- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Апрель 2025"
Автор(ы) статьи: Бакешин К.П., Махова С.А.
PDF файл статьи
УДК 796 Бакешин Константин Петрович старший преподаватель кафедры физической подготовки Санкт-Петербургский филиал имени В.Б. Бобкова Российской таможенной академии Россия, г. Санкт-Петербург Махова Софья Артёмовна студентка юридический факультет Санкт-Петербургский филиал имени В.Б. Бобкова Российской таможенной академии Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: maxova30@bk.ru РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: Данная статья посвящена анализу реализации стратегической цели, указанной в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р, её реализации и реализации основных миссий Стратегии. Проанализированы как доктринальные, так и правоприменительные проблемы, возникающие в процессе развития физической культуры и спорта. Авторами настоящей статьи предложены рекомендации по обеспечению эффективного развития спорта и его популяризации для достижения поставленных Правительством Российской Федерации целей. Выявлены ключевые направления государственной политики в сфере спорта, проанализированы статистические данные, которые позволяют сделать выводы о необходимости расширения полномочий субъектов в сфере физической культуры и спорта. Ключевые слова: физическая культура, спорт, политика спорта, нормативно-правовые акты. Bakeshin Konstantin Petrovich Senior Lecturer, Department of Physical Training St. Petersburg Branch named after V.B. Bobkov of the Russian Customs Academy Russia, St. Petersburg Makhova Sofia Artemovna Student Faculty of Law St. Petersburg Branch named after V.B. Bobkov of the Russian Customs Academy Russia, St. Petersburg Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 1 DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: This article is devoted to the analysis of the implementation of the strategic goal specified in the Order of the Government of the Russian Federation № 3081-r dated November 24, 2020, its realization and implementation of the main missions of the Strategy. Both doctrinal and law enforcement problems arising in the process of development of physical culture and sports are analyzed. The authors of this article offer recommendations to ensure the effective development of sport and its popularization in order to achieve the goals set by the Government of the Russian Federation. The key directions of state policy in the sphere of sport are identified, statistical data are analyzed, which allow us to draw conclusions about the need to expand the powers of subjects in the sphere of physical culture and sport. Key words: physical culture, sport, sports policy, normative-legal acts. Спорт служит, так называемым, «мягким» инструментом для развития экономических, политических, социальных и духовных отношений, что в свою очередь, является первоосновой государственности. Поскольку спортивная деятельность несет в себя множество благоприятных последствий, государство стремится урегулировать данную сферу жизнедеятельности. Приведем неочевидный пример влияния спорта на общественность. Хоккейные, футбольные и прочие клубы собирают полные стадионы фанатов. Незнакомые друг другу граждане объединяются посредством общего интереса, такой социальный феномен отражает готовность общества к сплочению. В научной литературе используется понятие «геополитика спорта», действительно, спорт, несмотря на свою простоту формы, имеет политизированный характер. Посредством регламентации спорта и его популяризации, государство способно осуществлять основную линию своей политики. Так, например, развитие физической культуры в обществе способно увеличить продолжительность жизни граждан, снизить число заболеваний среди населения, и даже предотвратить количество правонарушений. Таким образом, занятия спортом несут для государственной власти особое практическое значение. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 2 Однако, кроме этого, активизация спорта в массах может нести и негативные последствия, которые законодатель должен учитывать. Популяризируя определённый вид спорта и обеспечивая существенный экономический эффект, спортивно-зрелищные мероприятия не оказывают благотворного оздоровительного и воспитательного воздействия на массы. Напротив, они способны причинить ущерб здоровью болельщика вследствие нежелательного исхода состязания, напряжённых моментов на спортивной площадке, несправедливого судейства и т. д. Вдобавок истинные ценности спорта высших достижений ныне вытесняются допинговыми скандалами, необузданным спортивным фанатизмом, принимающим формы вандализма. В этой связи необходимо обозначить, что доминантой отраслевой политикой правительства должно стать стимулирование массового спорта, нацеленного не на коммерческий эффект, а на самосовершенствование индивида. Влияние спорта и физической культуры на каждую сферу жизнедеятельности очевидно. Политический эффект обусловлен высокими позициями в мировом спорте, которые консолидируют и стабилизируют нацию, повышают международный престиж страны. Социальный эффект проявляется в становлении личности как члена общества путём обретения требуемых индивидуальных и профессиональных качеств при помощи физического самосовершенствования. В научной литературе комплексное изучение спорта рассматривается со стороны: психологии, философии, социологии, менеджмента, экономики, педагогики и права. Поэтому место, отведенное законодателем физической культуре высоко. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р [1] в качестве стратегической цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта отмечено создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры. Однако возникает очевидный вопрос, как и какими методами сегодня достигает данная цель. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 3 Наиболее действенным звеном управленческой иерархии являются региональные органы, опирающиеся на знание местных реалий, поэтому расширение спортивной инфраструктуры возложено на субъекты Российской Федерации. Так, по итогам 2020 года на территории РФ появилось больше 150 новых спортивных объектов, в том числе девять крытых ледовых катков, 12 спортзалов, 20 физкультурно-оздоровительных комплексов и пять плавательных бассейнов. Кроме того, российские регионы получили необходимое оборудование для открытия более чем 70 футбольных полей и 30 ФОК открытого типа. Однако по состоянию на 2024 года 25,3% общей территории страны составляет сельская местность, где возникают значительные трудности с практическим осуществлением стратегической цели, поставленной Правительством РФ. Большинство спортивных комплексов находится на территории образовательных учреждений, это свидетельствует о малодоступности комплексных площадок для занятий спортом основной категории населения. В этой связи целесообразно обеспечить строительство точечных объектов для занятий спортом. Развитию физической культуры и спорта будет способствовать и проведение физкультурно-спортивных мероприятий на сельских территориях с привлечением к участию всех категорий населения. В регионах активисты добиваются утверждения различных Национальных проектов для обеспечения развития спорта в своей местности, активисты республики Дагестан «Малобюджетная спортивная площадка» начиная с 2014 года за собственные средства возвели 17 плоскостных спортивных сооружений, которые обеспечивают занятия спортом свыше 20 тысяч сельских жителей. Также многие спортивные сооружения строятся за счёт коммерческих предприятий, например «Лукойл» реконструировала в поселке Юста помещения для спортивных мероприятий [2]. Необходимость создания общедоступности спорта в сельской местности подчеркивается статистическими данными. Например, региональная Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 4 Спартакиада ««Верим в село! Гордимся Россией!» в Красноярском крае собирает более 2 тысяч участников. Данные примеры свидетельствуют о желании граждан приобщаться к спортивным занятиям и мероприятия, однако острая нехватка ресурсов, негативно сказывается на развитии спорта. Следует отметить, что физической культурой и спортом занимается 14 484 528 человек, проживающих на сельских территориях. Поэтому видится необходимым обеспечить доступность занятий спортом, однако проблема финансирования остаётся одной из ключевых. Политика государства в последние десятилетия видоизменила свой курс. Так, ранее главной задачей государства было создание спортивной базы для подготовки спортсменов высокого класса. Сегодня главенствующей целью принято считать создание и обеспечение объектов спорта для подготовки спортивного резерва и развития массового спорта, в том числе для эффективного внедрения физического воспитания в образовательных организациях. Только с помощью развития доступности спортивных и физкультурно-оздоровительных услуг можно улучшить здоровье населения страны, повысить его двигательную активность и физическую подготовленность. Вместе с тем, доля граждан, систематически занимающихся физкультурой и спортом, увеличилась с 12 % от общей численности населения в 2006 г. до 35,5 % в 2017 г. [3]. Поскольку влияние спорта и физической культуры на общество неумолимо высоко, а показатели с каждым годом растут, законодатель предпринимает попытки систематизировать и урегулировать данную отрасль общественных отношений. До 2030 года действует Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации» [4]. Если предыдущие распоряжения ограничивались двумя основными направлениями (развитие системы массовой физической культуры и спорта и повышение конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене), то рассматриваемое Распоряжение № 3081-р включает в себя пять направлений развития. К ним относятся: 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 1. Формировании культуры и ценностей здорового образа жизни как основы устойчивого развития общества и качества жизни населения; 2. Создании необходимых условий для поступательного развития сферы физической культуры и спорта; 3. Повышении экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта; 4. Обеспечении прозрачности и честности соревновательного процесса; 5. Укреплении международного сотрудничества и повышения авторитета России на международной спортивной арене. Первое направление – формировании культуры и ценностей здорового образа жизни обеспечивается популяризацией и пропагандой спорта. Данное направление реализуется наличием обязательных занятий физической культуры на всех уровнях в образовательных учреждениях, многие предприятия устанавливают на территории тренажерные залы и спортивные комплексы, проводят турниры и соревнования. Второе направление – создании необходимых условий для поступательного развития сферы физической культуры и спорта реализуется государством и частными организациями, однако сегодня в России предпринимательство в сфере спорта слабо развито, поэтому стимулирование финансирования спорта обеспечивается государственными грантами и Национальными проектами. Третье направление – повышении экономической привлекательности и эффективности функционирования сферы физической культуры и спорта реализуется за счёт финансирования. В 2021 году расходы на физическую культуру и спорт составили 70,9 млрд рублей, в 2022 году - 89,5 млрд рублей. Однако как отмечалось ранее, необходимо распределять финансы в пользу субъектов, а именно сельской местности и приравненной к ней. Четвертое направление – обеспечении прозрачности и честности соревновательного процесса на основе криминологического исследования, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 6 реализуется ненадлежащим образом 11,7% всех респондентов считают, что результаты спортивных соревнований отвечают принципам честной, справедливой и бескомпромиссной борьбы. Подавляющее большинство (81,7%) утверждают, что «результаты спортивных соревнований не отвечают принципам честной, справедливой и бескомпромиссной борьбы» [5]. Данные направления реализуются с единой целью – формирование физической культуры человека как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности. Однако вышеупомянутое Распоряжение № 3081-р указывает – «для целей эффективного решения задач по реализации Стратегии предусматривается разработка механизма определения видов спорта, вносящих наибольший и комплексный вклад в развитие сферы физической культуры». Такая позиция кажется противоречивой в контексте указанных в Стратегии принципов свободы выборы, равенства, учёта региональных особенностей. Превалирование одного вида спорта над другим видится неправомерным в рамках общих принципов права. Так, ст. 2 пункта 26 Федерального закона от 4 декабря 2007 г №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020г.) [6], физическая культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития личности. Любая культура состоит из воспитания и сознания населения, в этой связи, если воспитание, как отмечалось ранее реализуется в учебных заведениях, то сознание формируется под влиянием определенных факторов, поэтому государство так усилено пропагандирует здоровый образ жизни и занятия физической культуры. Такой интерес у законодателя к физической культуре и спорту стал развиваться с числом снижение уровня здоровья и физической Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 7 подготовленности подрастающего поколения, развитие детской преступности, наркомании и алкоголизма. В области устойчивого развития на период до 2030 года подчеркивается растущий вклад спорта как инструмента мира в его поощрении терпимости и уважения. Однако следует отметить, что некоторые виды спорта вступают в противоречие с данной позицией законодателя. Исследователи и психологи подчеркивают, что ряд спортивных занятий увеличивает агрессивное состояние психики. Анализируя два тезисы из Распоряжения № 3081-р о развитии наиболее эффективного вида спорта и поощрения терпимости в обществе, следует сделать вывод о том, что такой вид спорта, который считается наиболее значимым для развития физической культуры должен соответствовать принципам гуманизма и человеколюбия. Кроме того, государственная политика спорта позволяет реализовывать ключевые конституционные принципы, среди них главным выступает социальность государства. Социальное государство – это государство, целью которого выступает обеспечение благосостояния населения. Особенно важен в социальном государстве институт здравоохранения, цель, которого, в свою очередь, тесно связана с целями физической культуры. В частности, это профилактика заболеваний, пропаганда здорового образа жизни и др. На сегодняшний день неумолимое место занимает психологический компонент в здоровье человека [7]. Доказательная база положительного влияния спортивных упражнений на психику человека позволяет говорить о том, что спорт стал одним из основных рекомендательных элементов в процессе восстановления психологического здоровья человека. Занятия спортом являются ключевым компонентом в профилактики здоровья мозга, развитию когнитивных функций, а также снижению риска возникновения депрессии [8]. Такой подход в значительной мере оказывает позитивное воздействие на снижение уровня эмоциональной нагрузки. Ведь, психологические трудности, например, часто испытают органы федеральных служб, для которых первостепенная задача – это защита прав и свобод человека и гражданина. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 8 Поэтому внедрение (часто уже разлизанное) обязательных занятий спортом для государственных служащих прямо влияет на жизнь граждан. Кроме того, психологические здоровые люди меньше подвержены девиантному поведению. В свою очередь, это ведёт к более безопасному и гармоничному обществу. Еще одной характеристикой социального государства выступает предоставление равных возможностей. Так, политика в области физической культуры все чаще обращается к реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Адаптивная физическая культура и спорт являются важнейшим средством реабилитации лиц с ограниченными возможностями, а также способствуют их интеграции в современную социальную среду, при этом правовое регулирование физической культуры и спорта для лиц с ограниченными возможностями непрерывно совершенствуется. Средствами реализации данной цели выступают: оказания морально- психологической помощи, которая выражается в осмыслении их собственного вклада и участия в реабилитацию, вносит существенный вклад в социализацию и интеграцию такого обучающегося в повседневную жизнь; структурирование нормативно-правового закрепления; создание специальных программ в учебных заведениях. Таким образом, подводя итог, данному анализу развития физической культуры и спорта в рамках государственной политики Российской Федерации, следует сделать вывод о том, что действующая Стратегия развития физической культуры и спорта на территории Российской Федерации должна реализовываться в соответствии с основными принципами права и взаимодействием с иными нормативно-правовыми актами, регулирующими сферу спорта, только в совокупности и признанием возможных опасных последствий, ориентиром на субъекты, реализация Стратегии будет успешна. 1. Распоряжении Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально- Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 9 экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2. Крамсаева Д.Ю. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в сельской местности // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ». № 4 (73). Том 1. АПРЕЛЬ 2024 г. 3. Новокрещенов В.В. Оценка эффективности управления сферой физической культуры и спорта: критерии и показатели // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. 2005. № 4. С. 205–208.; 4. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 5. Рахманова Е.Н., Филатова Н.Ю., Цветков П.В. Преступность в сфере спорта: результаты криминологического исследования // Сборник материалов Всероссийского ночного-практического стола. Санкт-Петербург. 2020. С. 5-18. 6. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 № 329-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 7. Бакешин К.П., Махова С.А. Средства психологического восстановления средствами физической культуры // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник». 2024. № 5. 8. Бакешин К.П. Наглядно-образное моделирование как метод обучения студентов двигательным спортивным навыкам // ТиПФК. 2020. № 12. С. 49-51. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 04/2025 https://tribune-scientists.ru 10