- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2025"
Автор(ы) статьи: Курочкина Е.И.
PDF файл статьи
УДК 378.1 Курочкина Елена Ивановна тьютор МОУ «Сергиевская СОШ» Россия, Краснояружский район e-mail: elena.kur70@yandex.ru ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УНИКАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ Аннотация: В данной статье представлены ключевые аспекты тьюторского сопровождения, а также рассмотрена роль педагога, реализующего этот подход в образовательной деятельности. Также проводится обзор исторических условий, которые привели к теоретическому осмыслению данного феномена педагогической практики. Ключевые слова: тьюторство, педагогическая личность, индивидуально- ориентированный подход, самообразование, образовательные проекты. Kurochkina Elena Ivanovna tutor MOU "Sergievskaya Secondary school" Russia, Krasnoyaruzhsky district TUTOR SUPPORT AS A UNIQUE PHENOMENON IN PEDAGOGY Abstract: This article presents the key aspects of tutor support, as well as the role of a teacher implementing this approach in educational activities. A review of the historical conditions that led to the theoretical understanding of this phenomenon of pedagogical practice is also conducted. Keywords: tutoring, pedagogical personality, individually-oriented approach, self-education, educational projects. Современный человек живет в условиях постоянных изменений, которые формируют его опыт и мировоззрение. В этой системе взаимодействий человек выступает как целостная личность, стремящаяся к раскрытию и реализации своего внутреннего «я». Поскольку данный процесс занимает значительное время и является ключевым смыслом жизни каждого индивидуума, он требует грамотного управления или сопровождения. В связи с этим роль педагога приобретает первостепенное значение. Основная задача педагога – не только Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 1 передать знания, но и помочь учащемуся успешно адаптироваться к динамично меняющимся условиям окружающего мира. Создавая систему педагогического сопровождения, важно понимать, что человек, согласно экзистенциальной философии, является творцом своей судьбы. Как отмечают философы, «структура личности изначально организована как некое “я”, и задача этого “я” – становиться самим собой». В качестве методологического базиса для организации тьюторского сопровождения оптимально использовать принципы индивидуально- ориентированного образования. Эти подходы наиболее органично сочетаются с гуманистической психологией, формирующей концептуальные основы педагогической практики. Гуманистическая психология, так же как и тьюторство, строится на идее фасилитации – процесса, описанного Карлом Роджерсом, выдающимся американским ученым и основоположником данной психологической школы. Роджерс представил концепцию «самости» как совокупность восприятия индивидом себя, своей роли и места в окружающей действительности. Прорывной идеей гуманистической психологии стало утверждение уникальности каждого человека. В образовании этот подход позволил отказаться от механистических принципов обучения, сделав акцент на развитие индивидуальности. Основная цель образования, по мнению Роджерса, заключается в воспитании уникальной личности, способной к самостоятельному развитию. Фасилитатор, или помощник в раскрытии потенциала личности, способствует созданию условий для самоактуализации, которая представляет собой естественное стремление человека к максимальному раскрытию своих возможностей. На основе этих принципов возникло тьюторство – новая образовательная технология, направленная на индивидуальное сопровождение учащихся. Тьютор помогает справляться с различными вызовами – от эмоциональной поддержки до преодоления образовательных трудностей. Однако роль тьютора шире, чем Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 2 просто помощь: он выполняет функции координатора, наставника и консультанта. Тьюторское сопровождение как педагогическая технология подразумевает длительную работу с обучающимся в индивидуальном формате. Этот процесс предполагает регулярные встречи, во время которых создается пространство для саморазвития. Тем не менее такая деятельность требует значительных ресурсов, как временных, так и профессиональных, что предъявляет высокие требования к личности тьютора. Задача тьютора – помочь подопечному двигаться по пути достижения целей, сочетая культурные стандарты и индивидуальные интересы. Как отмечает Л. Долгова, тьютору важно организовать пространство для «опробования» – творческой реализации, где учащийся может исследовать и развивать свои возможности. Соответствие данному требованию возможно лишь при условии, что педагог обладает особыми качествами, описанными Ш.А. Амонашвили, необходимыми для полноценного образовательного процесса. Прежде всего, это умение глубоко понимать учащихся, вне зависимости от их возраста. Это качество включает способность радоваться успехам учеников, сопереживать их трудностям и разделять их эмоции. Во-вторых, педагог должен обладать великодушием, добротой, отзывчивостью и сердечностью. Доброта и отзывчивость предполагают терпимость и умение сохранять выдержку, что помогает оценивать способности ученика с оптимизмом, учитывая его индивидуальные особенности. Указанные характеристики прекрасно вписываются в принципы гуманистической психологии и личностно-ориентированного подхода. Именно благодаря этим качествам обучающийся, вне зависимости от возраста, получает возможность раскрыть и развить своё внутреннее «я». В-третьих, преподавателю важно уметь радоваться успехам учащегося – его взрослению, развитию и совершенствованию. Только в этом случае обучаемый сможет ощутить свои достижения, поверить в собственные силы и 3 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru раскрыть свой потенциал. Такая методика особенно актуальна для работы тьютора, основная задача которого заключается в содействии развитию индивидуальных возможностей ученика. Для этого педагог создаёт пространство «опробования», где ученик может экспериментировать, исследовать и реализовывать свои способности. Согласно Т.М. Ковалёвой, термин «сопровождение» представляет собой метод, направленный на создание условий, способствующих принятию субъектом оптимальных решений в сложных ситуациях жизненного выбора [3]. В этом контексте тьюторское сопровождение можно определить как помощь в процессе принятия решений в условиях неопределённости. Тьюторское сопровождение представляет собой сложный и многогранный процесс. Его истинная эффективность достигается только при наличии искреннего интереса к личности обучаемого. Это позволяет педагогу учитывать индивидуальные интеллектуальные и познавательные потребности каждого обучающегося, помогая ему осваивать современные когнитивные технологии и разрабатывать собственные образовательные проекты. Организуя такую деятельность, тьютору важно учитывать ценности, ориентиры и приоритеты обучающегося, В образовательной дидактике тьютор выполняет роль сопровождающего. Он поддерживает процесс самообразования, способствует созданию и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Во время обсуждения таких проектов тьютор моделирует возможные этапы саморазвития, помогая обучающимся выбирать материалы, структурировать знания и находить их практическое применение. Эта работа может проходить как в группах, так и в индивидуальном формате, способствуя более глубокому осознанию обучаемым логики и стратегии саморазвития. Основной ценностью тьюторской работы является индивидуальное продвижение обучающегося. Именно тьютор помогает понять, что образование — это основа личностного роста, а поиск знаний является ключевым результатом учебного процесса. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 4 Тьютор, обладающий широкими знаниями и опытом, становится важным звеном образовательного процесса. Для успешного выполнения своей роли он должен обладать навыками педагогической, методической и управленческой деятельности, а также опытом работы в соответствующих областях знаний. Чем выше уровень подготовки тьютора, тем больше возможностей открывается перед ним и тем сложнее задачи, которые он может решать. В его обязанности входит: • помощь обучающимся в раскрытии их учебного потенциала; • сопровождение учебного процесса; • консультации и поддержка обучающихся. В роли преподавателя тьютор должен: • проводить образовательные занятия; • обеспечивать использование учебных материалов и методических пособий. Как консультант, тьютор обязан: • организовывать групповые и индивидуальные занятия, • давать индивидуальные рекомендации по изучаемым предметам. В качестве организатора тьютор должен: • составлять индивидуальные графики учебного процесса; • проводить групповые занятия для развития коммуникативных навыков. Таким образом, тьюторская деятельность представляет собой социально- педагогический подход, в рамках которого объединяются усилия всех участников образовательного процесса для повышения эффективности обучения. Это возможно лишь при условии, что педагог активно оказывает педагогическую поддержку своим подопечным. Тьюторство помогает обществу создавать образовательное пространство, где обучающийся не только осваивает знания, умения и навыки, но и развивает механизмы самоопределения и самореализации. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru Актуальность этой деятельности продиктована экономическими и социальными изменениями, которые требуют новых подходов к условиям, формам и методам обучения. В педагогической практике тьюторство представлено как современная форма сопровождения, способная объединить заботу о подопечном с его личностным ростом. По мнению О.С. Газмана [4], педагогическая поддержка в условиях личностно-ориентированного подхода является важнейшим направлением деятельности педагога. Она способствует самостановлению обучающегося как уникальной личности, основываясь на таких ценностях, как свобода, самоопределение и осмысленное отношение к своей жизни и будущему. Этот подход соответствует задачам гуманизации образования. Современное образование ставит перед собой цель научить человека воспринимать себя как ресурс и использовать свои способности для достижения целей и формирования своего будущего. Основная задача тьютора — сделать образовательный процесс доступным и понятным. Это предполагает создание среды, где каждый обучающийся сможет решать творческие задачи, опробовать свои возможности и учиться адаптироваться к изменениям. Таким образом, грамотный тьютор играет ключевую роль в обучении, так как он осваивает и передаёт новую парадигму передачи знаний. Личностно- ориентированное образование, к которому стремится современная педагогика, способствует развитию навыков самообразования. Процесс самообразования представляет собой взаимодействие тьютора и обучающегося в ходе совместной рефлексии. Этот процесс направлен на реализацию индивидуального образовательного проекта, который раскрывает и развивает личностный потенциал обучаемого. В результате такого сотрудничества у школьника расширяются возможности как в психологической сфере, так и в учебной деятельности, что делает его более подготовленным к самостоятельному развитию и успеху. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 6 Список литературы: 1. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная система // Новые ценности: десять концепций и эссе. - М.: Инноватор, 1995. С. 58. 2. Долгова Л. Тьюторство в аспекте результативности образования // Приложение к газете «1-е сентября». 2004. № 27-28. 3. Ковалёва Т.М. Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе: тьюторское сопровождение // Инновации в образовании. 2007. № 11. 4. Кьеркегор C. Cтрах и трепет. М.: Прогресс, 1993. 266 c. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 7