- ТРИБУНА УЧЁНОГО электронный научно-практический журнал
✒ ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ В НАШЕМ ЖУРНАЛЕ
ОПУБЛИКОВАТЬ СТАТЬЮ
-
•
РЕГИСТРАЦИЯ•ВХОД•
ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РФ
Статья опубликована в журнале за "Январь 2025"
Автор(ы) статьи: Бугаева К.С.
PDF файл статьи
УДК 325.1 Бугаева Кристина Сергеевна студентка 2 курса факультет истории и права Смоленский государственный университет Россия, г. Смоленск e-mail: bugaeva.cristina@gmail.com Научный руководитель: Мельник Светлана Львовна кандидат юридических наук доцент кафедры организации судебной и прокурорской деятельности Смоленский государственный университет Россия, г. Смоленск ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РФ Аннотация: Исследование, представленное в данной статье, фокусируется на проблемах формирования и оптимизации административно- правовых инструментов, касающихся миграционных процессов в Российской Федерации. В работе охватываются ключевые аспекты регулирования миграции на уровне административного права, включая вопросы ответственности за нарушения миграционного законодательства. Особое внимание уделяется механизму административного выдворения иностранных граждан. В рамках исследования также выявляются недостатки текущих административно-правовых механизмов и предлагаются направления для их улучшения. Ключевые слова: миграция, административно-правовые механизмы, административное выдворение, миграционная политика, миграционные нормы. Bugaeva Kristina Sergeevna 2nd year student Faculty of History and Law Smolensk State University Russia, Smolensk Scientific adviser: Melnik Svetlana Lvovna candidate of legal sciences Associate Professor of the Department of Organization of Judicial and Prosecutor's Activities Smolensk State University Russia, Smolensk 1 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru PROBLEMS OF FORMATION AND IMPROVEMENT OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL MECHANISMS OF REGULAR OF MIGRATION PROCESSES IN THE RUSSIAN FEDERATION Abstract: The research presented in this article focuses on the problems of formation and optimization of administrative and legal instruments related to migration processes in the Russian Federation. The paper covers key aspects of migration regulation at the level of administrative law, including issues of liability for violations of migration legislation. Special attention is paid to the mechanism of administrative expulsion of foreign citizens. The study also identifies the shortcomings of the current administrative and legal mechanisms and suggests ways to improve them. Key words: migration, administrative and legal mechanisms, administrative expulsion, migeation policy, migration norms. Актуальность темы вызвана необходимостью совершенствования административно-правовых механизмов регулирования миграционных процессов в условиях глобализации, демографической ситуации в России и усиления миграционных потоков. Эффективное управление миграцией важно для обеспечения экономической стабильности, социальной гармонии и национальной безопасности. Рассматривая международную миграцию в современном контексте, можно отметить, что, несмотря на события 2022 года, из общего числа 730,3 тысячи прибывших в страну, российские граждане составили лишь 40,1%. Большую часть миграционного потока представляют иностранные граждане, среди которых 87,3% составляют выходцы из стран СНГ. В 2022 году наибольшее количество мигрантов было зафиксировано от граждан Таджикистана (25,5%) и Украины (20,4%), что стало основным фактором, способствующим миграционному приросту за год. В период с января по декабрь 2023 года наблюдается рост миграционного обмена с большинством стран СНГ, однако в отношениях с Украиной фиксируется снижение миграционного прироста [11]. К сожалению, значительная доля миграционных перемещений происходит с нарушением законов государств, принимающих мигрантов. В большинстве случаев иностранные граждане и лица без гражданства не выполняют установленные правила въезда, выезда, пребывания и трудовой Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 2 деятельности. Это обстоятельство подчеркивает необходимость тщательной оценки ситуации и применения эффективных мер для её стабилизации. Административно-правовые механизмы регулирования миграционных процессов – это совокупность правовых норм, процедур и инструментов, применяемых государственными органами для управления перемещением людей через границы государства, а также их пребыванием на территории страны [10, с. 124]. Правовую основу миграционной политики в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации [1], международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Перечислим данную правовую базу: Федеральные законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [3], «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [4], «Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» [5], «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [6] и ряд других нормативных актов. В совокупности эти нормы способствовали более четкому и целенаправленному подходу в осуществлении миграционной политики в России. Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [4] устанавливает правила для учета перемещений иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, когда они въезжают в Россию, пересекают её территорию транзитом, передвигаются внутри страны, выбирая или меняя место своего проживания, а также покидают страну. Важно отметить, что такие перемещения подлежат обязательному учёту, что делает эти процессы прозрачными и доступными для контроля со стороны государственных органов. В случае выявления нарушений контрольные органы могут оперативно принять меры для предотвращения дальнейших проблем. Что касается нелегальных мигрантов, для них существует отдельная система Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 3 регулирования – миграционная служба. Её задачи включают поддержание стабильного социально-экономического и демографического состояния страны, защиту национальных интересов и обеспечение безопасности государства. Кроме того, эта служба отвечает за удовлетворение потребности российской экономики в рабочей силе, рациональное распределение населения по регионам, реализацию трудового и интеллектуального потенциала мигрантов, а также содействие развитию демократических институтов. Несмотря на наличие достаточно развитого нормативно-правового поля, практика показывает, что реализация административно-правовых механизмов регулирования миграционных процессов сталкивается с целым рядом трудностей. Законодательные акты, касающиеся миграции, практически не устанавливают четких правил для потоков мигрантов из стран-соседей, входящих в Содружество Независимых Государств. Для граждан этих стран предусмотрены более простые условия получения виз или вовсе безвизовый режим. В частности, существует ряд сложностей с упорядочением миграции из Республики Беларусь и Украины. Кроме того, в области правового регулирования трудовой миграции имеются значительные недостатки. В настоящее время отсутствуют специальные программы, направленные на сезонную трудовую миграцию, а действующая система квотирования не полностью удовлетворяет требования работодателей [9, с. 40]. Необходимо разработать стратегии, которые обеспечат более эффективное регулирование миграционных потоков, защиту прав мигрантов и удовлетворение потребностей работодателей. В частности, следует отметить, что отсутствует и унифицированный метод в отношении применения административного выдворения к иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые совершили административные правонарушения. Административное выдворение представляет собой юридическую процедуру принудительного либо контролируемого перемещения иностранцев и Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 4 апатридов через государственную границу Российской Федерации за ее пределы, в определенных законом случаях, которая устанавливается судом [8, с. 262]. Данная процедура применяется в строго определенных законом ситуациях и осуществляется по решению суда. Основаниями для выдворения могут служить серьезные нарушения российского законодательства, деятельность, которая противоречит интересам граждан России, а также необходимость охраны здоровья, нравственных ценностей и прав граждан. Так, например, Магаданский областной суд постановил о применении административного штрафа к гражданину К. с обязательным последующим выдворением за пределы страны. Это решение было принято в связи с тем, что гражданин не смог осуществить выезд с территории Российской Федерации в установленный срок, что квалифицировалось как нарушение норм, регулирующих пребывание иностранных граждан. В процессе судебного разбирательства К. представил электронный авиабилет, что послужило основанием для изменения решения суда в сторону контролируемого выдворения [7]. Анализируя административное выдворение как одну из разновидностей административных санкций, следует принимать во внимание, что данная процедура регулируется не только Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, но и статьей 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [3]. Тем не менее, необходимо отметить, что данное регулирование вступает в противоречие с пунктом 1 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ [2], который регулирует общие принципы и положения законодательства об административных правонарушениях, включая классификацию видов административных мер ответственности и их применение. Эти обстоятельства подчеркивают отсутствие чёткой границы между различными уровнями административно- процессуального законодательства. Дополнительно пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации [1] рассматривает этот вид законодательства как самостоятельный. 5 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru Миграционная ситуация как в России, так и за ее пределами требует от законодательной власти постоянного реагирования, что приводит к необходимости актуализации и улучшения правовых норм, касающихся данной области. Принятие Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, действительной до 2025 года и утвержденной Президентом страны [5], стало ключевым шагом в сфере миграционного регулирования. Этот документ очертил основные цели, принципы и задачи, а также обозначил ключевые направления и механизмы для реализации миграционной политики в России. Среди обозначенных направлений особое внимание уделяется необходимости улучшения правовых основ и введения более строгих мер ответственности за нарушения миграционного законодательства. Для достижения поставленных в Концепции задач, особенно в контексте повышения эффективности государственного контроля за процессами въезда и пребывания иностранных граждан в России, требуется более детальное регламентирование процедур въезда и административного выдворения. Следовательно, актуализация миграционного законодательства становится важным условием для обеспечения правопорядка и соблюдения юридических норм в этой области. Также предлагается пересмотреть существующий подход к административному выдворению иностранных граждан, акцентируя внимание на вопросах финансирования данного процесса. Имеется мнение, что за расходы, связанные с выдворением, должны отвечать сами нарушители или организации, которые их пригласили, так как каждый отвечает за свои действия и их финансовые последствия. Тем не менее, действующее законодательство, в частности статья 34 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», зачастую демонстрирует свою неэффективность. Часто возникают ситуации, когда временные компании, Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 6 принимающие иностранных работников, вскоре прекращают свою деятельность, что усугубляет возникшие проблемы. С целью решения указанных проблем необходимо внести изменения в законодательство, в частности ввести следующие требования: 1) Иностранные граждане, въезжающие в Россию, должны иметь билет на обратный путь или документ, подтверждающий наличие средств, достаточных для его приобретения, размещенных на депозите МВД. 2) Юридические и физические лица, приглашающие иностранных граждан, должны предоставить гарантии, что приглашенные имеют билеты на выезд из страны или средства на их приобретение, также размещенные на депозите МВД. Эти меры обеспечат своевременное получение информации компетентными органами о иностранных гражданах, въезжающих в страну, и позволят контролировать их передвижение по территории России. Более того, для формирования у иностранных граждан уважения к российскому законодательству и осознания ответственности за нарушения, можно предусмотреть привлечение их к административной ответственности в случае неподобающего выезда из страны из-за отсутствия билета или средств на его приобретение. Согласно этим предложениям в КоАП РФ может быть введен новый вид административного наказания – «принудительные работы». В главе III Кодекса целесообразно добавить статью, уточняющую, что принудительные работы для иностранных граждан будут заключаться в выполнении задач, направленных на компенсацию затрат на билет для выезда и уплату штрафов. Срок принудительных работ не должен превышать 30 дней. Важно отметить, что данная форма наказания не должна применяться к следующим категориям: несовершеннолетние лица до 16 лет, беременные женщины, матери, ухаживающие за детьми младше трех лет, инвалиды I и II группы, а также пожилые женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 7 В соответствии с вышеизложенным, в статье 32.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целесообразно добавить положение, гласящее следующее: «Если иностранный гражданин или лицо, не обладающее гражданством, подвергнутое административному наказанию в виде выдворения из Российской Федерации, не выполнило условия самостоятельного выезда из страны в установленные законодательством сроки по причине недостатка денежных средств для приобретения билета или оплаты наложенного административного штрафа, то к этому лицу должно быть применено административное взыскание в форме принудительных работ». Итак, применение к иностранцам меры в виде административного выдворения вызывает на практике определенные организационные и финансовые трудности, которые негативно влияют на работу уполномоченных органов и, в итоге, ставят под угрозу безопасность государства. Эти вопросы требуют всестороннего решения и подчеркивают необходимость внедрения соответствующих инициатив. Среди таких инициатив можно выделить предложенные в исследовании идеи, реализация которых позволит: устранить имеющиеся правовые неясности; установить четкие правила для въезда, нахождения и выезда иностранных граждан из страны; обеспечить соблюдение порядка со стороны иностранных граждан, находящихся на территории России; минимизировать дополнительные финансовые затраты на административное выдворение, таким образом, экономя государственные средства; повысить эффективность системы миграционного контроля. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями от 6 декабря 2022 года) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 1. Ст. 1416. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 29.10.2024) // Собр. законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1. 8 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru 3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032. 4. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. 2006. № 30. Ст. 3285. 5. Указ Президента РФ от 14.09.2012 № 1289 «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (ред. от 22.11.2023) // Собрание законодательства РФ. 17.09.2012. № 38. Ст. 5074. 6. Указ Президента РФ от 31.10.2018 № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы» (ред. от 12.05.2023) // Собрание законодательства РФ. 2018. № 45. Ст. 6917. 7. Решение Магаданского областного суда от 13.07.2022 по делу №12- 68/2022 // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». 8. Землянухина Н. С., Землянухина С. Г., Суворова В. В. Проблемы системы миграционных отношений в России как проявление противоречий этой системы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2024. Т. 24. Вып. 3. С. 262–274. 9. Куракин А.В., Костенников М.В., Саидов З.А. Вопросы административно-правового регулирования миграции // Административное и муниципальное право. 2020. № 2. С. 39-52. 10. Мигачев Ю.И. Административное право: учебник для среднего профессионального образования. М: Издательство Юрайт, 2024. 484 с. 11. Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод. [Электронный ресурс] // Режим доступа: URL: https://raexpert.ru/researches/regio№s/migratio№_regio№s_2023/ (дата обращения: 15.11.2024 г.). 9 Журнал «Трибуна ученого» Выпуск 01/2025 https://tribune-scientists.ru