- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ПРИЕМА И АДАПТАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2025"
Автор(ы) статьи: Лагутина С.А.
PDF файл статьи
УДК 325.1 Лагутина Светлана Александровна студентка 2 курса магистратуры, государственное и муниципальное управление Брянский филиал РАНХиГС, Россия, г. Брянск e-mail: viole.klimova@yandex.ru Научный руководитель: Лабекин В.В., кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры государственного управления и менеджмента Брянский филиал РАНХиГС, Россия, г. Брянск К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ПРИЕМА И АДАПТАЦИИ БЕЖЕНЦЕВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы совершенствования нормативной базы, регулирующей механизм приема и адаптации беженцев в Российской Федерации. Анализируются существующие законодательные инициативы, выявляются недостатки и предлагаются рекомендации по улучшению правовых норм для эффективной интеграции беженцев в общество. Ключевые слова: беженцы, мигранты, адаптация, миграционная политика, интеграция. Lagutina Svetlana Aleksandrovna 2nd year master student public and municipal administration Bryansk branch of RANEPA, Russia, Bryansk Scientific adviser: Labekyn V.V., candidate of sociological sciences, associate professor, associate professor of the department of public administration and management Bryansk branch of RANEPA, Russia, Bryansk ON THE QUESTION OF IMPROVING THE REGULATORY FRAMEWORK FOR THE IMPLEMENTATION OF THE MECHANISM Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 1 FOR THE RECEPTION AND ADAPTATION OF REFUGEES IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The article examines current issues of improving the regulatory framework governing the mechanism for the reception and adaptation of refugees in the Russian Federation. Existing legislative initiatives are analyzed, shortcomings are identified, and recommendations are offered to improve legal norms for the effective integration of refugees into society. Key words: refugees, migrants, adaptation, migration policy, integration. На сегодняшний день Российская Федерация одна из принимающих стран для миграционного потока, учитывая государственные изменения, а также ситуационную обстановку в мировом сообществе, вопросы по проблематике реализации механизма приема и адаптации беженцев очень важны. С.Ю. Домин считает, что: «…для успешной реализации поставленных задач необходимо (в миграционном вопросе) аккумулировать положительный опыт сотрудничества органов государственной власти и институтов гражданского общества» [1]. Межнациональный и межконфессиональный диалог, как внутри страны, так и за ее пределами, является одним из актуальных рычагов воздействия на миграционные механизмы беженства. Современный этап развития мирового сообщества характеризуется неизменным ростом миграции населения, в результате чего все большее количество граждан оказывается за пределами территории государства своего гражданства. По итогам 2022 года число мигрантов и беженцев в мире достигло рекордной отметки. Учитывая злободневность данной тематики, Указом Президента РФ от 31 октября 2018 года № 622, в России была принята новая Концепция миграционной политики РФ на 2019-2025 годы. В концепции одними из основных задач миграционной политики названы следующие: «Cоздание условий для адаптации к правовым, социально-экономическим, культурным и иным условиям жизни в Российской Федерации иностранных граждан, испытывающих сложности в адаптации, обусловленные особенностями их культуры и привычного жизненного уклада, а также иными факторами; Оказание помощи иностранным Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 2 гражданам, ищущим защиту на территории Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и законодательством Российской Федерации» [2]. Одним из основополагающих нормативных документов, заложивших основу по механизму приема и адаптации беженцев, следует выделить Конвенцию 1951 года, которая носит универсальный характер. К региональным соглашениям следует отнести международные договоры, заключенные в рамках региональных международных организаций, сфера действия которых распространяется на государства, принадлежащие к одному географическому региону, например, Конвенция по конкретным аспектам проблем беженцев в Африке (1969 год), Европейское соглашение об отмене виз для беженцев (1959 год), Европейское соглашение о передаче ответственности за беженцев (1980 год). Еще одним подтверждением важности урегулирования вопросов беженства является принятие на одном из заседаний Генеральной Ассамблеи ООН - «Глобальной Повестки дня на период до 2030 года». Региональные соглашения по правам человека, совпадая с универсальными в трактовке прав и свобод, имеют более эффективную судебную систему контроля за их соблюдением государствами в отличие от механизма контроля за соблюдением универсальных конвенций, осуществляемых квазисудебными органами - комитетами, заключения которых не имеют обязательной юридической силы для государств. Еще одним региональным актом в сфере регламентации правового статуса вынужденных мигрантов выступает Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам от 24.09.1993 года. Законодательство Российской Федерации, каким мы его видим на настоящий день, в сфере регулирования миграции беженцев начинает свое формирование в начале 1990 года. Один из начальных этапов ознаменовался принятием Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее - ФЗ «О беженцах»). Но несмотря на это современное законодательство РФ, в настоящее время, не может в полной мере обеспечивать потребности реализации Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 3 государственной миграционной политики, поскольку не учитывает многие вызовы современного этапа сохранения национальной безопасности. Большинство вопросов по актуализации вызывает ФЗ «О беженцах», в виду того что, закон не закрепляет вопросы политического убежища, временной и дополнительной защиты, в нем отсутствует статус отдельной категории лиц, например, инвалидов и стариков, что указывает на отсутствие достаточной проработки данного нормативного акта и его низкую сбалансированность с интересами современного общества. Таким образом, правовые нормы должны учитывать изменяющийся характер миграции. В таких условиях создание надлежащего механизма правового регулирования вынужденной миграции, действующего в интеграционных границах, может стать эффективным инструментом сглаживания потенциальных межгосударственных противоречий и гарантировать соответствующий уровень защиты прав мигрантов. В.А. Волох размышляет о том, что: «Назрела необходимость перехода от количественного регулирования миграции к качественному. Растущая культурная дистанция между коренным населением и мигрантами ведет к росту числа проявлений ксенофобии и усиления напряженности в межнациональных отношениях» [3]. В том числе и Российская Федерация одной из целей государственного урегулирования миграционное политики обозначает формирование взаимной толерантности между мигрантами и населением, что находит свое отражение в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Как отмечет Т.С. Масловская: «В России сохраняются проблемы, связанные с отсутствием надлежащего механизма распределения лиц, получивших убежище, между субъектами РФ. Имеющийся порядок распределения базируется на ежегодно устанавливаемой Правительством РФ квоте для каждого субъекта РФ. В случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации указанных лиц места их пребывания и условия содержания определяются Правительством РФ» [4]. 4 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru Таким образом, можно сделать вывод, о том, что на сегодняшний день миграционное законодательство в целом сформировано, однако нуждается в модернизации с учетом современных вызовов и угроз. Cписок литературы: 1. Научно-практическая конференция интеграция и адаптация мигрантов и беженцев в России // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». 2. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» // Собрании законодательства Российской Федерации от 5 ноября 2018 г. № 45 ст. 6917. 3. Волох В.А., Суворова В.А. Теоретические основы изучения проблем адаптации и интеграции мигрантов в российский социум // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 4. Андриченко Л.В., Масловская Т.С., Плюгина И.В. Государственное управление в сфере миграции: опыт Российской Федерации и Республики Беларусь // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 5