 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2020 4. Стимулирование участием в управлении (полное и своевременное информирование сотрудников, участие в выработке управленческих решений) сохранению, поддержанию здоровья и жизнедеятельности граждан страны. Cписок литературы: Булегенов Т.А., Жунусов Е.Т., Брузати Л., Берикулы Д., Семенова Ю.М., Даулетьярова М.А. Меры мотивационного воздействия, применяемые для стимулирования труда медицинских работников. Обзор литературы // Наука и здравоохранение. 2018. Т. 20. № 6. С. 17-30. Глыбина А.А., Евдохина О.С. Методы мотивации и стимулирования труда в системе здравоохранения // Актуальные вопросы современной экономики. 2019. № 5. С. 525-530. Дэвис К.М., Пазухина Е.М. Финансовые, карьерные и профессиональные аспекты мотивации нового поколения врачей в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2019. № 1 (47). С. 110-132. Калмыкова Д.А., Солодова Е.П., Новоселова О.В. Современные проблемы материального стимулирования персонала медицинских учреждений // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2018. №2. С. 70- 74. Коростелев С.А., Белостоцкий А.В., Песенникова Е.В., Марченко С.Д., Большакова Е.В. Совершенствование мотивации медицинских работников // Дневник Казанской медицинской школы. 2018. № 3 (21). С. 47-51. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России: 2018-2024 гг. Что надо делать? // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. 2018. № 1. C. 9-16. Югай М.Т., Панкевич В.И. Роль неэкономических стимулов в системе мотивации медицинских работников государственных медицинских организаций // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2018. №3 (13). С. 62-78. Галяутдинов Р.Р. Процессуальные теории мотивации: краткий обзор. [Электронный ресурс] // URL: http://galyautdinov.ru/post/processualnye-teorii- motivacii (даты обращения: 19.03.2020 г.). 6 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 03/2020