- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Статья опубликована в журнале за "Февраль 2020"
Автор(ы) статьи: Козлова К.С.
PDF файл статьиУДК 1174 Козлова Ксения Сергеевна, студентка магистратуры Уральский государственный экономический университет Россия, г. Екатеринбург e-mail: kseniya1996ggg@mail.ru Научный руководитель: Злоказов А.В., кандидат экономических наук, доцент Уральский государственный экономический университет Россия, г. Екатеринбург СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ Аннотация: В настоящей статье раскрыта потребность российского общества в проектировании образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей личности, дано современное понимание инклюзивного образования и выявлены особенности реализации инклюзии в образовательных учреждениях, которые дают возможность таким детям найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал. Также в статье сформулированы причины, которые препятствовали развитию инклюзивных форм обучения в нашей стране, что позволило взглянуть на поставленную проблему комплексно. Ключевые слова: инклюзия, образование, инклюзивное образование, доступная среда, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, инклюзивная практика, включенность. Kozlova Ksenia Sergeevna, master student Ural State University of Economics Russia, Yekaterinburg Scientific advisor: Zlokazov V. A., candidate of economic sciences, associate professor Ural State University of Economics Russia, Yekaterinburg CURRENT STATE OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA Abstract: This article reveals the need of the Russian society to design the educational process taking into account the individual educational needs of the 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 https://tribune-scientists.ru individual, gives a modern understanding of inclusive education and reveals the features of the implementation of inclusion in educational institutions that allow such children to find their place in life and realize their life potential. The article also outlines the reasons that hindered the development of inclusive forms of education in our country, which allowed us to look at the problem in a comprehensive way. Key words: inclusion, education, inclusive education, accessible environment, limited health opportunities, disability, inclusive practice, inclusion. В современном мире особую актуальность приобретают вопросы доступа образовательных услуг для людей с ограниченными возможностями. Инклюзивное образование – это признанный на международном уровне инструмент соблюдения прав человека на получение образования, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека в 1948 году, Всемирной декларации об образовании для всех, принятого в Джонтьене в 1990 г., в Конвенции ООН о правах инвалидов в 2006 г. [1], в Конституции РФ [2] и Законе Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г. [3]. Курс государственной политики современной России ориентирован на субъектов с разными физиологическими возможностями. В соответствии с Конституцией Российской Федерации право на образование является одной из приоритетных задач, стоящих перед органами государственного механизма. На данный момент по состоянию на 1 января 2019 г. в Российской Федерации проживают 670006 чел. детей-инвалидов до 18 лет (данные Федеральной службы государственной статистики) [4]. Это большая категория детей, требующая особого подхода к обучению и подготовки образовательной среды для них. Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения субъектов образовательной среды, с особыми физиологическими потребностями [5, с. 154]. Современная система образования развитого демократического сообщества призвана соответствовать индивидуальным образовательным потребностям личности, в том числе [6, с. 37]: 2 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 https://tribune-scientists.ru 1) потребности в полноценном и разнообразном личностном становлении и развитии – с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей (личностная успешность); 2) потребности в органичном вхождении личности в социальное окружение и плодотворном участии в жизни общества (социальная успешность); 3) потребности в развитости у личности универсальных трудовых и практических умений, готовности к выбору профессии (профессиональная успешность). Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития) в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования. Такой подход терминологически связан с процессом, который называется инклюзия в образовании, и, соответственно, образование в русле этого подхода – инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, – в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [7, с. 110]. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Базой для формирования понятия «инклюзивное образование» стало постулат о том, что образование является основным правом человека и что оно создаёт основу для более справедливого общества. Все имеют право на 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 https://tribune-scientists.ru образование. Все, независимо от их индивидуальных качеств и проблем со здоровьем [7, с. 111]. В современном образовании термины «интегрированное обучение», «инклюзивное обучение», «совместное обучение» широко и часто используются как синонимы. Однако они совсем не равнозначны, каждый обладает собственным смыслом, и между собой они находятся в отношении соподчинения. Наиболее общим является термин «совместное обучение», включающий в себя остальные два. Ведь ситуация совместного обучения достигается не только тогда, когда в школе (классе) объединяются учащиеся, разные по своим психофизическим, речевым, сенсорным, интеллектуальным возможностям (да и в отношении обычного класса вряд ли можно говорить об абсолютно однородном составе детей), но и тогда, когда при определенных социо- культурных условиях в одной школе (классе) в учебном процессе объединены дети, различающиеся по языковому, национальному, расовому, конфессиональному, половому, сословному, возрастному или по каким-либо другим признакам [8, с. 65]. Таким образом, обучение детей с ограниченными психофизическими возможностями вместе с детьми, имеющими нормативное развитие, – один из многочисленных вариантов возможного совместного обучения. Интегрированное обучение исторически и семантически в большей степени связано с проблемой совместного обучения детей с ограниченными психофизическими возможностями (далее - ОПВ) и обычных детей. Здесь речь может идти о самых разнообразных организационных вариантах совместного обучения [8, с. 92]: 1) отдельная (специализированная) группа в массовом дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) или отдельный (специализированный) класс в структуре массовой общеобразовательной школы, где занимаются только дети с ОПВ (одной нозологической группы, например, дети с нарушениями слуха); 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 https://tribune-scientists.ru 2) специальные (коррекционные) образовательные учреждения (СКОУ), где обычные дети учатся (воспитываются) вместе с детьми, имеющими ОПВ. Программы обучения для детей с ОПВ в этом случае имеют редуцированный характер и реализуются в пролонгированные сроки (т.е. обучение осуществляется по адаптированным образовательным программам – уровни 2 и 3). Таким образом, интегрированное обучение понимается как совместное обучение и воспитание детей с ООП и детей с нормативным развитием, предполагающее самые разнообразные организационные формы, отличающиеся по месту, времени, продолжительности, характеру присутствия, по возможностям и качеству контактов между обучаемыми. Для обычных учащихся образовательная интеграция или инклюзия означает свободу выбора между инклюзивным и обычным классом с обеспечением для них качества и темпа обучения, предусмотренных образовательным стандартом [9, с. 278]. Современный понятийный аппарат инклюзивного образования представляет собой результат изменений, которые он претерпел в процессе исторического развития феномена образовательной интеграции. В XVII в. швейцарский математик Я. Бернулли (1654-1705) ввел в математику термин «интеграл». В последующие три столетия термин «интегрировать» постепенно проник в другие отрасли научного знания – сначала в философию, затем в психологию, социологию, а потом и в педагогику. Термин «интеграция» произошел от латинского слова integrare – «восполнять, дополнять» и прилагательного integer – «восполненный, целостный» [9, с. 252]. Проведенный анализ методологических коллизий, связанных с реализацией идеи инклюзии, как нам представляется, ясно показывает, что выработка новой, научно обоснованной концепции инклюзии еще требует дальнейших исследований. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов [1] запрещена дискриминация в любой форме по признаку инвалидности. Инвалидам законом 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 https://tribune-scientists.ru гарантирована равная с другими и эффективная правовая защита от дискриминации. Инклюзивное образование - прогрессивный способ обучения в современном обществе, ведь благодаря ему у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья появляется шанс реализовать свое право на получение качественного образования, адаптированного к его возможностям и потребностям, и возможность найти свое место в жизни и реализовать свой жизненный потенциал. При незначительных успехах почти двадцатилетнего периода интегрированного образования система общего образования России столкнулась со значительными трудностями. Не накопив отечественного опыта интеграции в образовании, педагогическая практика начала движение к инклюзии [10, с. 134]. Обобщив позиции исследователей, отметим причины, которые повлияли на сложности переходного периода: – отсутствие четких теоретических границ в определении понятий «интегрированное образование» и «инклюзивное образование». Ряд ученых (Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Н.Д. Шматко, Т.Ю. Четверикова и др.) определяли инклюзивное образование как вариант интегрированного образования. Исследователи Е.А. Екжанова, Д.В. Зайцев, В.А. Ситаров, А.И. Шутенко и другие считают эти понятия равнозначными [10, с. 149]; – формальный перенос зарубежных моделей инклюзивной практики без учета опыта отечественной дефектологической науки и коррекционной школы, условий и возможностей региона (Россия использовала модель «Поглощения»); – стихийный характер внедрения инклюзивного образования при отсутствии нормативно-правовой базы; – неготовность педагогической общественности, ориентированной на получение более высокого рейтинга (по показателям ЕГЭ и процентам поступивших в вузы, победам в олимпиадах и конкурсах, участию в грантах и т.д.), к принятию ребенка с ОВЗ в образовательную организацию; – оптимизация сети специализированных школ через их закрытие и увеличение количества образовательных школ, организующих инклюзивную 6 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 https://tribune-scientists.ru практику; – отсутствие в учреждениях общего типа специальных условий (архитектурных, материально-технических, методических и т.д.), а значит, и инклюзивной среды для удовлетворения образовательных потребностей лиц с ОВЗ; – отсутствие в школах таких специалистов, как дефектолог, логопед, психолог, специалист по лечебной физкультуре и т.д., осуществляющих специальную психолого-педагогическую поддержку и сопровождение детей с ОВЗ; – неготовность учителей к работе с данной категорией детей (методологической, психологической, дидактической, методической и т.д.). Таким образом, в современном понимании под инклюзивным (т.е. включающим) обучением представляется такая организация интегрированного обучения (таким образом, инклюзивное обучение является более узким понятием), при которой дети с ОПВ по одному или малой группой непосредственно включаются вместе с обычными детьми в учебный процесс класса (группы ДОУ) на равных с ними условиях участия. Для этого учебный процесс должен быть трансформирован таким образом, чтобы одновременно соответствовать образовательным потребностям каждого участника, но главное – обеспечивать их. Важными элементами такой трансформации являются обучение учащихся с ООП по разработанным для них адаптированным образовательным программам и создание специальной образовательной среды в инклюзивном классе. 1. Конвенции о правах инвалидов / Резолюция A/61/611, принята генеральной Ассамблеи ООН от 24 января 2007 г. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 7 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 https://tribune-scientists.ru Список литературы: 2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 3. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 30.01.2020 г.). 5. Бемм И.Н. Инклюзивное обучение - комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ // Состояние и перспективы развития инклюзивного образования в Республике Калмыкия: сборник материалов региональной научно-практической конференции. 2018. С. 153-156. 6. Зайцева И.А. Инклюзивное образование как неотъемлемая часть современного образования. В сборнике: Актуальные проблемы социального образования: региональный аспект // Материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2018. С. 33-38. 7. Изотов М.О. Инклюзивное образование: перспективы и сложности внедрения в систему российского образования // Инновации в образовании Материалы X научно-практической конференции. 2018. С. 109-112. 8. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: европейский опыт - российские тенденции // Сборник материалов итоговой Международной научно-практической конференции в рамках проекта Европейской комиссии Темпус «Лица с комплексными нарушениями и инклюзивное образование». СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 111 с. 9. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 26- 28 июня 2013 года. М.: Буки Веди. 2013. 711 с. 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 https://tribune-scientists.ru 10. Нигматов З.Г. Инклюзивное образование: история, теория, технологии. Казань: Познание, 2014. 219 с. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 02/2020 9 https://tribune-scientists.ru