- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2020"
Автор(ы) статьи: Солодова В.О.
PDF файл статьиУДК 336.01 Солодова Варвара Олеговна студентка 3 курса, факультет магистратуры и аспирантуры Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Саратов e-mail: varya.solodova@mail.ru ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Аннотация: Оборотный капитал - это средства компании, инвестируемые в текущие активы. Другими словами, это средства, необходимые для ведения бизнеса. Каждая компания имеет потребность в формировании оборотного капитала, так как с его помощью протекает финансовая, операционная и инвестиционная деятельность компании. Тому, как формируется оборотный капитал, посвящена данная статья. Основное внимание в работе уделено обобщению и систематизации теоретических аспектов по исследуемой проблеме. Ключевые слова: оборотный капитал, формирование оборотного капитала, стратегии формирования оборотного капитала. Solodova Varvara Olegovna 3rd year student, Faculty of Master's and Postgraduate Studies Saratov Social and Economic Institute named of G.V. Plehanov (REU) Russia, Saratov THEORETICAL BASIS FOR FORMING THE WORKING CAPITAL OF A COMMERCIAL ORGANIZATION Abstract: Working capital is the company’s funds invested in current assets. In other words, these are the tools needed to do business. Each company has a need to form working capital, as it carries out financial, operating and investment activities of the company. This article is devoted to how working capital is formed. The work focuses on generalizing and systematizing theoretical aspects on the problem under study. Keywords: working capital, formation of working capital, strategy of formation of working capital. Одно из самых важных и обязательных условий для производства и реализации продукции компанией является наличие оборотного капитала. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 Однако очень важно чтобы не только присутствовал оборотный капитал, но и имел четкую структуру. Большое значение имеет структурирование оборотного капитала на каждом этапе кругооборота [1]. В тех компаниях, которые были созданы не так давно, размер оборотных средств будет зависеть от направления деятельности, формы собственности, размеров и объемов планируемого выпуска. Оборотный капитал – средства, которые представляют собой долю имущества компании, которые используются для того чтобы обеспечить процесс производства, реализацию продукции и для того чтобы прирастить доходы с помощью вложения в инструменты финансового рынка. Оборотные средства – это доля текущих активов в денежном выражении, которая используется для текущей деятельности в каждом этапе операционного цикла. Особенностью оборотного капитала выступает то, что он авансируется в разные виды текущих затрат коммерческой организации. Цель данного авансирования состоит в том, чтобы создать необходимые материальные запасы незавершенного производства, готовой продукции и условий для ее дальнейшей реализации [2]. Источники формирования оборотного капитала в значительной степени определяют эффективность его использования. Установление оптимального соотношения между собственными и привлеченными средствами, обусловленного специфическими особенностями кругооборота в том или ином хозяйствующем субъекте, является важной задачей управляющей системы. Формирование имеет ряд особенностей и проходит в три этапа [3]: - изначально оборотный капитал формируется при образовании предприятия, основываясь на уставном капитале компании. То есть, оборотный капитал формируется из части уставного капитала и других поступлений, например паевых взносов. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 - в процессе производства необходимо поддерживать кругооборот оборотного капитала, то есть постоянно пополнять его исходя из продолжительности производственного и финансового цикла - также необходимо наращивать объемы оборотного капитала при увеличении объемов деятельности предприятия с помощью привлечения дополнительных инвестиций. Из этого следует, что оборотный капитал постоянно требует изменения его объемов, исходя из стадии развития компании. Необходимость пополнения оборотного капитала может быть вызвана как положительными, так и негативными изменениями. Например, к положительным можно отнести увеличение объемов производства, вызванное ростом спроса на продукцию компании, к негативным можно отнести рост цен на материалы, энергоресурсы, повышение налогового бремени, инфляция, ухудшение взаимоотношений с партнерами, что может привести к увеличению дебиторской и кредиторской задолженности, что в свою очередь приведет к замедлению оборачиваемости оборотного капитала. Источники увеличения оборотного капитала в действующих компаниях буду зависеть от результатов деятельности предприятия и его финансового состояния [4]. Одним из собственных источников для увеличения оборотного капитала будет являться прибыль. Тем не менее, таким источником могут воспользоваться только прибыльные компании, которые увеличивают стоимость оборотного капитала после окончания кругооборота за счет полученной доли чистой прибыли. Если компания является убыточной, то происходит уменьшение стоимости вложенного оборотного капитала, на сумму ущерба. Еще одним источником увеличения оборотного капитала могут быть амортизационные отчисления. Так как аккумулирование достаточного размера амортизационных отчислений для финансирования основного капитала носит долговременный характер, в течение этого времени можно амортизационные 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 отчисления использовать как один из источников увеличения объемов оборотного капитала. На данный момент в существующих условиях рынка источником увеличения оборотного капитала может выступать коммерческий кредит. Основным видом коммерческого кредита выступает кредиторская задолженность. Также дополнительно оборотный капитал может быть пополнен с использованием краткосрочных кредитов банковских организаций. При правильном формировании оборотного капитала нужно принимать во внимание особенности используемых источников, т.е. как заемного, так и собственного капитала. Если компания формирует оборотный капитал за счет собственных источников, то она будет финансово устойчива, однако темпы ее развития будут ограничены. Если же предприятие отлает большее предпочтение заемным источникам, то тем самым повышает потенциал развития своей деятельности, однако рискует своей финансовой независимостью. Для того чтобы определить оптимальное соотношение источников формирования оборотного капитала, необходимо обеспечить максимально эффективное соотношение финансовой устойчивости и рентабельности. В экономической науке выделяют 3 вида стратегии формирования и увеличения оборотного капитала компании [5]. Суть первой стратегии состоит в том, чтобы согласовать сроки существования материальных форм оборотного капитала и кредиторской задолженности. Главной целью данной стратегии является сокращение возможных рисков компании не рассчитаться в срок с кредиторами. То есть, постоянная часть оборотного капитала формируется за счет долгосрочного кредитования, а переменная часть оборотного капитала формируется за счет текущих пассивов. Данную стратегию достаточно тяжело осуществить на практике, так как довольно трудно предсказать сроки функционирования активов. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 Ещё одна стратегия формирования оборотного капитала – агрессивная. Её суть состоит в том, что компания полностью формирует основной капитал и долю постоянного оборотного капитала с помощью долгосрочного кредитования и собственного капитала, а оставшаяся часть оборотного капитала формируется с помощью долгосрочной кредиторской задолженности и краткосрочного кредитования. При данной стратегии могут возникнуть проблемы с уровнем платежеспособности и финансовой устойчивостью компании, поэтому она является очень рискованной. Также существует консервативная стратегия, которая является противоположностью агрессивной. Её суть состоит в том, что постоянная часть оборотного капитала и часть переменного капитала формируется с использованием долгосрочных обязательств и собственных источников. Оставшуюся часть переменного оборотного капитала нужно формировать, используя краткосрочный заёмный капитал. Если компания придерживается данной стратегии, то она лишь частично пользуется краткосрочным кредитом и только в тот момент, когда потребность в оборотном капитале становится максимальной. Если же необходимость в оборотном капитале отсутствует, то тогда излишние привлеченные средства можно временно вложить в краткосрочные высоколиквидные ценные бумаги. Консервативная стратегия является наименее рискованной для компаний. Все три перечисленные стратегии при формировании оборотного капитала опираются на заемные источники, однако вероятность использования привлеченных финансовых ресурсов отличается на каждом этапе кругооборота капитала. Например, на начальном этапе компания может привлечь кредитные ресурсы для того, чтобы приобрести материалы и сырье для производства. Если говорить о втором этапе кругооборота, то есть сам производственный процесс, то здесь использование кредита будет не таким эффективным. На заключительном этапе кругооборота эффективность использования кредита становится гораздо выше. 5 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 Таким образом, правильное соотношение собственных, заемных и привлеченных источников при формировании оборотного капитала играет важную роль в укреплении финансовой устойчивости предприятия. То, насколько оборотный капитал будет пополнен, во многом зависит от уровня развития коммерческой организации, а также от эффективности его финансовой и хозяйственной деятельности. Список литературы: 1. Мазурина Т.Ю. Финансы организации (предприятий): Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015. 528 c. 2. Никитушкина И.В., Макарова С.Г. Структура капитала корпорации: теория и практика. М.: РГ-Пресс, 2015. 111 с. 3. Кылчик П.С. Актуальные проблемы управления оборотным капиталом предприятия//Символ науки. 2017. № 3. С. 85-86. 4. Одиноков С.Н. Актуальные проблемы анализа и управления оборотным капиталом // Молодой ученый. 2016. № 8. С. 641-645. 5. Камалиев Р.Р. Экономическая сущность оборотного капитала и его роль в деятельности промышленных предприятий // Вестник Волгоградского института бизнеса. 2014. № 4. С. 96-101. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 6 https://tribune-scientists.ru