- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ВСЕОБЩЕЕ ВОЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2025"
Автор(ы) статьи: Бакешин К.П., Дерябин А.В.
PDF файл статьи
УДК 796 Бакешин Константин Петрович, старший преподаватель кафедры физической подготовки, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии Россия, г. Санкт-Петербург Дерябин Андрей Владимирович студент Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: andrey.deryabin.90@mail.ru ВСЕОБЩЕЕ ВОЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Аннотация: Авторы рассматривают вопросы всеобщего военного обучения в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны и подготовку резервов для Красной Армии. Анализируется исторический контекст формирования новой армии, начиная с первых отрядов Красной Армии, и исследуется система подготовки военнообученных резервов, созданная в предвоенные годы. Авторы акцентируют внимание на физкультурные организации в допризывной подготовке и формировании патриотического сознания среди молодежи. Ключевые слова: Всеобщее военное обучение, Красная Армия, подготовка резервов, оборонно-массовые организации, военная подготовка, система подготовки. Bakeshin Konstantin Petrovich, Senior Lecturer, Department of Physical Training, St. Petersburg Branch named after V.B. Bobkov of the Russian Customs Academy Russia, St. Petersburg Deryabin Andrey Vladimirovich student St. Petersburg Branch named after V.B. Bobkov of the Russian Customs Academy Russia, St. Petersburg UNIVERSAL MILITARY TRAINING DURING THE GREAT PATRIOTIC Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru WAR 1 Abstract: The authors examine the issues of universal military training in the Soviet Union during the Great Patriotic War and the preparation of reserves for the Red Army. The historical context of the formation of the new army is analyzed, starting with the first units of the Red Army, and the system of training of military-trained reserves created in the pre-war years is examined. The authors focus on physical culture organizations in pre-conscription training and the formation of patriotic consciousness among young people. Key words: General military training, Red Army, reserve training, defense mass organizations, military training, training system. С первых дней советской власти в стране возникла необходимость создания новой армии. Необходимость создания новой армии была обусловлена рядом факторов, к ним можно отнести: угрозу внешней безопасности, переход к новой военной доктрине (в частности, переход от временных формирований к постоянной армии для обеспечения планирования военных действий), перевооружение 1930-ых годов и другие. Перечисленные факторы в совокупности способствовали созданию новой армии, которая впоследствии сыграла ключевую роль в защите страны во время Второй мировой войны и в формировании военной мощи Советского Союза. Первые отряды Красной армии формировались из личного состава Красной гвардии (это часть старой русской армии, которая поддерживала революцию и добровольцев из рабочего класса и остатков крестьянства). Красная гвардия не могла удовлетворять все потребности армии, которая нужна была Советской власти, поэтому возникла необходимость в создании более организованной и структурированной военной силы [1]. Реформирование армии Советского Союза в 1920-30 годах началось в ответ на необходимость создания эффективной и боеспособной военной структуры после Гражданской войны и в условиях международной нестабильности. Основные цели включали сокращение численности армии, улучшение управления и подготовку к возможным внешним угрозам. Так, в молодом Советском Союзе отсутствовали всякие боевые резервы, системы подготовки и пополнения не было, даже личный состав был слабо Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 2 обучение и мало дисциплинирован [7]. Тогда перед СССР встала необходимость не то, что реконструкции, а создания системы новой армии. Армия Российской Империи была одной из крупнейших и наиболее мощных в мире на момент своего существования. Однако Первая мировая война оказала огромное давление на армию, что привело к массовым потерям, дезертирству и разложению военных структур. В Российской империи существовали военные академии и училища, которые готовили офицеров и командиров. Имперская армия придерживалась традиционных методов ведения войны, включая линейные формирования и классические тактики. Советская власть продолжила традицию подготовки военных кадров через академии и училища, но с акцентом на идеологическую подготовку и внедрение новых методов ведения войны. Так или иначе для создания новой армии, необходим фундамент (как учебный, так и кадровый). Такой фундамент Советская Россия заложила еще до начала Второй мировой войны. На создание функциональной армии были обращены партийцы, обороны-массовые организации и физкультурные сообщества. В 1920-е годы началась активная работа по созданию Красной армии, которая включала в себя реорганизацию, переобучение оставшихся кадров и внедрение новых технологий и методов ведения боя. Роль физкультурных организаций (это чаще были учебные заведения) осуществлялась допризывная подготовка. Общее значение физкультуры во время ВОВ можно отметь в нескольких ключевых позициях. Во-первых, обеспечение массовой физической подготовку граждан, а также укрепление здоровья и повышению физической выносливости. Во-вторых, организации, например, добровольное общество содействия армии, авиации и флоту, активно вовлекали молодежь в занятия спортом и физической культурой, что, в свою очередь, формировало патриотическое сознание и готовность служить в армии. Можно отметить роль спортивных соревнований в укреплении духа товарищества и сплочения коллектива. Кроме того, в рамках физкультурных организаций развивалась система подготовки резервистов, которая включала в Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 3 себя физическую подготовку и обучение основам военной тактики, обращения с оружием и первой помощи. Физкультурные организации активно сотрудничали с военными структурами, помогая в мобилизации ресурсов и подготовке граждан к службе в армии (организация курсов по подготовке водителей, механиков и других специалистов). Главную роль в резервной подготовке сыграло Общество содействия оборон – Осоавиахима. В течение января-мая 1941 г. военную подготовку по 115- часовой программе получили 12 280 человек [2]. В целях подготовки резервов ГКО 17 сентября 1941 г. принял постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» [1]. Всеобщее обязательное военное обучение дало Красной Армии пополнение квалифицированных воинов. Начало войны потребовало скорейшей перестройки на военный лад работы всех государственных, партийных органов, общественных организаций, в том числе оборонно-массовых. 22 июня 1941 г. Осоавиахима поставила задачу привести все организации в полную боевую готовность [3]. В ходе военной подготовки партийные комитеты городов и районов постоянно контролировали и направляли работу военкоматов и военно-учебных пунктов. В марте 1942 года были подведены итоги первой очереди всеобуча. Они показывали большой отрыв обучающихся от занятий на разные работы, особенно в сельской местности, и слабую подготовку бойцов-специалистов [8]. Особое внимание на занятиях уделялось строевой подготовке, овладению винтовкой, пулеметом, минометом и ручной гранатой, противохимической защите, рытью окопов и маскировке, тактической подготовке одиночного бойца и отделения [4]. Началась подготовка студенток-сандружинниц и телефонисток. Частью военной подготовки стала физкультура. Физическая подготовка формировала выносливости и силы, необходимых для выполнения боевых задач. Занятия включали в себя общую физическую подготовку и специальные упражнения, направленные на развитие координации, быстроты реакции и способности к командной работе. Студентки-сандружинницы обучались Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 4 основам военной дисциплины и навыкам оказания первой помощи, что было особенно важно в условиях боевых действий [5]. Наряду с работой в пунктах Всеобуча физкультурные организации проводили широкую спортивно-массовую работу: чемпионаты республики по шахматам, лыжному спорту, легкой атлетике; профсоюзно-комсомольские лыжные и легкоатлетические кроссы, соревнования по приему норм БГТО, ГТО 1, 2-й ступеней, различные военизированные соревнования, походы, переходы и т.д. Они дополняли программу всеобщего военного обучения. Стоит отметить, что советское руководство предпочитало проводить рабочие Спартакиады исключительно внутри страны, практически не принимая участия в довоенные годы в мировой спортивной жизни. Комплекс «Готов к труду и обороне СССР», во многом способствовал в патриотическом воспитании и военно-физической подготовке девушек и юношей, в частности, согласно данным с 1931 по 1940 гг., в стране было подготовлено свыше 7 млн значкистов ГТО. Накануне войны комплекс ГТО был усовершенствован. Переработанный комплекс ГТО начал функционировать с 1940 г. и состоял из обязательных норм и норм по выбору. Согласно этому комплексу, в обязательные нормы сдачи входили испытания по преодолению полосы препятствий, бегу, лыжному спорту, плаванию, стрельбе и пр. В ходе исследования вопросов всеобщего военного обучения в Советском Союзе в годы Великой Отечественной войны было установлено, что создание системы подготовки резервов для Красной Армии стало ключевым фактором в обеспечении боеспособности страны в условиях войны. С первых дней советской власти возникла необходимость формирования новой армии, что потребовало значительных усилий со стороны государственных и партийных органов, а также общественных организаций. Фундамент системы подготовки военнообученных резервов был заложен в предвоенные годы, когда активно работали оборонно-массовые организации, как Осоавиахим. Организации, в том числе физкультурные, сыграли важную роль в подготовке граждан к службе в армии, обеспечивая обучение и подготовку Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 5 значительного числа военнообученных специалистов. Введение всеобщего обязательного военного обучения в 1941 году стало шагом, который позволил Красной Армии получить мощное пополнение квалифицированных бойцов. Таким образом, всеобщее военное обучение и подготовка резервов стали важными элементами в стратегии обороны Советского Союза, это позволило стране успешно противостоять агрессии и обеспечить защиту страны. Опыт, накопленный в ходе войны, стал основой для дальнейшего развития системы военного обучения и подготовки в послевоенные годы, что подчеркивает его значимость для истории и военной науки. Список литературы: 1. Бакешин К.П. Роль Всевобуча в становлении советского физкультурно- спортивного движения в постреволюционную эпоху (1918-1923 гг.) // Ученые записки университета Лесгафта. 2019. № 5 (171). С. 33-37. 2. Постановление Государственного комитета обороны № 690 от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» // Работа партийных организаций в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Документы и материалы в двух томах. М., 1982. Т. 1. С. 102-103. 3. Пешков И.А. Ленинский Всеобуч в годы Великой Отечественной войны. М.: Высш. шк., 1986. 79 с. 4. Сборник законов СССР и Указов Президиума Верховного Совета СССР (1938 — ноябрь 1958 гг.). М.: Госюриздат, 1959. 710 с. 5. Курская область в период Великой Отечественной войны Советского Союза 1941–1945 гг.: сборник документов и материалов. Т. 1. Курск, 1960. 487 с. 6. Синицын А.М. Всенародная помощь фронту: о патриотических движениях советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М.: Воениздат, 1985. 319 с. 7. Бредихин В.Е. Подготовка боевых резервов для Красной Армии в подразделениях всевобуча в 1941–1942 гг. (На материалах Тамбовской области) Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 6 //Актуальные вопросы российской военной истории: материалы 23 Всероссийской заочной научной конференции. СПб., 2001. С. 173–176. 8. Тамбовская правда. 1941. 19 октября, 21 октября, 26 октября, 28 октября, 2 ноября, 4 ноября. 9. Бабаскин О. П. Подготовка резерва Красной армии в довоенный период // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 2 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka- rezerva-krasnoy-armii-v-dovoennyy-period (дата обращения: 21.04.2025 г.). 10. ГАПО. Ф. 148. Оп. 1. Д. 89. Л. 56. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 7