- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2020"
Автор(ы) статьи: Муллашова О.А.
PDF файл статьиУДК 373.24 Муллашова Ольга Александровна студентка 1 курса магистратуры, факультет дошкольного образования Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, г. Челябинск e-mail: prizma_80@mail.ru Научный руководитель: Батенова Ю. В., кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии детства Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Россия, г. Челябинск ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация: В статье представлена характеристика коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста, особенности формирования коммуникативных навыков в общении со взрослыми и сверстниками. Перечислены возможные проблемы в формировании коммуникативной сферы детей при неблагоприятных условиях воспитания в семье. Ключевые слова: общение, коммуникативная сфера, коммуникативные навыки. Mullashova Olga Aleksandrovna 1st year master student, faculty of preschool education South Ural State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Chelyinsk Scientific adviser: Batenova Yu. V., Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Child Psychology South Ural State University of Humanities and Pedagogy, Russia, Chelyinsk FEATURES AND PROBLEMS OF FORMATION OF THE COMMUNICATIVE SPHERE IN THE SENIOR PRESCHOOL AGE Abstract: The article presents the characteristics of the communicative sphere of older preschool children, the features of the formation of communicative skills in communicating with adults and peers. Possible problems in the formation of the 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 communicative sphere of children under adverse conditions of upbringing in the family are listed. Key words: communication, communication sphere, communication skills. Коммуникативная сфера личности является одной из самых важных и значимых, так как без умений и навыков общения невозможно взаимодействие и сотрудничество, совместная деятельность, творчество, профессиональная самореализация. Коммуникативная сфера формируется в онтогенезе и на каждом этапе возрастного развития имеет свои особенности. Одним из сензитивных периодов формирования коммуникативной сферы является старший дошкольный возраст. Целевые ориентиры по развитию коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в образовательной области «социально-коммуникативное развитие». Это эмоциональная отзывчивость в процессе общения, сопереживание, готовность к совместной деятельности с взрослыми и сверстниками [2]. В научной литературе психологические аспекты формирования коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста рассматриваются в работах Л.Н. Галагузовой, Д.Б. Годовиковой, М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др. Исследователями отмечается, что в дошкольном возрасте коммуникативная сфера проходит значительный путь развития – от младшего к старшему дошкольному возрасту: постепенно увеличивается интенсивность общения, потребность в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Общение активно развивается в других видах деятельности ребенка – в процессе сотрудничества, игры, труда, продуктивных видов деятельности. В общении со взрослыми, по мнению М.И. Лисиной, у ребенка в старшем дошкольном возрасте проявляется высшая форма коммуникативной деятельности – внеситуативно-личностная. Взрослый выступает перед 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 дошкольником в полноте своих особенностей и жизненного опыта. Благодаря данной форме общения дошкольники начинают постигать особенности не только материального мира, но и социального, то есть начинают осознанно воспринимать окружающих людей как партнеров по общению, начинают искать свое место в системе социальных отношений. В ходе такого общения дети усваивают правила и нормы поведения, социального взаимодействия в соответствии с общепринятыми ценностями [1]. Следующая форма общения – общение со сверстниками. В процессе совместных видов деятельности – игре, творчестве – дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. Реализации ситуативно-деловой формы общения способствует совместная деятельность, которая предполагает определение цели, плана, комплекса действий, который приведут к намеченному результату. Различные формы сотрудничества способствуют проявлению потребности дошкольников в общении, в признании, в уважении, и в то же время у детей формируются первые мотивы соревновательности. В процессе общения развиваются и вербальные, и невербальные средства общения. Главную роль играют, конечно, вербальные средства, благодаря речи, дети общаются между собой, разговаривают на интересующие их темы, но при этом речевое взаимодействие ограничено той или иной ситуацией. Особенно это относится к общению со сверстниками. В процессе общения развиваются такие коммуникативные навыки и умения, как: - умения вступать в общение, поддерживать его, завершать; - умение слушать собеседника, доказывать свою точку зрения, высказывания строить связно и логически правильно; - умение говорить в соответствии с нормами речевого этикета – использовать вежливые слова, речевые формулы; 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 - умение ставить цель общей совместной деятельности, планировать действия, обсуждать полученные результаты, участвовать в разговоре на определенную тему; - умение использовать невербальные средства общения – это использование различных жестов в соответствии с ситуацией общения, мимики, позы, взгляда. Формирование и развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста происходит в условиях той социальной среды, в которой он находится. В первую очередь, эту социальную среду создают родители. Вследствие нарушений семейных связей, детско-родительских отношений у старших дошкольников могут наблюдаться проявления агрессивности, конфликтности в общении, недостаточный уровень развития коммуникативных навыков. Также значительные риски для формирования коммуникативной сферы современных детей порождает информатизация общества. Современные дети, так называемое «цифровое» поколение», осваивают цифровые технологии в основном стихийно и самостоятельно, а взрослые не контролируют этот процесс [3]. Это влечет за собой риски личностных трансформаций, в том числе в коммуникативной сфере, вызванные неумением детей налаживать контакты в личном общении, в том числе в кругу семьи. В этих условиях важную роль в формировании коммуникативной сферы играют педагоги дошкольной образовательной организации, которые должны проводить эффективную работу и с детьми, и с родителями. Список литературы: 1. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М.: Академия, 2009. 270 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2014. № 2. С. 4-18. 4 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 3. Батенова Ю.В. Особенности развития коммуникативной сферы дошкольника в современной социокультурной ситуации (с учетом активного приобщения к информационно-коммуникационным технологиям) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.6. № 3(20). С. 288-292. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 5 https://tribune-scientists.ru