- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Статья опубликована в журнале за "Апрель-Май 2025"
Автор(ы) статьи: Лыгина М.А.
PDF файл статьи
УДК 349.6 Лыгина Марина Александровна студентка 1 курса Института магистратуры и заочного обучения Саратовская государственная юридическая академия Россия, г. Саратов e-mail: marinalyginaa@yandex.ru Научный руководитель: Аверьянова Н.Н. доцент, доктор юридических наук, профессор кафедры земельного и экологического права Саратовская государственная юридическая академия Россия, г. Саратов ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИИ И РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Аннотация: Статья посвящена вопросам функционирования органов прокуратуры в сфере экологии и природопользования не только в Российской Федерации, но и в странах ближнего зарубежья. Обоснована необходимость заимствования опыта между странами для более эффективного осуществления деятельности органов прокуратуры. Ключевые слова: прокуратура, защита прав, надзирающий орган, экология, природопользование, экологическая сфера. Lygina Marina Aleksandrovna 1st year student Institute of Master's and Correspondence Education Saratov State Law Academy Russia, Saratov Scientific adviser: Averyanova N.N. Associate Professor, Doctor of Legal sciences, Professor of the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy Russia, Saratov COMPARATIVE ANALYSIS OF FUNCTIONS OF PROSECUTOR'S OFFICES IN THE FIELD OF ECOLOGY AND NATURE USE IN DIFFERENT COUNTRIES Abstract: The article is devoted to the issues of functions of prosecutor's offices in the sphere of ecology and nature management not only in the Russian Federation, 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru but also in neighbouring countries. The necessity of borrowing experience between countries for more effective implementation of the prosecution services. Key words: prosecutor's office, protection of rights, supervisory authority, ecology, environmental management, environmental sphere. В настоящее время, ввиду быстрого развития городов, негативного влияния антропогенных факторов, остро встают вопросы, касающиеся охраны экологии. Для разрешения указанной проблемы существуют органы публичной власти, в число обязанностей которых, входит защита прав в сфере экологий и природопользования. К числу основных принято относить органы прокуратуры, органы исполнительной власти и местного самоуправления, институт уполномоченного по правам человека. В рамках настоящего исследования, особый интерес представляют функции органа прокуратуры, как органа, надзирающего за исполнением законодательства об охране окружающей среды и природопользования. В рамках сравнительного анализа будут рассмотрены следующие страны: Российская Федерация и Республика Казахстан. В Российской Федерации прокуратура осуществляет свои функции, направленные на надзор за исполнением законодательства в природоохранной сфере, на основании Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 15.04.2021 г. № 198 [1], а также Приказа Генпрокуратуры России от 01.04.2014 № 165 [2]. Охарактеризуем также предмет прокурорского надзора в сфере охраны экологии и природопользования. Под рассматриваемым явлением следует понимать сферу общественных отношений, на обеспечение законности которой направлена соответствующая деятельность органов прокуратуры [3, с.38]. Анализируя предмет прокурорского надзора, можно отметить, что из него вытекают задачи, которые необходимо решить для защиты прав человека в экологической сфере. Первоочередным является вынесение представлений об устранениях нарушений законодательства. Важность своевременного реагирования состоит в возможности предотвращение наступления более серьезных последствий, то есть в данном случае вынесение представления – превентивная мера, направленная на снижение количества экологических Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 2 правонарушений, а также на их предупреждение. Выявление лиц, виновных в совершении правонарушений и преступлений в экологической сфере – еще одна задача, стоящая перед органами прокуратуры. Представители органа прокуратуры могут привлечь лицо как к административной, так и к уголовной ответственности, в зависимости от тяжести нанесенного ущерба. Третью задачу, а именно – проверку на соответствие принимаемых компетентным органом решений и законодательных актов в сфере защиты экологии и природопользования нормативно-правовым актам, регулирующим указанные правоотношения, целесообразно соотносить с первой группой предмета прокурорского надзора. Обеспечение соблюдения законодательства в экологической сфере является прямой функцией прокуратуры и выступает одной их наиболее важных. Согласно Конституционному закону Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 155-VII ЗРК «О прокуратуре» в единую систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры, прокуратуры областей, городов республиканского значения и столицы республики, межрайонные, районные, городские, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры [4]. Наличие именно конституционного закрепления целей, задач, обязанностей органов прокуратуры при осуществлении природоохранной деятельности является отличительным признаком Республики Казахстан и Российской Федерации. При этом цели органов прокуратуры в России определены шире, чем в Республике Казахстан. Нельзя не отметить, что прокуратура (в том числе специализированные ее виды) Республики Казахстан напрямую подотчетны Президенту, в Российской Федерации, в свою очередь, прокуратура является самостоятельным органом власти. Одной из ключевых обязанностей природоохранной прокуратуры является обеспечение эффективного взаимодействия при осуществлении надзора в сфере защиты природопользования при возникновении различных чрезвычайных ситуаций экологического и техногенного характера. 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru Важно более детально охарактеризовать отличительные признаки природоохранных прокуратур Республики Казахстан и Российской Федерации. В случае обнаружения правонарушений прокурор может применить в отношении лица, совершающее его, протест, представление, постановление, предостережение о недопустимости нарушения закона. В то время как в Республике Казахстан разработана иная система актов прокурорского реагирования. К таковым относятся: протест, представление, постановление, разъяснение закона, предписание, предостережение. Мы считаем, что обе системы разработаны с учетом положений национального законодательства и наилучшим образом показывают специфику государственного реагирования на правонарушения. В России специализированные прокуратуры создаются не только на уровне субъектов, но также и на уровне районов, что позволяет комплексно решать вопросы, связанные с экологическими проблемами, как в отдельном субъекте, так и в государстве в целом. При этом в Республике Казахстан, законодатель посчитал нужным приравнять специализированные прокуратуры к районным. Проанализировав законодательство двух рассматриваемых стран, можно сделать вывод, что существует проблема, связанная с узким предметом надзора специализированных прокуратур относительно территориальных. Во многих делах о правонарушениях в сфере экологии недостаточно участия лишь природоохранной прокуратуры, необходимо участие также и территориальной. В Республике Казахстан действует множество Приказов Генерального Прокурора РК, многие из которых дополняют или противоречат друг другу. Так, например, Приказ Генерального Прокурора РК №60, датируемый 21 ноября 2002 года, закрепляет некоторые вопросы, на которые специализированным прокуратурам необходимо уделить внимание, но не закреплено, что все они относятся исключительно к названной прокуратуре, наоборот, из текста Приказа можно понять, что закрепленные в нем вопросы уполномочены рассматривать все органы прокуратуры. А уже Приказ Генерального Прокурора РК от 3 ноября Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 4 2003 года №64 включает в себя полный перечень вопросов подведомственных специализированной прокуратуре. Не раз многими специалистами предлагалось в Казахстане, как и в России, организовать работу специализированной прокуратуры по межрегиональному (бассейновому) типу. Это поспособствует повышению результатов работы названных органов, а также независимости от местных властей. Анализируя нормативно-правовую регламентацию, было выявлено, что в Российской Федерации вопросы, связанные с защитой экологии и природопользования регламентируют следующие законодательные акты: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ, Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 09.01.1996 № 3-ФЗ, Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» и иные нормативно-правовые акты. В Республике Казахстан в настоящее время действуют: Экологический кодекс Республики Казахстан от 02.01 2021 года № 400-VI ЗРК, Конституционный закон Республики Казахстан от 5 ноября 2022 года № 155-VII ЗРК «О прокуратуре», Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 27.08.2008 года № 47 «Об утверждении Инструкции об организации надзора за законностью следствия и дознания» и иные. В связи с этим, полагаем, что в Российской Федерации деятельность по защите экологии и природопользования в экологической сфере более организована, чем в Республике Казахстан. Таким образом, проведенное исследование позволило охарактеризовать деятельность специализированных природоохранных прокуратур Российской Федерации и Республики Казахстан. Полагаем, что выявленные отличительные признаки целесообразно использовать в качестве изменений и дополнений в действующее национальное законодательство. Список литературы: 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 1. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 апреля 2021 г. № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 2. Приказ Генпрокуратуры России от 01.04.2014 № 165 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Якимова А.М., Романов Е.В. Прокуратура в системе государственного механизма обеспечения и защиты экологических прав граждан // Вестник экономики, управления и права. 2019. № 2 (47). С. 36-40. 4. Конституционный Закон о прокуратуре Республики Казахстан. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/ prokuror/press/news/details/53880?lang=ru (дата обращения: 18.05.2025 г.). Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 6