- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ» В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2020"
Автор(ы) статьи: Плотников Т.В.
PDF файл статьиУДК 37 Плотников Тимофей Владимирович студент 4 курса Факультет иностранных языков Томский государственный педагогический университет Россия, г. Томск ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОНЯТИЯ «ТЕХНОЛОГИЯ» В РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ Аннотация: Статья посвящена феномену «педагогические технологии» – изучается определение данного понятия и его характерные особенности. Рассматривается многогранность понятия «технология в целом, а также присутствует небольшая историческая справка о том, как понятие появилось в российской педагогике и видоизменилось со временем разделившись на два разных понятия: «технология обучения» и «технология в обучении». Ключевые слова: педагогические технологии, определение понятия технология, технология обучения, технология в обучении. Plotnikov Timofei Vladimirovich 4th year bachelor student Faculty of Foreign Languages Tomsk State Pedagogical University Russia, Tomsk A DIFFERENTIATION OF THE TERM «TECHNOLOGY» IN RUSSIAN PEDAGOGY Abstract: The article deals with the differentiation of the term «technology» and its characteristic features. Besides, there is a historical reference of the emergence of this term in Russian pedagogy and how it has changed over time. Nowadays, the term «technology» is divided into two different concepts: «technology of teaching» and «technology in teaching». Keywords: technology and its definition, Russian pedagogy, technology of teaching, technology in teaching. В последние годы усилилось внимание ученых к определению понятия «педагогические технологии». От того, как проводится трактовка данного понятия, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности данного феномена. Поэтому обратимся, в первую очередь, к определению «технология». 1 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» – искусство, мастерство, умение и «logos» – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. Наиболее обыденное и привычное понятие «технология» имеет отношение к производственному процессу и определяется как «совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния свойств, форм сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции». В то время как современная наука использует термин «технология» в таких сочетаниях, как «технология обучения образовательного процесса, лечения, управления» [3]. Данные трактовки термина позволяют сделать следующие выводы: 1. технология – это способ преобразования чего-либо; 2. технология предусматривает последовательность в действиях. Как видим, принятое толкование понятия «технология» является общим во многих отраслях знаний: медицине, технике, в том числе и педагогике. Под педагогической технологией понимается «совершенствования структуры и повышения эффективности учебного процесса» [1]. В научной литературе существует несколько подходов к определению педагогических технологий. В содержание термина «педагогическая технология» одни авторы вкладывают понятие «проект учебно-воспитательного процесса», другие – методы, средства, операции, способы, приемы, условия, формы организации учебно-воспитательного процесса, третьи – модель совместной педагогической деятельности [2]. Педагогические технологии всегда представляли огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка унифицировать ее определение каким- нибудь одним общим понятием. Термин «педагогическая технология» получил распространение в отечественной лингводидактической литературе в 60-е гг XX в. в связи с развитием программированного обучения и первоначально трактовался как обучение с использованием технических средств. В 70-е гг. толкование понятия расширилось и к нему стали относить фактически все основные проблемы дидактики, направленные на совершенствование учебного 2 https://tribune-scientists.ru Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 процесса. В наши дни произошла дифференциация двух составляющих этого термина: технология обучения (technology of teaching) как совокупность приемов работы учителя, обеспечивающая достижение поставленной цели обучения и составляющая основу его научной организации труда и технология в обучении (technology in teaching), т. е. использование технических средств в обучении. Многие исследователи рассматривают педагогические технологии с позиции научной организации труда, педагога (Ш. А. Амонашвили, Н. Ф. Талызина, В. А. Сластенин). В методике преподавания языков к современным технологиям обучения относят, в частности, метод проектов (проектная технология), обучение в сотрудничестве, центрированный на ученике подход, использование технических средств обучения, использование языкового портфеля [1]. Педагогические технологии занимают не последнее место в учебном процессе, и умение разбираться в многогранности данного понятия очень важно для педагогов. Список литературы: 1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с. 2. Шерстнёва Н.А. Педагогическая технология: понятие, сущность // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. Вып. 10. С. 114-117. 3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2017. 512 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 3 https://tribune-scientists.ru