- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2020"
Автор(ы) статьи: Нуртдинова К.И.
PDF файл статьиУДК 372 Нуртдинова Ксения Ильсуровна студентка магистратуры Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск e-mail: xnurtdinova@gmail.com Научный руководитель: Пикулева Л.К., кандидат педагогических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, г. Челябинск СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Аннотация: В статье рассматриваются подходы к понятию «эмоциональное благополучие», структура понятия и его основные составляющие. Описаны способы обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания. Ключевые слова: эмоции, развитие, эмоциональное благополучие, дети дошкольного возраста, семейное воспитание. Nurtdinova Ksenia Ilsurovna master student South Ural State University for the Humanities and Education Russia, Chelyabinsk Scientific adviser: Pikuleva L.K., candidate of pedagogical sciences, associate professor, South Ural State University for the Humanities and Education Russia, Chelyabinsk WAYS TO ENSURE THE EMOTIONAL WELL-BEING OF PRESCHOOL CHILDREN UNDER FAMILY EDUCATION Abstract: The article discusses approaches to the concept of “emotional well- being”, the structure of the concept and its main components. Describes how to ensure the emotional well-being of preschool children in the context of family education. Key words: emotions, development, emotional well-being, preschool children, family education. 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 Эмоциональное благополучие включает в себя взаимосвязанные компоненты: непосредственное содержание действия и эмоциональное переживание этого действия и его результата. В различных ситуациях и у различных субъектов деятельность это могут быть различные эмоциональные переживания. Эмоциональное благополучие это сложный, многомерный процесс, который носит индивидуальный внутренний характер и специфичен для каждой личности. При формировании эмоциональных переживаний одновременно происходят два процесса: непосредственно эмоции и некоторая часть отражаемого содержания действительности. Эмоциональное развитие дошкольника, по мнению А.В. Запорожца, является одним из важных условий, которое делает процесс обучения и воспитания эффективным, и достигается за счет взаимосвязи его различных сторон [1]. По мнению А.В. Запорожца, воспитание эмоционального благополучия ребенка является основной педагогической задачей, и имеет даже большее значение, чем формирование его познавательных способностей. Выделяют две ведущих сферы психического развития ребенка – познавательную и эмоциональную, две эти сферы тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Исходя из понимания эмоционального благополучия, мы делаем вывод о том, что эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста возможно отследить в первую очередь по существующим мотивам поведения. В трудах А.В. Запорожца описана тесная связь аффективной и когнитивной сферы дошкольника, которая в процессе его формирования служит сигнальной системой для формирования поведения и его коррекции. Испытывая различные эмоции и предвосхищая результат своей деятельности, ребенок учится корректировать и видоизменять свое поведение при непосредственном взаимодействии с окружающими людьми и предметным миром [1, c. 18]. 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 Если в процессе развития ребенка дошкольного возраста у него отсутствует опыт положительного, продуктивного общения со взрослым, или этот опыт минимален, это отражается на его полноценном когнитивном и эмоциональном становлении. Л.А. Абрамян в своих работах отмечал, что содержание, сила и глубина эмоциональных проявлений во многом зависит от того, какие требования к ребенку предъявляет взрослый. В ходе развития ребенок усваивает эмоциональную атмосферу семьи, выстраивает свое поведение через подражание взрослым и копирование их ценностных ориентиров, проявляет эмоции в соответствии с ожиданиями и поощрениями значимых взрослых [2, c. 6]. По мнению Г.Г. Филипповой, эмоциональное благополучие представлено следующими компонентами [3]: 1) эмоция удовольствия (неудовольствия) как отражающая доминирующий фон настроения ребенка; 2) состояние комфорта как показатель отсутствия физического дискомфорта и чувство безопасности, защищенности от внешних угроз; 3) способность достигать поставленных целей и проживать чувство успеха при их достижении; 4) способность чувствовать себя комфортно в присутствии других людей и при взаимодействии с ними; 5) способность оценивать свою деятельность по результатам оценки других людей. К способам обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания относят проявления заботы родителей, их поддержки и заботы об его нуждах, явном демонстрировании своего положительного и принимающего отношения к ребенку. При семейном воспитании функция матери рассматривается как основной источник эмоционального благополучия, формирования нормальных 3 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 детско-родительских отношений, эмоционально-личностной сферы ребенка. Большое значение при этом имеет стиль детско-родительских отношений и родительская позиция. Невнимательное, холодное, отстраненное или гиперопекающее поведение при семейном воспитании негативно отражается на формировании эмоционального благополучия ребенка. При отсутствии интереса к жизни и деятельности ребенка со стороны родителей или авторитарном поведении родителя, у детей дошкольного возраста формируется негативный эмоциональный фон, а также скованность, неуверенность в собственных силах, нестабильность аффективных реакций и сложности самоконтроля. Список литературы: 1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 2006. Т.1. 316 с. 2. Абрамян Л.А. Эмоциональное благополучие ребенка как основополагающий фактор развития личности // Диагностика и регуляция эмоциональных состояний. М.: Академия, 2011. С. 3-7. 3. Филиппова Г.Г. Эмоциональное благополучие ребёнка и его изучение в психологии // Детский практический психолог: программы и методические материалы: учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / под. ред. Шаграевой О.А., Козловой С.А. М., 2001. 356 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 4 https://tribune-scientists.ru